Государство является участником в правоотношениях гос унитарного предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Государство является участником в правоотношениях гос унитарного предприятия

Преобразование УП является формой приватизации, т.к. связано с отчуждением имущества из публичной собственности в частную. Такое преобразование возможно лишь в хозяйственные (главным образом акционерные) общества. ФЗ предусматривает возможность УП в государственное или муниципальное учреждение – некоммерческую организацию.
УП несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него имуществом учредителя. При этом УП не отвечает этим имуществом по долгам учредителя-собственника. Собственник несёт субсидиарную ответственность по долгам УП в случаях его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Закон разграничивает такие понятия, как «участники об­щества» и «члены общества». Члены оформляют свое участие в них и обладают правом избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники формально не закрепляют своего участия в их деятельности, обладают узкими правами (в отличие от членов).
общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры);

Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

3. Формы участия государства (Российской Федерации и субъектов Федерации) и муниципальных образований в гражданском обороте. Участие государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях предусмотрено в ряде статей ГК и других нормативных актов. В ГК в основном речь идет об участии в гражданских правоотношениях федеративного государства — Российской Федерации. Так, в собственность РФ передаются вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, обнаруженные в виде клада (ст. 233 ГК). Использование в ст. 233 ГК термина «государственная собственность» позволяет сделать вывод о том, что вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, могут быть переданы и в государственную собственность субъекта Федерации. Государство выступает в роли покупателя в случае, когда собственник особо ценных и охраняемых государством культурных ценностей содержит их бесхозяйственно. В соответствии со ст. 240 ГК выкуп производится по решению суда. Государство приобретает право собственности на реквизируемое (ст. 242 ГК) или конфискуемое (ст. 243 ГК) имущество. Согласно ст. 238 ГК право собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать лицу (например, огнестрельное оружие гражданину), прекращается по решению суда с передачей этого имущества в государственную или муниципальную собственность.
Вступая в конкретные гражданско-правовые отношения, государство (муниципальное образование) не вправе реализовывать свои властные полномочия по отношению к контрагенту. Властные полномочия могут быть реализованы лишь в государственно- или административно-правовых отношениях. Однако сам по себе акт реализации властных полномочий в ряде случаев, предусмотренных законом, выступает в качестве юридического факта гражданского права. Так, решение об изъятии земельного участка у собственника в порядке ст. 279 ГК для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Федерации. Решение об изъятии земельного участка путем выкупа имеет административно-правовой характер, но является основанием для возникновения гражданско-правового отношения. В правоотношении по выкупу земельного участка государство и собственник земельного участка оказываются в равном положении — воля на выкуп выражена в соответствующем административном решении, но заключение договора возможно только с согласия другой стороны — собственника участка (п. 3 ст. 279 ГК). К субъектам гражданского права — государству и муниципальным образованиям в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским правом, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Обратите внимание =>  Приказ на выплату дивидендов единственному учредителю образец

Унитарные предприятия

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает специальной правоспособностью и вправе заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере; распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества; осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  • — если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
  • — при использовании имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов государства;
  • — осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • — разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность страны;
  • — производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • — осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Государство как участник гражданско-правовых отношений

По объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником. В частности, казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию. Что касается учреждений, то они не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то учреждение имеет право свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.
Государственный заказчик — лицо, в соответствии с бюджетным законодательством наделенное необходимыми финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Государственными вправе выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета (ст. 764 ГК, ст. 4 Закона о размещении заказов).

Обратите внимание =>  Как отказать в приеме на работу инвалиду

Публичное право и экономика

Государство вправе создавать и другие субъекты на базе государственной собственности. Это — государственные учреждения, которые обладают имуществом на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Таким образом, собственник имущества унитарного предприятия осуществляет целый ряд полномочий, от создания, утверждения устава и кадровых назначений додачи согласия на сделки и контроля за деятельностью. Собственник имущества казенного предприятия вправе также изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Закономерности участия Российской Федерации в вещных правоотношениях

Что касается целей деятельности организаций, то они определяются специальным законодательством и уставом учреждения. Вместе с тем на практике часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждению имущества. В этом случае у собственника в лице уполномоченного органа остается предусмотренное законом право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению.
Что касается государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение, то право собственности на него осуществляется государством скорее формально. Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован. Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Глава XI

После длительного перерыва Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 было утверждено Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, в котором предусматривалось, что «участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы (п. 3)».
Государство не выступает в качестве единого субъекта в корпоративных правоотношениях, а характеризуется множественностью субъектов, что предопределяется особенностями отечественного государственного и социально-экономического устройства. Государство как субъект корпоративных правоотношений состоит собственно из Российской Федерации как федеративного государства и субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся государственными образованиями (ст. ст. 65, 66 Конституции РФ).

Обратите внимание =>  Договор о совместной деятельности и использования мест общего пользования

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

– указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход государства всего полученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;
Необходимым условием для действительности сделки является отсутствие каких-либо факторов, которые могли бы исказить представление лица о существе сделки или ее отдельных элементах (заблуждение, обман и т. п.) либо создать видимость внутренней воли при ее отсутствии (угроза, насилие и т. п.).

Особенности участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

Казенные предприятия создаются для производства ограниченно оборотоспособной продукции (например, вооружений) и продукции, предназначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд, а также для использования имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, реализации ее стратегических интересов. Очевидна их ограниченная потребность участия в имущественном обороте, одновременно сочетающаяся с преобладающим коммерческим характером их деятельности. Этим объясняется наличие у таких предприятий весьма ограниченных прав на имущество собственника-учредителя.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, гендиректор), который признается единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Перечисленные виды сделок, в принципе, могут осуществляться с целью вывода части активов унитарного предприятия в аффилированные структуры, неподконтрольные собственнику имущества. Поэтому введенное Законом об унитарных предприятиях ограничение является оправданным.
Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.