Закон о том что граждане должны способствовать изобличению преступлений

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.

  • Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)
  • Захват заложников
  • Организация незаконного вооруженного формирования
  • Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта
  • Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами
  • Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля
  • Насильственный захват власти
  • Вооруженный мятеж
  • Нападение на дипломатические представительства
  • Международный терроризм

История вопроса

Это важно: в любом случае гражданин не может привлечен к ответственности за несообщение о преступлении, если оно совершено или готовится его близким родственником. Также не получится привлечь к ответственности адвоката, если о совершенном преступлении ему стало известно в связи с осуществлением защиты обвиняемого, даже если речь идет о новом преступлении

Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:

По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.

Понятие о несообщении

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.

Важно понимать, что при отсутствии весомых обстоятельств для подачи апелляции суд может назначить более суровое наказание. Если решение вышестоящей инстанции тоже не устроит проигравшую сторону, можно обратиться выше. Сегодня по закону высшими судебными инстанциями являются ВАС РФ, ВС РФ и КС РФ. При этом допускается обратиться в международный суд после прохождения всех российских инстанций.

Все это охарактеризуем обвиняемого положительно, за счет чего суд снизит меру наказания. Важно понимать, что условное наказание все равно предполагает наличие судимости. Она гасится через определенное время. Но по закону можно подать ходатайство о досрочном ее погашении. Для этого нужно обосновать свое требование и предоставить соответствующую доказательную базу. Допускается подать ходатайство по истечении половины срока приговора.

Наказание за несообщение о преступлении

Согласно действующему законодательству несообщение о преступлении тоже является преступлением. При этом могут привлечь к ответственности по различным статьям. Так, допускается сделать обвиняемого соучастником, так как он знал о планируемом правонарушении, но не заявил об этом в полицию. Однако обычно подобное обвинение удается переквалифицировать в другие статьи. Стоит рассмотреть подробнее, за что наказывают в таких случаях, какой порядок применения санкций и какие они могут быть в конкретно взятом случае.

Обратите внимание =>  Категория льготников по налогам физлиц

Часть изменений в законодательство ограничили и свободу собраний – Госдума запретила проводить акции у зданий МВД и ФСБ. Публичным мероприятием теперь стала очередь на одиночный пикет. Депутаты запретили «неправомерное использование отличительного признака представителя СМИ», теперь за это грозит до 30 000 руб. штрафа. Журналисты не могут организовывать публичные мероприятия, заниматься агитацией в их поддержку. Запрещено иностранное финансирование публичных акций и анонимные пожертвования на их проведение. В разы увеличены штрафы за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов: сейчас штрафы для граждан – 500–1000 руб., а будут – 2000–4000 руб., а при повторном нарушении – 10 000–20 000 руб.

Ограничительные инициативы

Очевидно, что было принято решение до конца года максимально изменить законодательство в преддверии федеральных выборов, поэтому были внесены нормы по запретам публичных мероприятий, ужесточение информирования в интернете, изменения в избирательном законодательстве, говорит депутат Госдумы от КПРФ Юрий Афонин: «Наша партия по большинству законопроектов выступала против. Рейтинги «Единой России» падают, поэтому и усиливаются ограничительные меры. Обе сессии в этом году ознаменовались ограничениями в избирательное законодательство – от трехдневного голосования до запрета на агитацию в интернете. Возможности оппозиции пытаются максимально ограничить».

Права избранных

На совете Думы была договоренность, что в условиях пандемии и сокращенного обсуждения законопроектов принимаются только те законопроекты, которые нужны для борьбы с коронавирусом и которые идут в развитие поправок в Конституцию, напоминает вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: «Но под шумок «Единая Россия» и правительство, учитывая сокращенное обсуждение и невозможность выступить, просунули все, что можно. И если Госдуму времен Сергея Нарышкина называли «бешеным принтером», то это я даже не знаю, как назвать. За время пандемии было принято больше законопроектов, чем когда ее не было, – что неправильно». В итоге важные законопроекты, связанные с избирательным правом, с публичными мероприятиями, принимаются без обсуждения, «когда депутаты одной ногой в регионе, а другой в отпуске», добавляет Лебедев: «Избиратели этого точно не оценят».

Уголовный закон не определяет, в течение какого времени после совершения особо тяжкого преступления может осуществляться его укрывательство, однако по смыслу закона это возможно в течение срока давности до момента раскрытия преступления. Само же укрывательство завершается с выполнением входящих в объективную сторону этого преступления активных действий, несмотря на то что эффект от этих действий сохраняется. Так, укрывательство, выразившееся в проведении преступнику пластической операции, следует считать завершенным после окончания операции, хотя благодаря измененной внешности преступник еще долгое время продолжает скрываться.

Кто может избежать наказания

Гражданин Никитин, выпивая у знакомой гражданки Светловой, убил её сожителя Власова из личных неприязненных отношений. Способ убийства заключался в избиении. Гражданка Власова решила не сообщать полиции о данном факте, она решила тело Власова спрятать, чтобы, как она поясняет, её не попросили съехать со съёмного жилья. Поскольку, с Никитиным она в близкородственных отношениях не состоит, то примечание ст. 316 на неё не распространяется. Об этом ей было разъяснено.

