Институт регистрации в административном праве (научная статья)

Институт регистрации в административном праве Добров, Алексей Николаевич

Апробация основных положений диссертации осуществлена в форме докладов на «круглых столах» и конференциях, проведенных кафедрой административного права и административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.
В отечественной правовой науке и юридической практике сложилось устойчивое представление о соотношении понятий «процесс» и «производство». «Процесс» есть сумма производств; «производство» — органическая часть процесса. Позиция Н.Г. Салищевой1 по этому вопросу составляет следующие положения: Административное производство — это определенный порядок осуществления органами государственного управления возложенных на них прав и обязанностей при разрешении конкретных индивидуальных дел. Административный процесс — это рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуально-конкретных дел, а также применение мер принуждения. В учебной литературе по административному праву встречаются различные мнения на этот счет. Отмечается, что основу для формирования понятия административного процесса составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-юрисдикционная; б) административно-процедурная . Сам же административный процесс, по мнению авторов цитируемого источника, «представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств», система которых может быть сведена к двум обобщенным группам: а) юрисдикционное производство; б) процедурное производство. В свою очередь, процедурное производство включает в себя лицензионно-разрешительное, регистрационное и многие другие производства. Юрисдикционное производство наиболее ярко выражено такими производствами, как: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам. В рамках регистрационных процедур не применяются меры административного принуждения, не разрешаются споры и не рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия и решения органов государственной администрации. Поэтому в этом виде административных процедур нет тяжущихся сторон. Между заинтересованным лицом и административным органом, участвующими в процедуре регистрации, возникает регулятивное процессуальное правоотношение, в котором орган исполнительной власти выступает не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию в сфере государственного управления прав заинтересованного лица, предусмотренных соответствующими материальными нормами права. В этом выражается позитивная сторона регистрации. Регистрационное производство в данном примере относится только к процедурной (позитивной) составляющей административного процесса. На наш взгляд, это не совсем верно. По нашему мнению, в регистрационном производстве нельзя исключать и юрисдикционную составляющую, так как на любой стадии осуществления регистрационное производство может перерасти в спор. Например, обжалование неправомерного отказа в регистрации или ходатайство регистрирующего органа о досрочном прекращении действия документа о государственной регистрации. Рассмотрение отдельных видов регистрационных процедур, а также форм их реализации позволяет сделать вывод, что инициировать регистрацию могут как граждане и организации, так и органы государственного управления. Таким образом, основными участниками (сторонами) в регистрационных процедурах являются: лицо, заинтересованное в реализации своих прав и законных интересов (граждане и их организации); орган исполнительной власти (должностное лицо этого органа), который компетентен осуществлять процедуру регистрации, позволяющую реализовывать эти права. В качестве заинтересованной стороны при регистрации может выступать одновременно не одно, а два и более граждан или организаций. Так, при подаче заявления для регистрации брака в орган ЗАГС, заинтересованной стороной являются оба будущих супруга. В нормативных актах, регулирующих отношения в сфере регистрации недостаточно представлены нормы, закрепляющие процессуально-правовой статус участников регистрационных процедур. В большинстве своем закреплен статус регистрирующего органа, в некоторых случаях — статус должностного лица. Процессуально-правовой статус заявителя во многих случаях отсутствует вовсе. Такое положение, на наш взгляд, недопустимо, т.к. нормативное закрепление процессуально-правового статуса участников регистрационных процедур позволяет определить их правосубъектность и влияет на правовое положение личности в ее отношениях с органами исполнительной власти.

НА ТЕМУ: «Институт регистрации в административном праве»

Вызывает интерес подход, согласно которому регистрацию отождествляют с регистрационными действиями как видом административно-правовых действий, понимаемых как властные волевые акты поведения административного органа, совершаемые в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленные на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления административной деятельности и влекущие для названных лиц определенные правовые последствия.[7]
«Регистрация» является более объемным понятием по отношению к категории «государственная регистрация», которая также вызывает интерес. Вместе с тем закон не содержит общего определения государственной регистрации. В нормативных правовых актах можно встретить лишь понятия государственной регистрации отдельных объектов, при этом регистрация определяется либо как «юридический акт», либо как «акты уполномоченного органа», либо как специфическая «деятельность».

Обратите внимание =>  Как написать согласиенаемному работнику на почасовую оплату.

Институт регистрации в административном праве (научная статья)

Аннотация: В настоящей статье отражаются вопросы осуществления административного надзора в Российской Федерации и Испании; дан краткий анализ понятий «контроль», «надзор»; изучены «инспек- ционные действия», проводимые в Испании в рамках государственного надзора, выявлены общие черты административного надзора в России и Испании.
Аннотация: Автор статьи исследует тенденцию развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций на территории российского государства с конца XIX в. до настоящего времени. Автором выявлены формы и методы административного управления, применя- емые в отношении деятельности иностранных коммерческих организаций и составляющие основу их адми- нистративно-правового режима. На основании проведенного анализа обширного ряда нормативных право- вых актов, как действующих, так и утративших силу, с применение исторического и логического методов, автором представлена оригинальная периодизация становления и развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций в российском государстве. В рамках представленной периодизации автор выделяет шесть этапов, объединенных в три периода — имперский, советский и современный. Автором выявлена взаимосвязь между тенденцией изменения административ- ных форм и методов управления деятельностью иностранных коммерческих организаций и реализуемой го- сударственной политикой привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Институт регистрации в административном праве тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат юридических наук Добров, Алексей Николаевич

Сформулированные в диссертации выводы, рекомендации, научные разработки могут использоваться практическими работниками, в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля при преподавании курсов административного права и деятельности органов внутренних дел, а также при подготовке лекций и учебных пособий по соответствующей тематике.
Раскрытию сущности и выяснению критериев регистрации посвящены работы многих ученых-административистов, таких как: И.Ш. 1, П.И. Кононов2, И.В. Панова3, В.Д. 4, Ю.А. Тихомиров5. Большинство научных исследований, посвященных институту регистрации, не ориентированы на формирование его конституирующих основ.

