Кому не подналежит право законодательной инициативы

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

В любом государстве есть определенные нормы и правила, которыми регулируется законодательный процесс. Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная. Общими моментами является только то, что создание законов регулируется конституцией и законодательством страны, а также то, что оно выполняется высшими инстанциями государственной власти.
Этот процесс – определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке. Законодательная инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в законодательный орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть.

Кому не подналежит право законодательной инициативы

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.
Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний. Они также могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Обсуждение законопроекта и комитетах Государственной Думы происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется и Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Следует иметь в виду, что даже без учета полномочия по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы Конституционный Суд Российской Федерации обладает существенным влиянием на законодательство Российской Федерации. Его постановления, по существу, выступают в качестве актов негативного правотворчества. Для выражения своей позиции Конституционному Суду Российской Федерации достаточно принять постановление. Причем зачастую в этом постановлении он может дать прямое поручение федеральному законодателю привести законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, полномочие по выражению своей позиции в форме реализации права законодательной инициативы является малопродуктивным и более трудоемким процессом влияния на законодательство Скворцов — Савельев И.А. «Правовое и организационное обеспечение реализации права законодательной инициативы Конституционным Судом РФ» // Российский судья, 2008, № 9, СПС «Консультант». .

Обратите внимание =>  Как после смерти выписать человека из квартиры

Кому не подналежит право законодательной инициативы

В решении обозначенной проблемы также актуально введение специальных правил, устанавливающих единый порядок в сфере реализации субъектами своих законодательных инициатив. Правила должны представлять собой типовой образец определенных предписаний, рекомендуемых субъектам для возможного использования при осуществлении права законодательной инициативы. Они позволят обеспечить оптимизацию данного процесса и, кроме того, минимизировать количество ошибок и упущений, допускаемых со стороны субъектов. Немаловажное значение имеет и проведение юридической и (или) иной специализированной экспертизы подготовленного в порядке законодательной инициативы законопроекта непосредственно перед внесением его на рассмотрение законодательного органа. Экспертизой достигается научно-правовая проработанность законопроекта, обеспечивается его качество как с содержательной, так и с юридико-технической стороны.
На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении — возвратить законопроект инициатору. На федеральном уровне возвращение законопроекта для выполнения инициатором установленных требований сформулировано в Регламенте как право Совета Государственной Думы. Практика решения данного вопроса субъектами Федерации разнообразна. Например, Регламентом Законодательного собрания Иркутской области закреплено, что решение о возвращении законопроекта принимает коллегия Собрания. Указанное решение должно быть мотивированным, о чем в трехдневный срок сообщается субъекту законодательной инициативы. В соответствии с Регламентом Народного Хурала Республики Бурятия возвращение внесенного законопроекта производится на основании заключения комитета, предварительно изучившего законопроект на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению законопроекта. По Регламенту Палаты представителей Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) таким основанием должна служить экспертная оценка одного из членов юридического отдела. При возвращении законопроекта инициатору назначается срок для исправления обнаруженных недостатков.

Кто имеет право на законодательную инициативу

Гражданская законодательная инициатива — это форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством внесения предложения либо проекта нового закона, проекта закона об отмене или изменении ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта органом соответствующего уровня.
Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны — Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду . Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

Кому не подналежит право законодательной инициативы

Правом законодательной инициативы на федеральном уровне обладают Президент РФ, Совет Федерации в целом, члены Совета Федерации в отдельности, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ч.
Законопроекты о введении (отмене) налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Обратите внимание =>  Постановление об установлении опеки в форме приемной семьи над несовершеннолетними

Право законодательной инициативы и процедура ее реализации

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не 2/3 голосов от полного состава палаты принимает решение о смещении президента с должности;
2) дает согласие на назначение президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка;

