Льгота по ндс пп 30 п3 ст149 нк рф если не совпадает стоимость реализованных товаров и стоимость приобретенных товаров

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2015 г

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Основанием для вынесения данного решения в оспариваемой части, послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком НК РФ, вследствие непредставления заявления об отказе от освобождения от налогообложения услуг, указанных в НК РФ. По мнению налогового органа, поскольку налогоплательщик в 2011 году оказывал услуги, предусмотренные НК РФ, то право на вычет НДС в размере 17 258 881 руб. у него отсутствует.

Льгота по НДС: содержание общего имущества (Денисова М

Форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок). В случае когда организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и не облагаемые этим налогом, заполнению подлежит не только разд. 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 164 НК РФ» (где указываются величина начисленного налога и суммы НДС, принятые в установленном порядке к вычету), но и разд. 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). «.
В графе 1 данного раздела отражаются коды операций в соответствии с Приложением 1 к Порядку (п. 44.2 Порядка). Операциям, льготируемым в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, присвоен код 1010262, а операциям, льготируемым согласно пп. 30 этого пункта, — код 1010263.
В графе 2 по каждому коду операции показывается стоимость реализованных работ (услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (п. 44.3 Порядка).
Если организация обособляет внутри комплексной услуги по содержанию и ремонту общего имущества работы (услуги), которые выполняются (оказываются) подрядчиками, стоимость именно этих работ (услуг) указывается в графе 2 по коду 1010263. Причем данная стоимость рассчитывается исходя из согласованного с собственниками размера платы.
В графе 3 по каждому коду операции отражается стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению налогом в соответствии со ст. 149 НК РФ (п. 44.4 Порядка). Очевидно, что здесь указывается стоимость приобретения соответствующих работ (услуг) у сторонних организаций, а в графе 4 фиксируются суммы налога, предъявленные такими сторонними организациями, которые не подлежат вычету согласно п. 2 ст. 170 НК РФ (п. 44.5 Порядка).
При неравенстве показателей графы 2 и граф 3, 4 налогоплательщику необходимо подготовить пояснения о причинах его возникновения (см. раздел статьи «Рекомендации налогоплательщику»).
Прежде всего необходимо напомнить, что правом на применение пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ обладают организации, управляющие МКД на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Это следует из совокупности норм пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ и ч. 4.2 ст. 20, ч. 2 ст. 192 ЖК РФ. Поэтому приведенная далее информация актуальна в отношении тех операций УК, которые осуществляются в МКД на основании договора управления.
Следует признать, что из содержания ст. 149 НК РФ порядок применения льготы в отношении реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД уяснить довольно сложно. Поэтому налогоплательщикам приходится ориентироваться на официальные разъяснения чиновников и арбитражную практику относительно применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Официальная позиция Минфина России выражена в Письмах от 26.08.2014 N 03-07-11/42608, от 06.08.2014 N 03-07-14/38841, от 21.07.2014 N 03-07-07/35576, от 23.12.2009 N 03-07-15/169. Она сводится к тому, что освобождение от налогообложения по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ применимо только:
— в отношении операций, названных в п. 11 Правил содержания общего имущества (это перечень работ и услуг, которые относятся к содержанию и ремонту общего имущества);
— при условии, что для осуществления этих операций привлечены подрядные организации. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) УК собственными силами, освобождению от обложения НДС не подлежат;
— в отношении стоимости реализованных собственникам работ (услуг), равной стоимости их приобретения у подрядных организаций.
При этом Минфин не дает никаких пояснений, что делать тем налогоплательщикам, которые самостоятельно выполняют (оказывают) только часть работ (услуг), связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, а для исполнения другой части обязательства перед собственниками привлекают подрядные организации. Также открытым остается вопрос о действиях налогоплательщика в случае превышения стоимости реализованных работ (услуг) над ценой их приобретения (существуют судебные решения, подтверждающие правильность начисления НДС в такой ситуации с разницы между ценой продажи и ценой покупки соответствующих работ (услуг), — см. Постановление ФАС УО от 19.04.2012 N Ф09-2727/12).
По вопросу применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ организациями, выполняющими (оказывающими) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества смешанным способом (частично своими силами, частично силами подрядных организаций), в арбитражной практике прослеживаются такие подходы.

