Кроме того была упразднена десятипроцентная налоговая скидка на инвестиции запрещены некоторые разновидности финансового лизинга нацеленные исключительно на извлечение налоговых льгот
Преимущества лизинга
Производственная функция — связана с тем, что лизинг позволяет лизингополучателю применять дорогостоящую передовую технику в условиях ее быстрого морального старения. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. Также лизинг дает возможность лизингополучателю, работающему в сезонных отраслях экономики (например, в сельском хозяйстве), использовать сезонную технику только в том периоде, в котором в этом возникает необходимость.
- конечная стоимость лизинга получается обычно более высокой, чем покупка оборудования в кредит;
- необходимость внесения аванса в размере 25-30% от стоимости сделки;
- платежи носят обязательный характер и производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования и результатов хозяйственной деятельности;
- выгоды от ускоренной амортизации оборудования достаются лизингодателю;
- увеличиваются финансовые риски предприятия;
- требуются дополнительные гарантии или залог;
- юридическая сложность сделки и др.
- возможность получения льгот по уплате таможенных платежей в случае использования схемы международного импортного финансового лизинга.
Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ
- сниженные ставки большинства налогов;
- освобождение от таможенных пошлин;
- так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
- инвестиционные налоговые кредиты;
- создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.
Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).
Налоговые льготы: целесообразность и эффективность
Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.
Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?
Кроме того была упразднена десятипроцентная налоговая скидка на инвестиции запрещены некоторые разновидности финансового лизинга нацеленные исключительно на извлечение налоговых льгот
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.
Лизинг за рубежом
Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот риск. Многие договоры лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания предусматривают открытый лизинг.
В 2006 году структура приоритетов по самым крупным позициям была следующей: доля грузовиков и трейлеров составляла 11,0%; компьютеры — 10,6%; строительное оборудование и техника — 8,5%; авиационная техника — 8,2%; медицинское оборудование — 7,4%; офисное оборудование и техника — 6,2%; сельскохозяйственное оборудование — 5,3%.
Финансовый лизинг
Как пишет К.Г. Сусанян в своей книге «Самые выгодные сделки: лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами», данный тип лизинга широко применялся английскими и американскими фирмами в 80-е годы во внешнеэкономической сфере. Сделки базировались на получении лизингодателем налоговых льгот по инвестициям в машины и оборудование, которые сдавались в аренду за рубежом. Эти сделки организовывались таким образом, что лизингополучатели в своей стране делали амортизационные отчисления, пользуясь льготами при налогообложении, а рассчитывались с зарубежными лизингодателями по искусственно заниженным арендным ставкам, что становилось возможным ввиду использования налоговых скидок на инвестиции в оборудование, сдаваемое в аренду.
а). Финансовый (капитальный, прямой) лизинг — financial, capital leases -представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Данный вид лизинга характеризуется следующими основными чертами:
Налоговая льгота как категория финансового права (Шевелева Н
Если учесть, что нормы, устанавливающие налоговые льготы, не должны толковаться расширительно, особую важность приобретает обращенное к законодателю требование определенности правовой нормы и ее согласованности с действующим правовым регулированием. В п. 6 ст. 3 НК РФ закреплен развивающий это общее требование принцип определенности налоговых норм, согласно которому «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».
И хотя налоговая льгота в соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ не является обязательным элементом налогообложения, действие принципа определенности в полной мере распространяется на нормы, предусматривающие налоговые льготы. Ведь дефектные с точки зрения юридической техники нормы, устанавливающие налоговые льготы, создают неопределенность в вопросе о размере налоговой обязанности, что может привести к серьезным последствиям для налогоплательщика (в виде начисления налоговым органом пеней, привлечения налогоплательщика к ответственности и др.). Кроме того, правовое регулирование налоговых льгот, не отвечающее критерию определенности, предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения.
Тем не менее в ряде случаев КС РФ исходит из того, что требование определенности правовой нормы нельзя абсолютизировать. Например, в одном из своих определений КС РФ указал: «Статья 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ, устанавливая. налоговые льготы по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных производителей, не раскрывает содержание понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Другие федеральные законы, хотя и раскрывают содержание данного понятия, придают ему различный смысл. Вместе с тем все они отнесение товаропроизводителей к сельскохозяйственным связывают с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя» . И хотя ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» устанавливала пониженные ставки налога, которые являются налоговыми льготами только в экономическом (а не формально-юридическом) смысле, принципиальное значение имеют сами выводы КС РФ о допустимой степени неопределенности норм, предусматривающих налоговые льготы.
———————————
Абзац 4 п. 2 Определения КС РФ от 16.10.2007 N 726-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Предоставление субсидий производителям товаров (работ, услуг) в размере уплаченных налоговых платежей имеет тот же экономический эффект, что и установление налоговых льгот. Тем не менее юридическая природа субсидий и налоговых льгот принципиально различна, и субсидии не должны на практике использоваться как эквивалент налоговых льгот.
Предоставление в целях снижения налогового бремени производителям товаров (работ, услуг) субсидий из регионального бюджета нарушает закрепленный ст. 29 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) принцип единства бюджетной системы РФ. Субсидии производителям товаров (работ, услуг) относятся к бюджетным расходам, правовой режим которых установлен ст. 78 БК РФ. По смыслу ст. 78 БК РФ субсидии являются средством софинансирования, а не снижения налогового бремени. В связи с этим субъекты РФ не вправе использовать субсидии производителям товаров (работ, услуг) вопреки их назначению и функциям, которые определены БК РФ, поскольку это нарушает установленный БК РФ порядок осуществления таких бюджетных расходов, а значит, и принцип единства бюджетной системы РФ (предполагающий обязательность соблюдения единого порядка осуществления расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ).