Понятие и характеристика

Это может быть дача заведомо неправдивых показаний, ложные доносы и заявления, искусственное создание следов преступления и доказательств по нему, подделка документов или вещественных доказательств, изменение внешнего вида или способа использования предмета, имеющего отношение к преступлению.

Обратите внимание =>  Льготы воспитателям в сельской местности в 2019

Как и в предыдущих случаях, применение положений ч. 3 ст. 12 УК РФ возможно лишь при условии, если совершившие преступления лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

5. Согласно принципу универсальной юрисдикции иностранный гражданин и лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ

3. В ч. 2 ст. 12 предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

  1. Утаивание значимой информации или ее носителей. Это активные или пассивные действия, направленные на то, чтобы данные факты не стали известны органам следствия.
  2. Уничтожение источников информации (полное или частичное).
  3. Маскировка информации — преднамеренное изменение важных данных. Это, например, перемещение вещественных доказательств (в частности, предметов, находившихся ранее в месте совершения противоправного деяния), изменение внешнего вида виновного лица (грим, парик, пластические операции, удаление или искусственное создание особых примет), создание особых эффектов для сокрытия противоправной деятельности преступника (например, искусственное создание сильного шума, который заглушает шум от взлома).
  4. Фальсификация (подделка) информации. Данный пункт включает в себя целый перечень возможных способов.

Классификация и виды

Это может быть дача заведомо неправдивых показаний, ложные доносы и заявления, искусственное создание следов преступления и доказательств по нему, подделка документов или вещественных доказательств, изменение внешнего вида или способа использования предмета, имеющего отношение к преступлению.

Комментарий к статье

Дополнительным объектом служит деятельность органов по раскрытию преступлений, реализации уголовной ответственности. Преступление может выражаться в интеллектуальной или физической помощи при условии, что такие действия сами не составляют преступление. К примеру, если лицо умышленно направило сотрудников полиции по ложному следу, наказывается за укрывательство. Если же лицо дает заведомо ложные показания, чтобы выгородить преступника, это 307 статья.

Часть изменений в законодательство ограничили и свободу собраний – Госдума запретила проводить акции у зданий МВД и ФСБ. Публичным мероприятием теперь стала очередь на одиночный пикет. Депутаты запретили «неправомерное использование отличительного признака представителя СМИ», теперь за это грозит до 30 000 руб. штрафа. Журналисты не могут организовывать публичные мероприятия, заниматься агитацией в их поддержку. Запрещено иностранное финансирование публичных акций и анонимные пожертвования на их проведение. В разы увеличены штрафы за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов: сейчас штрафы для граждан – 500–1000 руб., а будут – 2000–4000 руб., а при повторном нарушении – 10 000–20 000 руб.

Ограничительные инициативы

Очевидно, что было принято решение до конца года максимально изменить законодательство в преддверии федеральных выборов, поэтому были внесены нормы по запретам публичных мероприятий, ужесточение информирования в интернете, изменения в избирательном законодательстве, говорит депутат Госдумы от КПРФ Юрий Афонин: «Наша партия по большинству законопроектов выступала против. Рейтинги «Единой России» падают, поэтому и усиливаются ограничительные меры. Обе сессии в этом году ознаменовались ограничениями в избирательное законодательство – от трехдневного голосования до запрета на агитацию в интернете. Возможности оппозиции пытаются максимально ограничить».

Права избранных

«Я бы назвал этот год в плане законодательства годом Конституции и годом борьбы с эпидемией. И уж явно мои законопроекты здесь не на первых ролях», – скромничает автор большинства запретительных инициатив, депутат от «Единой России» Дмитрий Вяткин. Многие законопроекты пришлись на последние две недели, поэтому и создалось впечатление, что было принято много запретительных инициатив, объясняет Вяткин: «Хотя я бы не называл их запретительными, это законопроекты, которые регулируют отношения в сфере безопасности и обеспечивают защиту суверенитета». По его мнению, важными были совершенно другие законопроекты – в первую очередь принятые после поправок в Конституцию, а также законы по поддержке граждан и бизнеса в период пандемии, принятие бюджета, инициативы в сфере природопользования, экологические нормы и другие: «Вот это была работа, а не десяток законопроектов, принятых под конец сессии».

По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.

Доносить нужно не на всех

Как видите, наказания более чем серьёзные. Понятно, что законодатели руководствовались мотивами проведения профилактической работы с населением, направленной на предотвращение возможных преступлений. То есть так власти хотят привить людям привычку информировать обо всех потенциальных угрозах, которые могут привести к серьёзным и опасным последствиям. Грубо говоря, если правоохранители вовремя получают информацию, то значительно повышается шанс предотвратить преступление террористической направленности. Всё это правильно и логично до тех самых пор, пока самих невиновных, которые лишь хотели помочь своей стране, не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют за решётку в тюрьму.

Ответственность за несообщение

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2016 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».