Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Основания для получения компенсации при изъятии земельного участка для госнужд

  1. Потребностью исполнения обязательств по международным договоренностям страны.
  2. Постройкой или восстановлением автомобильных трасс, железных дорог, жилищных коммуникаций, объектов энергетических систем и т.п.
  3. Формированием или увеличением отдельно оберегаемой природной территории (заповедники, парки).
  4. Использованием недр (нефтедобыча).
  5. Оцениванием многоквартирного здания ветхим, предназначенным для ликвидации.
  1. Активным оборотом пользуются земли сельхозназначения, а также отведенные под населенные пункты.
  2. Категория с/х назначения, в свою очередь, подразделяется на несколько зон. Для населения представляют интерес жилые и с/х зоны.
  3. Аграрные наделы, располагающиеся в жилой зоне, обладают следующими ВРИ (вид разрешенного использования) – ИЖС, личное подсобное хозяйство, дачная постройка.
  4. Целенаправленное применение с/х делянок для граждан состоит в персональном хозяйстве с прерогативой построек или неимением такого преимущества, дачной застройке, садоразведении, животноводстве, высадке огородных культур.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Как видим, закон предусматривает выплаты даже постскриптум, когда факт изъятия уже произошел. Досудебное обращение к ведомству, ответственному за изъятие земли, позволит решить проблему мирным путем и избежать непредвиденных расходов в виде судебных издержек и затрат на дорогостоящую экспертизу. Компенсировать убытки и недополученную прибыль компании госструктуры или муниципалитеты могут по согласованию с собственником земельного участка, обсудив возможные варианты возмещения.
Компания является владельцем земельного участка и получает от него прибыль. Местные органы власти принимают решение строить автодорогу общего пользования. Согласно проекту, трасса пролегает через участок собственника. Проблема возникает буквально на пустом месте: ведомство своевременно не организовало принудительный выкуп. Работы фактически были организованы без выплаты возмещения. В итоге компания осталась без компенсации и возможности использования земельного участка с получением последующего дохода. Владелец земли обращается в судебный орган, предварительно рассчитав размер компенсации и обозначив ответчиками две государственные организации. Однако для подтверждения суммы возмещения суд назначает дополнительную экспертизу.

Возмещение за изымаемый земельный участок

Так, по соглашению сторон возмещение может быть осуществлено в денежном эквиваленте, размер которого прописывается отдельной строкой, в течение, например, одного года. В этот срок муниципалитет или государство обязаны возместить собственнику понесенные убытки и неудобства, с которыми ему пришлось столкнуться при изъятии участка из собственности.

  • рыночная стоимость земли;
  • кадастровая стоимость земли;
  • стоимость оформления документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет;
  • компенсация по выгоде, которая могла бы быть получена собственником земли с использования участка;
  • убытки, которые понес собственник при изъятии участка.

Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд

Добавим: позднее в Определении ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-15842/10 по делу № А71-18180/2009-А19 аналогичное мнение было высказано в отношении денежных средств, полученных обществом в счет возмещения убытков, возникших в результате временного занятия земельных участков и ухудшения качества земель.
С учетом того, что принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд производится только при условии предварительного и равноценного возмещения, суды, руководствуясь позициями Президиума ВАС, стали принимать решения в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС МО от 18.05.2012 по делу № А40-77804/11-91-333, ФАС ЗСО от 01.03.2011 по делу № А81-1212/2009).

Обратите внимание =>  Льгота для чернобыльцев налога зарплаты

Изъятие земельных участков для государственных нужд: проблема выплаты возмещения частным собственникам

Изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд является одним из наиболее проблемных способов приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность. Основные (общие) правила изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд закреплены в Гражданском (ст. ст. 279 — 281) и Земельном кодексах РФ и сводятся к тому, что:
— решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления (в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок);
— собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
— решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты;
— плата за земельный участок (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, и упущенную выгоду.
Статья 55 ЗК РФ закрепляет также, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Согласно статье 57 Кодекса порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 были утверждены соответствующие Правила возмещения собственникам таких убытков . Правила содержат, по существу, обратную отсылку к положениям ГК РФ о возмещении убытков, говоря о том, что определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (п. 6).
———————————
Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц // Собрание законодательства РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.
При изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд принципиальным для собственника является равноценное возмещение понесенных им при таком изъятии имущественных потерь, т.е. своевременная уплата собственнику публичным образованием выкупной цены. Между тем это условие часто нарушается, о чем свидетельствует большое число споров, встречающихся в судебно-арбитражной практике .
———————————
См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2014 г. по делу N А56-889/2013; Московского округа от 11 июня 2014 г. N Ф05-4679/2014.

Обратите внимание =>  Можно ли уменишить размер пенсии

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.
Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.
Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

Вопрос 42

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения (земельных участков в составе таких земель) в другую категорию лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения (земельных участков в составе таких земель в другую категорию), а также лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны (пп.1,2 ст.58 ЗК в редакции п.4 ст.16 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Убытки возмещаются с 5 января 2005 года также в связи с изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти (органа местного самоуправления) о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладетелем земельного участка (п.3 ст.16 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Сумма возмещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд рассчитывается с учетом вида разрешенного использования

Кроме того, собственник узнает о сумме, которую ему предлагают в качестве возмещения, только получив проект соглашения об изъятии. Проект соглашения об изъятии готовится на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Соответственно, если собственник считает, что предложенная сумма является несправедливой, у него есть несколько путей оспаривания:
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Обратите внимание =>  Почётный житель города привилегии

Порядок изъятия земельных участков

Оно содержит дату, входные данные, а также сведения об авторе – обычно это глава исполнительной власти региона, руководитель муниципального образования. Далее указываются сведения об участке, цели его экспроприации, а также ссылка на гражданское и земельное законодательство.

  • Порядок изъятия земельного участка регулируется гл. 7. ЗК РФ – ст. 56.1 – 56.12.
  • Принудительное возмездное прекращение права собственности на землю ввиду ее нерационального использования регулируется ГК РФ – ст.284-286., ЗК РФ – ст. 44-47.54., а также ст. 7 ФЗ № 101 от 24.07.2002, регулирующий порядок оборота сельскохозяйственных земель.
  • Порядок реквизиции земельных участков обозначен в ГК РФ – ст.242, ЗК РФ – ст.51.
  • Конфискация земель осуществляется согласно УК РФ – ст. 104.1-104.3. Дополнительно процедура регулируется нормами ст. 243 ГК РФ, ст.50 ЗК РФ.
  • Передача права собственности на землю осуществляется согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

  1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
  2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
  3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
  4. Упущенная выгода.

Изъятие земли для госнужд: налоговая — компенсация — (Егорова Н

Пунктом 1 ст. 39 Налогового кодекса (далее — Кодекс) установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары. В свою очередь согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. То есть в качестве товара вполне может выступать и земельный участок.
При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходит переход права собственности на надел (пп. 1 п. 1 ст. 56.11 ЗК). Причем в данном случае такой переход осуществляется на возмездной основе. Ведь, как уже было нами отмечено, одной из составляющих выкупной стоимости изымаемого участка является сумма, равная его рыночной стоимости.
Таким образом, представляется, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является для целей налогообложения. реализацией.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что изъятие земельных участков осуществляется только в исключительных случаях. К таковым отнесены:
— выполнение международных договоров РФ;
— строительство, реконструкция объектов государственного (регионального или местного) значения при отсутствии других возможных вариантов строительства. К таким объектам, в частности, относятся автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства и т.д.
— иные основания, предусмотренные федеральными законами.