Научная статья по теме РАЗВИТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Государство и право

Большое внимание российские полицеисты уделяли организации дисциплинарного производства в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности). В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации дисциплинарного производства Российской империи. Работы И. Андриевского, И. Белявского, В. Гессена, В. Дюрижинского, А. Елистратова, В. Лешкова, И. Тарасова были широко известны в России. Но и сегодня в них можно найти немало полезного.
Новые реалии обязывают ученых рассматривать соотношение понятий «государственное управление» и «административная (исполнительная) власть», разные аспекты взаимоотношений Президента РФ с органами исполнительной власти, федеральных исполнительных органов с органами субъектов Федерации, государственной администрации с муниципальной.

Институты административного права

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).
Принцип федерализма воплощен в нормах, в том числе административного права, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, закреплении систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих свою компетенцию, установленную нормативными актами о правовом положении соответствующих органов.

Обратите внимание =>  Можно ли выбирать служить год срочки или 2 по контракту

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 440

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот. В качестве примера можно привести, например, право и обязанность организации действовать на основании учредительных документов, закрепленное в. ст. 52 ГК РФ. Индивидуумы, как субъекты административного права, представляют собой носителей категория родового статуса и подразделяются на четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации в соответствии со ст. 17 Конституции РФ) и проживающих на территории РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства согласно норме ст. 62 Конституции РФ [2].
В процессе организационного оформления статуса субъекта права и наделения его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной стороны, выступает регистрирующий государственный орган, а с другой – учредители лица: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные отношения для некоторых некоммерческих организаций имеют факультативный характер – их деятельность объединения не обусловлена фактом государственной регистрации. Вместе с тем, они несут ответственность за противоправные действия независимо от факта государственной регистрации [5]. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями [6]. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом и образуют родовой или даже индивидуальный статус субъекта. Например, к числу таких родовых признаков можно отнести порядок учреждения общественных объединений установленный ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» [7] и обязательный только для этих субъектов административного права.

Научная работа: Понятие административного права, его предмет и метод

Разновидностями таких отношений, а их становится все больше, могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам. Так, в п.6 ст.15 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации сказано, что фонды имущества заключают ежегодно с соответствующими комитетами по управлению им «соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых предприятий…» Несколько видов административных договоров закрепляет российский Закон об образовании. Пункт 3 ст. 44 гласит: «Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям…»
С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент аппарата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность — простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле.

Правовая природа института регистрации по месту жительства и пребывания в современной России (стр

Как можно заметить, в рассматриваемых правовых институтах существуют схожие моменты, но вместе с тем они имеют различный характер. Так, прописка носила разрешительный характер, поскольку государственные органы были уполномочены давать гражданину разрешение на прописку в определенном населенном пункте. Граждане были лишены всякой возможности определять свое место жительства помимо воли государства. Для получения прописки необходимо было соблюсти ряд требований, значительный объем которых давал возможность органам внутренних дел решать вопрос о ее предоставлении или отказе в ней. Кроме того, право на приобретение жилплощади подтверждалось пропиской. Ее отсутствие служило основанием для ограничения реализации гражданином своих прав и свобод, например, при принятии на работу.
В 3 статье Закона установлены цели регистрационного учета: 1) обеспечение необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод; 2) исполнение им обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. Первая цель связана с возможностью гражданами осуществлять свои права, у второй — правоохранительная цель. В указанной статье закреплено правило о том, что граждане РФ имеют обязанность регистрироваться по месту жительства и пребывания в пределах страны. Законом также установлено, что ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. В частности, реализация данного права может быть ограничена в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия и т. д. В отношении лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, закон устанавливает, что они имеют право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации, если законно находятся на территории нашего государства.

Обратите внимание =>  Что проходят при трудоустройстве в садик нянечкой

Об определении института административной юстиции

Сторонники административной юстиции в ХIХ-ХХ веках доказывали, что административные суды необходимы, что они могут работать также независимо, как общие суды, что область управления, которая является предметом деятельности этих судов, это совершенно особая, специальная область, не схожая с уголовно-правовой и гражданско-правовой областями, т.к. в центре ее лежит жалоба рядового гражданина на орган управления (должностное лицо) 16 .
По сути это деятельность органов судебной власти по отправлению правосудия, осуществляемая в форме определенного вида судопроизводства. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи.

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 440

Негосударственные субъекты административного права представлены общественными объединениями исполнительными органами системы местного самоуправления; коммерческими структурами, включая частные предприятия и учреждения. Эти субъекты не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области защиты прав граждан, не финансируются государством и им не управляются. Эта классификация негосударственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности [4].
К коллективным субъектам юридическая наука относит различного рода государственные и негосударственные организации. В числе первых – органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Для органов исполнительной власти административная правосубъектность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях – их прямая юридическая обязанность. Например, функции главы исполнительной власти города Москвы, как субъекта Российской Федерации по управлению городским хозяйством, согласно Устава г. Москвы, являются составной частью его административно-правового статуса [3].

Институты административного права

Основными принципами, на которых строится государственная служба, являются: легальность, приоритет прав человека, равные права граждан при доступе к государственной службе, единство правовых основ и основ организационного содержания при осуществлении государственной службы, связь служб муниципального уровня с государственным уровнем.
Государственная служба имеет профессиональную основу. Это определено надобностью компетентного осуществления деятельности организаций государственного уровня. Государственная служба опосредуется при помощи административного права. Набор право норм, регламентирующих правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения государственной службы и иные положения, составляют правовой институт.