Государственные и мун ципальные преимущества и недостатки

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности, достоинства, недостатки

Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений.
Рассмотрим сначала положительные стороны унитарных предприятий. Во-первых, они призваны решать те вопросы, которые актуальны в обществе в данный момент времени. Во-вторых, они являются более устойчивыми (по сравнению с прочими коммерческими предприятиями). Это связано с тем, что они, как правило, функционируют в отраслях, уровень рентабельности которых не представляет интереса для частных предпринимателей, соответственно, отсутствует конкуренция. Кроме того, поддержка со стороны государства ограждает данные субъекты от разорения. Еще одно достоинство – своевременная выплата заработной платы, предсказуемость.

Достоинства и недостатки различных форм собситвенности

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

  • формирование условий для реализации государственных интересов и потребностей;
  • расширение возможностей воздействия на инфляцию издержек;
  • возможность эксплуатации сетевых структур при отсутствии чистого дохода;
  • рационализация использования инфраструктурных сетей;
  • повышение эффективности финансирования естественных монополий путём перераспределения доходов.

Преимущества и недостатки государственных унитарных предприятий

3. Отсутствие на государственных предприятиях побудительных мотивов к развитию и совершенствованию производства, с одной стороны, и безразличие административно-командной системы к научно-техническому прогрессу, с другой – обусловили относительно низкий технический уровень производства по сравнению с аналогичными предприятиями с рыночной экономикой.
1. Неделимость уставного фонда этих субъектов хозяйствования ограничивает возможность привлечения внешних инвестиций для обеспечения и поддержания конкурентоспособности продукции. Такие предприятия ориентированы на бюджетное финансирование, а в условиях кризиса экономики это невозможно.

Глава 2

Во всех наиболее развитых странах мира ни государство, ни муниципальные образования практически не участвуют в тех отраслях экономики, где существует и развито частное предпринимательство. В таких сферах, как городские и междугородние пассажирские перевозки, производство тепловой энергии, строительство и ремонт жилья, строительство дорог и дорожные работы, благоустройство территорий, вывоз мусора и некоторых других, которые относятся к сфере задач местного уровня власти, в настоящее время появились либо появятся при снятии соответствующих барьеров частное предпринимательство и конкуренция. Тот же зарубежный и прогрессивный российский опыт показывает, что перенесение этой деятельности в сферу частной экономики при условии достаточного контроля над ней, в тех случаях, когда это имеет место, — над расходованием муниципальных средств, выделяемых для такой деятельности, — дает положительный эффект. Это выражается, с одной стороны, в улучшении качества товаров и услуг и большей экономичности (снижение издержек ведет во многих случаях и к снижению тарифов, цен). В то же время органы местного самоуправления как органы публичной власти отрешаются от не свойственных им функций предпринимательства и могут более серьезно заниматься своими непосредственными функциями». Э. Маркварт считает принципиально недопустимым с точки зрения справедливой конкуренции создание органами публичной власти, существующими за счет налогов и сборов (в т.ч. собираемых с частных предпринимателей) конкурентов этим же частным предприятиям.
Противоположную точку зрения наиболее полно аргументирует Э. Маркварт, ее поддерживают А.Н. Широков и С.Н. Юркова. Э. Маркварт формулирует два условия, при одновременном наличии которых муниципальные образования только и могут создавать собственные хозяйствующие субъекты:

Обратите внимание =>  Вредные работы вредные и опасные производственные факторы

Формы собственности: государственная и муниципальная собственность – характеристика, преимущества и недостатки

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республики, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов РФ определяется в порядке, установленном законом. Некоторые объекты отнесены законом к исключенной собственности РФ государственный банк, золотой запас, алмазный и валютные фонды, имущество ВС, федеральные, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды, а также предприятия промышленности, траппера, связи и др.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство. Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.
Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам. Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (Часть 7)

Действует унитарное предприятие на основании устава, который утверждается уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Аналогично с хозяйственными обществами унитарное предприятие имеет уставный фонд, минимальная величина которого устанавливается законодательством. На момент государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен.
Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но и государство в лице своих органов и специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица. Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).

Обратите внимание =>  Ооо кто подписывает трудовой договор с директором

Унитарные предприятия: понятие и виды, нюансы деятельности

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.
  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия (ЧУП)

В первом случае унитарное предприятие необходимо зарегистрировать как имущественный комплекс в ГУП «Национальное кадастровое агентство», далее зарегистрировать сделку и переход права собственности на унитарное предприятие как имущественный комплекс. Срок реализации данной процедуры составляет от 1 до 2 месяцев и требует значительных денежных затрат.
В случае, если учредитель УП (ЧУП) примет решение продать, подарить либо иным образом передать свой бизнес — свое унитарное предприятие другому лицу, процедура оформления и реализации такого решения будет дольше, дороже и сложней, чем аналогичная процедура в других формах коммерческих организаций. Например, в ООО произвести смену участников возможно достаточно быстро и просто: участник вправе выйти из состава участников ООО либо путем подачи заявления о выходе либо путем продажи своей доли, причем в обоих случаях такая смена состава участников занимает несколько дней и не требует оформления большого объема документов.

Модели государственного и муниципального управления

Отличительной особенностью унитарных государств, напротив, является повсеместное выполнение законов на всей территории страны. Следует подчеркнуть также, что при унитарной системе административно-государственного управления статус административных организаций во всех регионах определяется законом одним и тем же образом. Федеральная система административно-государственного управления подразумевает, что органы регионального управления в любом штате (земле, провинции) создаются в каждом случае в соответствии с законами данного региона.
Местный уровень управления (графство, город). И в унитарных, и в федеральных государствах на местном уровне административного управления, как правило, выполняются шесть основных функций:
Однако даже в унитарном государстве центральная власть не может решать все местные вопросы. Например, в Великобритании единицы местного управления обладают существенной властью. Все графства и бюро (города) избирают свои советы, которые формируют постоянные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти советы ведают вопросами образования, здравоохранения, социальной политики, охраны порядка. И хотя правительство может в любой момент вмешаться в местные дела и исправить решения местных властей на свой лад, однако на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, поскольку британцы высоко ценят местную автономию.

Обратите внимание =>  Личная карточка работника унифицированная форма т 2

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы

Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».
Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества. В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной собственностью. Его невозможно поделить по различным вкладам.

Государственные и мун ципальные преимущества и недостатки

Право хозяйственного ведения— это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называетсяказенным. Создается по решению Правительства РБ, Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Государственным являетсятакое предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий или иных источников. Различают государственные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, и коммунальные предприятия.