Банкротство муниципального казенного предприятия

«С одной стороны, участники рынка боятся, что региональные чиновники будут злоупотреблять этими возможностями, с другой, мы видим ситуацию, когда в определённый момент времени после многих предупреждений со стороны муниципальной власти и представлений прокуратуры оказывается, что нет топлива, а бригады не могут справиться с авариями», — пояснил Чибис. При этом полномочий у оказывающихся крайними глав администраций как-то вмешаться в ситуацию нет, из-за чего возникает «серая зона».

Кабмин готов на уступки

Готовы в Минстрое изменить и статью 6 законопроекта. В ней говорится об обязанности предприятий погасить всю кредиторскую задолженность в течение 18 месяцев со дня вступления документа в силу, о чём говорится в его 6-й статье. Наличие непогашенной задолженности после этого срока влёчет возбуждение в отношении предприятия-должника процедуры банкротства. Ведомство согласно увеличить период с полутора лет до пяти.

Проблемные предприятия ждёт публичное управление

«У нас прекрасный Водоканал Санкт-Петербурга, которым всем ставят в пример, муниципальный водоканал Екатеринбурга имеет такие технические достижения, которые единственные в мире, — эмоционально пояснила эксперт. — Одним росчерком пера убрать все МУПы? Давайте перестанем делать изъятия из гражданского законодательства. В Гражданском кодексе хозяйственное ведение — это вещное право, которое распространяется по отношению к неограниченному кругу лиц. По какому праву мы делаем изъятие в конкретной отрасли из вещного права?»

Данное определение дано в статье 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)». Однако признать банкротом можно не любое юридическое лицо. Так, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Что говорит закон

Данный нормативно-правовой акт значительно расширил права казенных учреждений, предоставив им право заниматься коммерческой деятельностью, а прибыль, получаемую вследствие этого, использовать по своему усмотрению.

Механизм процедуры

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.

Обратите внимание =>  До Скольки Можно Делать Ремонт В Московской Области

Основания для признания предприятий банкротами

  1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления. Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Банкротство муниципального казенного предприятия

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Лица, не подлежащие банкротству

Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, которым казенное учреждение имеет право распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки или стоимость отчуждаемого/передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов казенного учреждения на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, законодатель передал право определения размера крупной сделки в ведение федерального органа исполнительной власти, который должен установить ее размер, одинаковый для всей отрасли.

  • продолжительность – полтора года, суд может принять решение продлить еще на 6 месяцев;
  • руководитель складывает свои полномочия;
  • за планом внешнего управления следит арбитражный управляющий;
  • введения моратория для выполнения условий кредиторов.

Судебная практика

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Можно ли обанкротить бюджетное учреждение

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Обратите внимание =>  Увольнение сотрудника в связи со смертью 2019

Заявление о банкротстве некоммерческой организации

  • БФ работает без соответствующих лицензий и разрешительной документации (в том числе, при нарушениях, допущенных во время регистрации);
  • многократные доказанные факты нарушения законодательства страны в целом, и отдельного ФО в частности;
  • в случае, если БФ осуществляет деятельность, которая не отображена в уставе.

Казенное учреждение в 2008 году заключило муниципальный контракт с ООО на разработку проектно-сметной документации. Согласно усло виям контракта казенным учреждением перечислен аванс в размере 50% суммы контракта. Работы в ыполнены не были. сумма ав анса не в оз в ращена. Казенное учреждение в 2010 году обратилось в суд с иском о расторжении контракта. Решением арбитражного суда муниципальный контракт расторгнут.

Может ли быть банкротом казенное предприятие

Казенное предприятие не подпадает под действие Закона о банкротстве в силу прямого указания закона, тем не менее, оно может быть ликвидировано. Это можно осуществить по решению собственника имущества казенного предприятия или по решению суда по основаниям, указанным в Гражданском Кодексе или в других федеральных законах (пп.1 и 2 ст. 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Банкротство бюджетных учреждений

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Как было отмечено ранее, для процедуры банкротства МУП употребляется стандартная схема. Основание, согласно которому предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) – это поданное в арбитражную судебную инстанцию заявление.

Законодательные положения 1.Создание, реорганизация и ликвидация МУП регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 65.1, 113-114) и специальным законом. Его полное наименование – «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14-го ноября 2002-го года № 161-ФЗ. Два года назад в него были внесены серьезные поправки.

Казенное предприятие процедуру банкротства

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Унитарные предприятия, как и другие коммерческие организации, могут банкротиться. Для признания их несостоятельными применяются общие для все юр. лиц правила. Однако в силу их статуса имеются определенные нюансы процедуры.

Банкротство казенного предприятия

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Обратите внимание =>  Бездоговорное потребление водоснабжения

В иске банк указал, что односторонняя сделка по изъятию имущества нарушает его права и законные интересы, поскольку в результате исполнения этой сделки фактически прекращена деятельность АУ, что лишает банк возможности реализовать свое право на получение денежных средств. По мнению банка, собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом и может изъять из оперативного управления только то имущество, которое является излишним, не используемым либо используемым не по назначению. Исполнение оспариваемого распоряжения привело к невозможности осуществлять учреждением предусмотренную уставом деятельность, получать доход и отвечать по своим обязательствам перед банком по причине полного отсутствия активов.

Предусматривается необходимость опубликования сообщения в СМИ о введении в отношении муниципального предприятия процедуры ликвидации. Образец заявки на публикацию сведений о ликвидации предприятия здесь.

Ликвидация муп с долгами по решению учредителя

При нехватке денег рассчитывать при погашении обязательств на имущество, отличное от высоколиквидных средств, крайне затруднительно, поскольку оно не принадлежит АУ на праве собственности. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ[1] для удовлетворения требования кредиторов АУ использует имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель. Вряд ли у многих учреждений имеется такой объем имущества, приобретенного за счет платной деятельности, который будет достаточен для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.

Далее производится оценка его имущества, выплачиваются долги кредиторам, деятельность юр. лица прекращается. Сведения о завершении конкурсного производства передаются в налоговую. На их основании вносится запись о ликвидации организации в реестр. С этого времени предприятие перестает существовать.

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.