Обратите внимание =>  Виды материальной ответственности в аптечной организации

Раздел — 7 декларации по НДС: что и куда записать

Перенести в графу 3 данные из графы 12 книги покупок просто не получится. Ведь в книге отражаются покупки, сделанные в каждом квартале. И к тому же на основании полученных счетов-факту р п. 2 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 . То есть туда в принципе не попадают покупки от спецрежимников, поскольку они счета-фактуры не выставляют. А с 01.01.2014 туда не попадают и покупки, освобожденные от НДС по ст. 149 НК. На них теперь тоже счета-фактуры не составляютс я п. 3 ст. 169 НК РФ . Так что графа 3 раздела 7 никогда не будет равна графе 12 книги покупок.
В разделе же 7 декларации по НДС отражаются только специфические авансы — полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. О чем прямо сказано в названиях раздела 7 и кода строки 020 этого раздел а п. 44.6 Порядка .

Отказ от льготы по ндс ст 149 нк рф

Ретроспективный отказ от льготного налогообложения в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик определял свои налоговые обязательства перед бюджетом, исчисляя НДС с учетом права на освобождение от уплаты названного налога, а уплаченные поставщикам суммы НДС отражал в базе по налогу на прибыль, невозможен.
В начале приведем несколько важных (на наш взгляд) тезисов, сформулированных ФНС в упомянутом письме, в котором (к слову) разбирался вопрос о порядке действий налоговиков, выявивших в ходе выездной налоговой проверки факт завышения доходов по налогу на прибыль и суммы НДС. Вот что по этому поводу (а также по поводу порядка применения расчетного метода при установлении размера налоговых обязательств налогоплательщика) пояснило ведомство.

Льгота по НДС для управляющих организаций

В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, – так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.
Согласно поправкам в гл. 21 НК РФ все сказанное выше одинаковым образом распространяется на управляющие организации и ТСЖ. Однако существующая правоприменительная практика отрицает наличие у товариществ обязанностей плательщика НДС. Напомним, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Пленум ВАС избрал именно такой способ выражения своей позиции, но не указал на отсутствие реализации работ, услуг в деятельности ТСЖ.

Льгота по ндс пп 30 п3 ст149 нк рф если не совпадает стоимость реализованных товаров и стоимость приобретенных товаров

Это подтверждается заключенными договорами, актами оказанных услуг (выполненных работ). Обращаем внимание на то, что, например, организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).
Во-первых, право на применение этой льготы имеют управляющие организации, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Обратите внимание =>  Как самостоятельно рассчитать пенсию в 2019 году

Налоговые льготы по НДС

Чтобы отказаться от льготы, подайте в налоговую инспекцию заявление. Это нужно сделать до 1-го числа того квартала, начиная с которого вы не хотите пользоваться льготой. Типового бланка для такого заявления не предусмотрено. Поэтому вы можете составить его в произвольной форме.

Пример. ООО «Калина» производит мебель и осуществляет оптовую торговлю тканями. Учредителем фирмы является общественная организация инвалидов. Уставный капитал «Калины» полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют 85%.

Льгота по ндс пп 30 п3 ст149 нк рф если не совпадает стоимость реализованных товаров и стоимость приобретенных товаров

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2019);
  • макулатуры (на период с начала 2019 года и до конца 2019 года).