Изложенный подход в полной мере согласуется и с принципом самостоятельности бюджетов. В соответствии с упомянутым принципом органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно определять формы и направления расходования средств регионального бюджета (ст. 31 БК РФ). Однако названное право не носит абсолютный и безусловный характер — возможность его ограничения вытекает из самой ст. 31 БК РФ, которая гарантирует право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (т.е. предполагается, что это право подлежит осуществлению в установленном федеральным законом порядке). Это означает, что принцип самостоятельности бюджетов также не позволяет субъектам РФ использовать субсидии производителям товаров (работ, услуг) вопреки их назначению и функциям, поскольку возможность определять субсидии в качестве формы расходования средств регионального бюджета всегда ограничена соответствующими требованиями БК РФ.
Текст книги — Ленд-лиз
Стоимость заключенных в 2000 г. новых договоров лизинга в США составила 247 млрд, долл., а в 2001 г. прогнозировалась на уровне 280 млрд. долл. (см. табл. 5.2) за счет расширения сервисных услуг и активного продвижения американских лизинговых компаний на рынки развивающихся стран. Однако события 11 сентября скорректировали этот показатель в сторону уменьшения на 13,6 %. Впервые за последние девять лет имел место спад в американской лизинговой индустрии.
Во второй половине 1990-х гг. лизинговые продукты пользовались большим спросом в Великобритании. В 1996–2000 гг. ежегодно заключались договоры в объемах от 21,8 до 23,4 млрд. ф. ст. Удельный вес сделок «hire purchase» (HP) в 2000 г. составлял 38,8 %. Наиболее часто сделки HP используются для «потребительских активов», таких, как легковые автомобили стоимостью свыше 12 тыс. ф. ст.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ИНВЕСТОРАМ
В качестве примера инвестиционной скидки в форме снижения ставки налога на прибыль можно рассмотреть практику Сингапура, где приоритетные фирмы получают льготы на развитие и расширение деятельности за счет снижения ставки корпоративного налога до 13% на срок в 10 лет с сохранением возможности продления. Или другой пример из сингапурской практики — инвестор освобождается от налогообложения доходов в пропорциональной сумме, но не более 50% от величины новых капиталовложений в производственное оборудование.
Следовательно, система гарантий должна быть построена так, чтобы уменьшить возможный риск неоднократного использования данной формы стимулов. Например, на основе определения минимального периода сохранения объема активов, в течение которого предоставляются налоговые льготы. Любое уменьшение периода потребует от предприятия передачи налоговым властям пропорциональной суммарной доли инвестиционной скидки или налогового кредита, которые уже были использованы.
Налоговые льготы
Единственное отличие такой компании в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать. Таким образом, информация о совокупном доходе не предоставляется, так как льготы сверх любого уже использованного периода времени практически действуют в течение всего срока. Если суммы налогового кредита, предоставляемые приоритетным предприятиям, известны, то они могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, как и любые другие формы расходов, что определяет высокую степень транспарентности.
Ускоренная амортизация — операция, при которой часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений составляют 10% в первые четыре года службы, 5% — в последующие три года и по 2,5% в следующие восемнадцать лет. Наиболее льготные нормы амортизации действуют для основных активов отдельных секторов экономики — судов, самолетов, жилищного фонда, основных фондов мелкого и среднего предпринимательства, госпиталей.
Налоговые льготы для частных инвесторов
И раз уж мы говорим про льготы, нельзя не упомянуть льготы по купонным выплатам облигаций. Напомним, что от НДФЛ освобождаются купоны ОФЗ, еврооблигации МинФина, субфедеральные/муниципальные облигации, а также корпоративные облигации. Освобождение от НДФЛ купонов корпоративных облигаций распространяется на бонды, которые: принадлежат российским эмитентам; выпущены после 01.01.2019; ставка купона не выше ключевой ставки ЦБ РФ+5п.п.
Кроме этого, на вычет по типу А могут претендовать пенсионеры, получающие пенсию в НПФ (убедиться, что НДФЛ удерживается, можно, направив запрос о предоставлении справки 2-НДФЛ в организацию) и госслужащие министерств и ведомств с оговоркой, что открытие ИИС возможно только под доверительное управление (возможен конфликт интересов, если эмитентом ценных бумаг, переданных в ДУ, является ПАО, в отношении которого госслужащий осуществляет (может осуществлять) контрольно-надзорные функции).
Как заработать на инвестициях и не заплатить налоги
Во-вторых, компания, акции которой вы купили в надежде на будущие льготы, может уйти с биржи, что вынудит вас продать бумаги до истечения трёх лет владения ими. То же касается и ПИФа — он может быть закрыт в любой момент. В этом случае налог придётся заплатить полностью.
Есть ещё одно ограничение — по сумме. Прибыль, которую вы освобождаете от налога, не может быть больше, чем 3 млн рублей, умноженные на количество полных лет владения бумагами. Скажем, если вы купите акции сейчас и продадите их в апреле 2019 года, то освободить от налога вы сможете прибыль на сумму 9 млн рублей (и не имеет значения, какая сумма была инвестирована). Если прибыль будет больше — с остальной части придётся заплатить налог. Каждый год владения бумагами сумма освобождения от налога будет расти на 3 млн рублей.