Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 03 апреля 2019 г

М. обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла» (далее — ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла») о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», как педагогическому работнику, имеющему необходимый для назначения мер социальной поддержки стаж работы в сельской школе, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в предоставлении указанной льготы.
В статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., определяя правовой статус педагогических работников, федеральный законодатель также предусмотрел для них право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и части коммунальных услуг, если они проживают и работают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).

Перечень льгот для учителей в сельской местности

В предыдущем ФЗ №3266 указаны аналогичные действующему законодательству положения с единственным отличием, которое заключается в отсутствии зависимости при определении размера предоставляемых льгот от разновидности учебного заведения, в котором работает педагогический сотрудник.

  1. Арендная плата за жилплощадь или определенные услуги по выполнению ремонтных работ и оплаты жилплощади;
  2. Компенсация денежных средств, затраченных на обеспечение централизованной системы отопления или работы установок, потребляющих газ в качестве топлива, в соответствии с показаниями, зафиксированными на счетчиках или по предварительно утвержденному объему потребления;
  3. Компенсация за использование твердого топлива по определенным нормативам;
  4. Оплата электроэнергии с учетом нормативов, установленных за 1 м2 площади.

Льготы сельского учителя

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг по федеральному законодательству не изменилось.
Установленные для специалистов и педагогических работников образовательных организаций размеры компенсации – одни из наиболее высоких по сравнению с другими льготными категориями (в 1,7 – 3 раза превосходят размер компенсации на 1 человека в среднем по Республике Коми) и уступают только размеру компенсации, установленному для одиноко проживающих граждан, достигших 80-летнего возраста, которым меры социальной поддержки предусмотрены в размере 100 процентов на все виды жилищно-коммунальных услуг.
1(1). Педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее — педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Обратите внимание =>  Льгота б 111кому предоставляется

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

Сотрудники администрации главы и правительства республики, в свою очередь, поясняли, что ранее действовавшее законодательство освобождало сельских педагогов только от платы за наем (пользование) жилым помещением, а также за отопление и освещение. Таким образом, по их мнению, изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) мер социальной поддержки не изменяет их существа и не ограничивает гарантированное федеральным законодательством право педагогических работников на их получение.
Конституционный суд республики признал соответствующими основному закону Коми положения республиканского закона «О социальной поддержке населения в РК» в части предоставления льгот по оплате жилья сельским педагогам. Судей не убедили доводы республиканской прокуратуры, которая обратилась с запросом в суд, полагая наличие несправедливого ограничения прав педагогических работников на селе. Подробности разбирательства опубликованы в свежем номере «Молодежи Севера».

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 03 апреля 2019 г

По изложенным основаниям судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла» и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, что М. не отвечает всем предусмотренным законом критериям для получения требуемых мер социальной поддержки, аналогичных позиции ответчика и третьего лица в ходе разрешения спора по существу судом первой инстанции, и находит принятое по делу решение подлежащим оставлению без изменения.
Установив с достаточной полнотой имеющие значения для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал, что М., проработавшая педагогом в сельской местности более 10 лет, имевшая в период трудовой деятельности и на день назначения пенсии право на льготы как педагогический работник образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, проживавшая в период осуществления педагогической деятельности и проживающая на день обращения за мерами социальной поддержки в сельском населенном пункте, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ.

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

В соответствии с положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Обратите внимание =>  График работы трое человек в смене через два

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

Определением Верховного суда РФ от 10 августа 2005 г. №10-Г05-23 подтверждено право сельских педагогов Кировской области на натуральную льготу в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, которая должна предоставляться без ограничения социальной нормой площади жилья, а также нормативами потребления по освещению. Суд указал, что такое же право имеют учителя, вышедшие на пенсию после 10 лет педагогический работы в сельской местности.
Определением Верховного cуда РФ от 15 февраля 2006 г. №46-ГО5-3110 отменено решение Самарского областного суда и вынесено новое решение, которым признаны недействующими нормы пункта 1 статьи 7 и подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. №87-ГД «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области». Указанные нормы ограничивали право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением пределами социальной нормы площади жилья и нормативами потребления по отоплению и освещению.

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

В кассационной жалобе содержится довод о том, что суд при вынесении решения неправомерно сослался на Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, поскольку данное Постановление не должно подлежать применению, как неопубликованное является несостоятельным.
Проанализировав положения федерального законодательства и закона субъекта Российской Федерации, Верховный Суд Республики Коми пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемых норм требованиям федерального закона. В силу ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Предоставление льгот по коммунальным услугам сельским педагогам в условиях современного законодательства

Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую. Право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется и за членами семьи умершего пенсионера, если на момент его смерти они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию.
В Определении ВС РФ от 28.12.2005 N 64-Г05-13 подтверждена недействительность положений Закона Сахалинской области N 36-ЗО , заменяющих денежной компенсацией расходы на оплату жилья и коммунальных услуг льготы, которые должны предоставляться в натуральном виде.

Обратите внимание =>  Уход на пенсию женщиныесли ребенок инвалид и ещё мать проживала в чернобыльской зоне

Льготы педагогическим работникам в сельской местности

4. Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т. е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Согласно его статье 153 при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат. гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

Определением Верховного суда РФ от 15 февраля 2006 г. №91-ГО5-1311 решение Псковского областного суда оставлено без изменений. Суд указал, что нормы Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. №427-ОЗ, предусматривающие предоставление скидки при оплате жилья и отопления, противоречат федеральному законодательству и нарушают права сельских педагогов, установив частичное, а не полное возмещение затрат на оплату жилья и коммунальных услуг.
Наряду с этим, по данным территориальных организаций профсоюза, в субъектах РФ, где натуральные льготы неправомерно заменены на денежную компенсацию, педагоги, проживающие в сельской местности, не обращаются за получением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Конституционный суд респ коми по гражданским делам о праве на льготы педагогов сельской местности по жку

Ветераны боевых действий получают меры социальной поддержки, установленные федеральным законом. В дополнение к ним в республике установлены и другие льготы: оплата за наем, за содержание жилого помещения в размере 50 или 100 процентов в пределах установленной социальной нормы жилого помещения (в зависимости от категории ветерана) и 100-процентная оплата коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления за исключением отопления.
Недовольные все же появились. Например, ветераны боевых действий. Дело в том, что для самих ветеранов льгота осталась, не распространяется теперь она на членов их семей. А самим ветеранам ежемесячно компенсируют фиксированную сумму: 850 рублей для «южан» и 1150 – для «северян».