Личностная рефлексия воспитателя доу

Различные приемы рефлексии

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Педагогическая рефлексия

Акцентируя внимание на том, что педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности; рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия.
Пониманию сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса, педагогического взаимодействия.

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Рефлексия: В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в парах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Обратите внимание =>  Кому предоставляются льготы на проезд в общественном транспорте

Технологии и приемы рефлексии в педагогическом процессе

Задание 2. «Фиш-боун»: Составьте фиш-боун «Значение реформ Петра I»: на верхних ребрах поместите преобразования, имевшие положительное влияние, на нижних — отрицательное (если класс слабый -из приведенного ниже списка, если сильный — самостоятельно вспомнить реформы). Сформулируйте вывод с оценкой деятельности Петра I в целом, подтвердив его аргументами.
Рабочий лист «Обобщающий урок по разделу «Петровские преобразования» с применением новых приемов рефлексии.
Задание 1.»Телеграмма»:
«Вам предлагается заполнить бланк телеграммы, подумав над вопросами: Что нового вы узнали, изучив эпоху Петра I на предыдущих уроках? Чему вы научились? Что вам понравилось? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 10 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
Армия:
Культура:
Органы власти:
Примерный ответ.
Органы власти: Император, император, еще раз император! Сенат. Синод. Коллегии. Генерал-прокурор
Армия: ура! Корабли! Рекрутский набор. Гвардия. Флот. Уставы. Единая форма. Ордена, медали. Навигацкая школа. Табель о рангах
Культура: Кунсткамера-Бороды-Ассамблеи-Платья-Новый год-Академия наук-Новый календарь-Гражданский шрифт.

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С

Характеристика цветов Макса Люшера: ( Характеристика цветов Макса Люшера: (настроение по цвету ) Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

Обратите внимание =>  Банки отвечают на запросы судебных приставов по электронной почте или через почту россии

Профессиональная рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

Возьмем, к примеру, такую индивидуально-психологическую характеристику как когнитивный стиль. Среди многих из них выделим тот, который несет на себе влияние рефлексивных свойств. Выступая как индивидуально-своеобразный способ переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т.д.) когнитивный стиль оказывает заметное влияние на процессуальные и результирующие стороны педагогического взаимодействия.
Когда педагог приходит на занятие, он погружается в процесс учебно-воспитательного взаимодействия (эксперт по коммуникации). Предметом его рефлексии становится сам процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения. В фокусе рефлексии педагога и его собственные действия, направленные на реализацию задач занятия. Рефлексию педагога в таких ситуациях можно назвать интерактивной, она сопровождает действия, совпадая с ними по времени.

Рефлексия педагога как условие психологического благополучия дошкольника

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Педагогическая рефлексия подразумевает взгляд на себя, собственные мысли и действия со стороны; означает познание и анализ педагогом явления собственного сознания и деятельности; не просто знание и понимание педагогом себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего.
Исследование Д.В. Опариной доказывает, что профессиональная деятельность откладывает отпечаток на мышлении, поведении, отношении к миру. Она выделяет особенности профессиональной ментальности, определяя её компоненты: мотивация, система ценностных ориентаций и профессиональные социальные установки.

Формы, методы, условия формирования педагогической рефлексии у родителей

В ДОУ могут использоваться такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение — дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. В качестве примера в приложении приведен конспект родительского собрания на тему «Подготовка руки старших дошкольников к письму».

Обратите внимание =>  Категории льготников на получение земельных участков в г петрозаводске в 2019 г

Развитие педагогической рефлексии молодого педагога в условиях профессиональной деятельности»

Целью второго этапа было развитие навыка рефлексии, создания в группе атмосферы, способствующей самопознанию, самопроявлению, актуализации каждым своей профессиональной педагогической позиции, стимулирование потребности и способности индивидуального самовыражения в деятельности, побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.
Экспериментальная работа осуществлялась по трём этапам. На первом этапе изучались теоретические основы исследования проблемы педагогической рефлексии, а также проводилась диагностика развития педагогической рефлексии в группе молодых педагогов. На втором этапе была составлена программа развития педагогической рефлексии, которая включила в себя систему педагогических мероприятий, направленных на развитие педагогической рефлексии. Во время её апробации проводился анализ педагогических условий, способствующих развитию педагогической рефлексии. На третьем этапе было проведено повторное диагностирование развития педагогической рефлексии с целью сравнительно-сопоставительного анализа данных констатирующего и контрольного срезов.

Тренинговое занятие для педагогов «Развитие педагогической рефлексии»

Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:
Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии».

Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Ведущий просит проанализировать чувства «взрослого» и «ребенка» при такой модели общения и предлагает педагогам на интерактивной доске схему построения «Я-высказывания»: событие (когда…), ваша реакция (я чувствую…), преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы . я была бы рада . ).
Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.