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

О том, как налоговики нашли способ не возвращать налог льготникам-«молчунам»

Отметим, что высшие судьи не уточнили, на какие именно перечисленные в ст. 149 НК РФ необлагаемые операции распространяются их разъяснения. А ведь нормой предусмотрены два вида таких операций: от льготирования которых можно (п. 3) и нельзя (п. 2) отказаться. А раз так, то подход судей применяется и в том и в другом случае.
В силу п. 3 ст. 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов названной проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит среди прочего решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Применение льгот по НДС

Основным видом деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а для некоммерческой организации — вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности организации (п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713).
Освобождение от налогообложения в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ предоставляется не только головным организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но и соисполнителям. При этом соисполнители также должны относиться к учреждениям науки или образования.

Статья 149

Для того чтобы организацию признать архивным учреждением, необходимо, чтобы она соответствовала требованиям Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В ст. 3 указанного Закона установлено, что архив — это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
21. Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенные на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Освобождение от обложения НДС, предусмотренного пп

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Под реализацией товаров, работ или услуг организацией для целей главы 21 НК РФ следует понимать соответственно передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом нормами ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДС.
В частности, не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, из буквального смысла норм пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что для его применения необходимо, чтобы услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов оказывались в течение гарантийного срока их эксплуатации без взимания за это дополнительной платы.
Согласно официальной позиции помимо названных условий для применения рассматриваемого освобождения необходимо, чтобы у организации, оказывающей услуги по гарантийному ремонту, было документальное подтверждение их фактического выполнения (смотрите, например, письма Минфина России от 25.01.2012 N 03-07-07/10, УФНС России по г. Москве от 14.03.2007 N 19-11/022389). Находит такая точка зрения поддержку и в судах (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2012 N Ф04-2457/12 по делу N А27-4861/2011).
Следует отметить, что нормы пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не содержат каких-либо ограничений по составу лиц, имеющих право на применение освобождения от обложения НДС. Поэтому можно предположить, что право на применение рассматриваемого освобождения имеют все лица, оказывающие услуги, поименованные в пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Специалисты финансового и налогового ведомств неоднократно приходили к выводу о том, что в налоговую базу по НДС не включаются суммы, полученные организацией, непосредственно осуществляющей гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта и запасных частей, использованных при осуществлении данного ремонта (смотрите, например, письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-07/5908, от 20.07.2012 N 03-07-15/81, от 16.02.2012 N 03-07-07/25, ФНС России от 06.08.2012 N ЕД-4-3/13003@). При этом нами не обнаружено разъяснений, прямо запрещающих применение рассматриваемого освобождения организациям, непосредственно обязанным устранить недостатки товара в течение установленного на них гарантийного срока, но нанимающим для указанных целей подрядчиков.
Напомним, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают за недостатки товара, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 469, п. 2 ст. 470, п. 1 ст. 475, п. 3 ст. 477 ГК РФ.
В то же время, например, из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 N 09АП-26094/2011-АК следует, что пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется только лицами, которые непосредственно осуществляют гарантийный ремонт.
Однако есть примеры судебных решений, в которых указывается, что из содержания пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не следует, что услуги по гарантийному ремонту должны быть оказаны исключительно поставщиком товаров, они могут быть оказаны и другими лицами по поручению лица, ответственного за гарантийный ремонт. Привлечение третьих лиц для выполнения гарантийного ремонта не препятствует применению ответственным лицом рассматриваемого освобождения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 15.08.2011 N А40-3107/11-99-15, ФАС Поволжского округа от 29.06.2010 по делу N А55-35014/2009).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, считаем, что организация-производитель, обязанная осуществлять гарантийный ремонт товаров, в данном случае может претендовать на применение освобождения от обложения НДС, предусмотренного пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то, что фактически ремонт осуществляется силами сторонней организации. Однако не исключено, что данную позицию придется отстаивать в суде.
В заключение отметим, что нормы главы 21 НК РФ не предоставляют налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, права отказаться от освобождения таких операций от обложения НДС.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация-производитель, обязанная осуществлять гарантийный ремонт товаров, в данном случае может претендовать на применение освобождения от обложения НДС, предусмотренного пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то, что фактически ремонт осуществляется силами сторонней организации. Однако не исключено, что данную позицию придется отстаивать в суде.