Кому в РФ принадлежит право законодательной инициативы

Изучая данную тему не мало важно знать всё про понятие избирательного права и избирательной системы. Вся информация находится в данной статье. При этом не мало важным будет наличие информации про виды избирательного права. И так как все эти отрасли и законодательство и избирательное право очень тесно взаимосвязаны, то и изучать данные отрасли права необходимо параллельно.
Право правотворческой инициативы – это способ внедрения в законодательный орган законопроектов. Другими словами, это возможность внедрять подготовительные тексты. Этому праву соответствует обязанность законодательного органа вынести на рассмотрении вопрос об утверждении данных проектов. Основной закон страны, ссылаясь на мировой опыт, четко определили список субъектов, которые наделены правом правотворческой инициативы. Только они обладают правом внесения проектов законов на рассмотрение власти. Причина в том, что они прямую связь с решением главных федеральных вопросов.

Осуществление права законодательной инициативы

Что касается законодательной инициативы Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, то, как свидетельствует практика, формулировку «по вопросам их ведения» Верховный Суд РФ на практике интерпретируют довольно широко, распространяя ее, в частности, на вопросы судоустройства, финансирования и деятельности судов, судопроизводства по уголовным, гражданским и административным делам, статуса судей.
В случае соответствия законопроекта формальным требованиям Государственная Дума регистрирует его и направляет в один из профильных комитетов для предварительного обсуждения и доработки проекта, а также включает законопроект в план законопроектной работы Государственной Думы и направляет законопроект с материалами к нему в комитеты, комиссии, партийные фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату РФ, а также Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Что касается законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то они направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Это необходимо для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов, предложений и замечаний на указанные законопроекты.

Парламентское право

Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения.
Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

Обратите внимание =>  Какая з.пл нужна для начисления приличной пенсии у женщин 1964 года рождения

Право законодательной инициативы и процедура ее реализации

При этом необходимо учитывать следующие особенности белорусской законотворческой практики. Первая состоит в том, что круг субъектов законодательной инициативы шире, чем круг субъектов, обладающих правом внесения проектов об изменениях и дополнениях в Конституцию. Вторая особенность – Конституционный Суд вправе вносить предложения в парламент о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов.
В политико-правовой литературе до сих пор идут споры по вопросам: Что такое право законодательной инициативы? Кто может выступать субъектом законодательной инициативы? Какую форму должна иметь законодательная инициатива? Одни исследователи полагают, что право законодательной инициативы – это лишь возможность вносить проекты законов на рассмотрение парламента. Другие – включают еще и право вносить предложения о разработке или принятии новых законов, отмене или совершенствовании действующих. Достаточно полное определение законодательной инициативы дал российский правовед М.Г. Кириченко. По его мнению, право законодательной инициативы – это специальное, закрепленное конституцией правомочие государственного органа или члена законодательного собрания вносить подготовленные ими законопроекты непосредственно в законодательный орган. Законодательный орган обязан принять и рассмотреть этот законопроект по существу.

Кому не подналежит право законодательной инициативы

Развивая данное положение Федерального закона в своих конституциях и уставах, субъекты Российской Федерации установили срок, в течение которого должно быть представлено заключение на финансовоемкий законопроект: от 20 дней (республики Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Хакасия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Амурская, Курганская, Омская области, Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город федерального значения Санкт-Петербург и др.) до 1 месяца (республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Татарстан, Тыва, Курская, Магаданская, Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, город федерального значения Москва и др.) Усикова Е.С.Проблемы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации // Право и современность: проблемы и пути решения. Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Владивосток, 2006. С. 66-69.
Аргументом против отнесения судов общей юрисдикции и арбитражных судов к числу субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне являются положения федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ч. 2 ст. 18, ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч.3 ст. 22, ч. 6 ст. 23, ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 24.1, ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 26) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (ч. 2 ст. 2) о том, что полномочия и порядок деятельности этих судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Это значит, что субъекты Российской Федерации не вправе регулировать деятельность судов, а порядок наделения данных органов правом законодательной инициативы должен устанавливаться на уровне федерального законодательства.