Люди с овз нозологические группы
Нозологические группы инвалидности
При патологиях ОДА в результате врожденных пороков либо ампутации утрачивается нормальная опороспособность и ходьба (при потере ног), осанка, координация движений, а также способность поддержания вертикальной позы. Зачастую при таких изменениях отмечается уменьшение сосудистого русла и массы тела.
- Слепые – больные с абсолютной потерей зрительных ощущений либо люди со светоощущением, то есть они неспособны видеть очертания объектов, а имеют возможность различать лишь присутствие света. Такая группа пациентов, в свою очередь, классифицируется на две степени: 1 – полная утрата зрительной функции и 2 – практическая слепота со светоощущением, и способностью видеть силуэты объектов.
- Слабовидящие – инвалиды, которым качество зрения дает возможность различать объекты, но при этом нечетко видеть их контуры.
Люди с овз нозологические группы
- Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики.
- Остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры.
- Дисгармоничность физического развития.
- Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов.
- Нарушения зрения, слуха, интеллекта.
- Низкая работоспособность.
- Нарушение функций вестибулярного аппарата.
- Задержка моторного и психического развития.
- Нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения.
- Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно-временной ориентации.
- Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки.
- Заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.
Общая характеристика обучения молодых людей с инвалидностью разных нозологических групп
Для лиц с инвалидностью проблема поиска места практики и ее прохождения решается сложнее, чем для других учащихся. В вузах студенты в основном проходят учебно-производственную и преддипломную практики. При организации практики важно учитывать возможности выполнения работы на месте практики, потребности учащегося и имеющиеся для него условия в организации. Очень часто лицам с ОВЗ и инвалидностью работодатели отказывают в приеме на практику, отдавая предпочтение другим студентам без психофизических дефектов. В связи с этим место практики учащимся данной категории должен обеспечивать вуз на своей базе или по договору с организациями, имеющими стажировочные и пилотные площадки для практики лиц с ОВЗ и инвалидностью. Для решения вопроса организации учебной практики необходимо привлекать родителей и представителей учащихся. Вузы должны образовывать на своей базе социальное партнерство с включением в него родителей или опекунов, различных общественных и частных организаций для организации и проведения практики и участия в последующем трудоустройстве учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Как отмечено в рекомендациях по организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью: «При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалидов, относительно рекомендованных условий и видов труда» [3] . Организация практик должна быть оформлена на нормативно-правовом уровне, как один из наиболее важных аспектов в высшем образовании для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В положениях «О прохождении учебных практики» в вузах должна значиться форма организации и прохождения практики для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, однако в настоящее время это не реализуется.
Участие студентов с ОВЗ и инвалидностью в учебных практиках имеет большое значение для их будущего профессионального становления и трудоустройства. При ознакомлении и работе в различных организациях во время практики учащийся с ОВЗ и инвалидностью показывает свои возможности, знания и умения, что способствует его знакомству с работодателем и трудоустройству после окончания обучения. В российской действительности лица с ОВЗ и инвалидностью сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. В настоящее время заметно недоверие к приему на работу выпускников с ОВЗ и инвалидностью со стороны работодателей, которое отчасти можно устранить, привлекая представителей различных организаций и бизнеса к участию в защитах выпускных квалификационных работ, а также при системной работе вузов с ними.
Какие заболевания входят в ОВЗ
ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
- дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
- дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
- дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, болезнь Дарвина, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
- дети с расстройствами аутистического спектра (РА)
Группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012). Правовые основы инклюзивного образования в международном контексте определены в Саламанкской декларации и рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года; «Конвенцией о правах инвалидов», принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
В современном обществе инклюзивное образование признано наиболее гуманным и прогрессивным способом обучения и воспитания детей с особенностями в развитии. При этом следует отметить, что инклюзивное образование показано не всем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья и решение о форме получения образования должно приниматься индивидуально. В качестве определяющего критерия при выборе в пользу инклюзивного образование можно выделить безопасность и благополучие всех участников образовательного процесса. Основополагающим принципом инклюзивного образования можно назвать принцип обеспечения равных прав и возможностей.
Классификация групп детей с ОВЗ
Классификация детей с ОВЗ зависит от типа отклонения, касающегося физической либо психической области, и его степени. Далеко не любое нарушение обусловливает аномалии, поэтому к категории детей с ОВЗ обычно относят тех, кому необходимы особые условия для их функционирования в обыденной жизни. Имеются в виду физические, чувственные или психические отклонения, которые могут быть кратковременными либо постоянными, фрагментарными или общими.
- эмбриональные (до родов), обусловленные заболеванием матери, нервным напряжением, травматизмом либо наследственными факторами;
- натальные (во время родов), произошедшие в результате осложненных либо слишком стремительных родов, неквалифицированной помощи медиков;
- постнатальные (послеродовые), полученные в качестве последствия травмы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.
Особенности развития детей-инвалидов разных нозологических групп
У дошкольников с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты,
Специфика речи при аутизме — это стереотипные высказывания, часто не очень понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей задачи активной целенаправленной коммуникации.
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.
Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Институт развития дополнительногопрофессионального образования
Настоящая программа обеспечивает готовность руководителей, преподавателей, сотрудников сферы дополнительного профессионального образования к разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (с учетом всех нозологических групп) на основе профессиональных стандартов (далее- ПС) для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
повышение уровня имеющихся и формирование новых компетенций у руководителей, педагогических работников и сотрудников сферы дополнительного профессионального образования (далее- ДПО) по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) для инвалидов и слушателей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основе применения профессиональных стандартов и современных знаний по специальной и инклюзивной педагогике.
Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы
Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ. Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение малышей.
Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. На основании коррекционной программы малыши учатся говорить, читать, писать и т.д. Музыкальные занятия являются дополнительным средством обучения, оказывающим влияние на развитие людей с ограниченными возможностями здоровья.
Об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования
В структуру особых образовательных потребностей лиц с РАС входят:
— создание постепенного и индивидуально дозированного введения лица с РАС в ситуацию обучения в общей аудитории;
— организация выбора учебных занятий, которые начинает посещать человек, имеющий РАС, которая обеспечивает его постепенностью перехода от тех форм обучения, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным ко всем остальным;
— организация специальной поддержки лиц с РАС в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обращение за информацией и помощью, выражение своего отношения, оценки, согласия или отказа поделиться впечатлениями;
— обеспечение дополнительными индивидуальными занятиями с психологом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с преподавателем, студентами ,адекватно воспринимать похвалу и замечания;
— создание специальной установки педагога на развитие эмоционального контакта с лицом, имеющим РАС, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
— организация дозированного и постепенного расширения образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
— обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
— могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика, который помогает ориентироваться неслышащим абитуриентам в процессе организации сдачи вступительных испытаний;
24 Дек 2018 marketur 518