Взятки в образовании

  • недостаточный уровень заработной платы учителей, преподавателей средних технических заведений, вузов. Cледствием низкой оплаты труда является рост иных источников доходов, в том числе нелегальных или полулегальных. Например, распространены случаи получения взяток под видов проведения индивидуальных занятий с учениками или студентами;
  • недостаточный уровень подготовки учащихся и требований при поступлении в высшие учебные заведения. Желая поступить в престижный институт, родители таких будущих студентов или сами студенты порой идут на совершения коррупционного правонарушений. Отсутствие у молодых людей мотивации в самостоятельному обучению заставляет их искать более простые решения получения диплома о высшем образовании, что и запускает коррупционный механизм взяток со стороны преподавателей [4, с. 12];
  • недофинансирование системы образования. Не получая в достаточном объеме для осуществления образовательной деятельности финансовых средств, образовательные учреждения вынуждены искать иные источники финансирования, в том числе и такие, которые связаны с проявлениями коррупции.

юридические науки

Коррупция представляет собой злободневную проблему в России, затрагивающую практически все стороны общественной жизни, в том числе, и сферу образования. Проблема коррупции в образовании активно обсуждается на страницах научных журналов, Интернете, в иных средствах массовой информации. Наиболее опасными проявлениями коррупции в сфере образования выступает взятки при поступлении в вузы и в процессе обучения [2, с. 152]. Но, несмотря на принятие законодательных мер, в том числе Федерального закона «Об образовании» [1], введение технологий, позволяющих избежать проявлений коррупции в процессе сдачи ЕГЭ и при поступлении в ВУЗ, коррупция как в сфере высшего, так и среднего общего образования, остается проблемой трудноразрешимой, более того, высказываются мнения, что решить проблему коррупции кардинально вряд ли удастся в ближайшее время.

Похожие материалы

Выше перечислены основные причины, порождающие коррупцию в образовании, между тем сама система российского образования сейчас оказалась в такой ситуации, когда в условиях слабого государственного финансирования образовательным учреждениям приходится задействовать иные источники поступления денежных средств, в том числе и связанные с коррупцией. В этой связи возникает проблема поиска эффективных способов преодоления коррупции.

Эти самые «коррупционные схемы» действительно часто основаны на угрозах отчисления из-за невозможности сдать слишком сложный предмет. Студентка Оренбургского государственного университета Аня рассказывает, что вне зависимости от общей успеваемости, проблемы с химией были у всех ее одногруппников. «Мы буквально со страхом и слезами шли на эти пары. Казалось, что никто не сдаст химию, но мы готовились к ней, как могли». На одной из пар преподаватель представил студентам одного из старшекурсников, которого назвал своим «учеником». Позже тот связался со студентами и прямо сказал: чтобы обойтись без пересдач по предмету, нужно заплатить. Зачет стоил три тысячи рублей. Для Ани эта сумма показалась слишком большой. «Нам сказали, что тот, кто откажется, все равно не сдаст, но потом цена вырастет. Всем пришлось согласиться».

Обратите внимание =>  До скольки лет нужно возить ребенка в кресле

Виновата система

С коррупцией сталкиваются многие российские студенты, однако их отношение к взяткам, «ублажению» и полуофициальным дополнительным занятиям отличается. Катя учится в Оренбургском государственном университете на социолога и считает, что коррупция — это огромная проблема для ее вуза. «За то время, что я учусь здесь, было много моментов, где с нас трясли деньги. Некоторым студентам удобно и так. ОГУ — это тот вуз, где каждый, приложив усилия, может достичь желаемой оценки или изучить предмет хотя бы до тройки. Здесь легче учиться, чем, например, в Вышке, но люди все равно продолжают этот цирк». Катя рассказывает, что были и случаи давления: одна из преподавательниц намекала на то, что студенты с курса Кати могут даже не тратить свое время на учебу, ведь такие, как они, не смогут сдать ее предмет. Затем она назвала старосте сумму — четыре тысячи за пятерку. «Мне было стыдно, ведь я ненавижу коррупцию во всех ее проявлениях и считаю, что, чтобы ее предотвратить, нужно начинать с малого — с таких вот ситуаций. Мы могли не послушать ее, записать на видео или аудио, показать органам, но мы этого не сделали, лишь стерпели, опасаясь за свое будущее в университете».

Шуба в зачетке и инвестиции в диплом

Уникальную систему посредничества описывает Лена из первого медицинского: по ее словам, студенты, которые отвечают за коммуникацию с преподавателями или администрацией, берут себе определенную сумму «сверху». Посредников может быть несколько — чем больше людей, тем больше стоит экзамен. Например, один из посредников среди студентов младших курсов может передать старшекурснику, а уже тот — методисту, преподавателю или члену администрации Цена также зависит от кафедры и сложности предмета — в среднем от семидесяти тысяч рублей за экзамен. «Сами студенты не знают, кому именно идут деньги и кто решает судьбу их зачетки. Они просто приходят на экзамен, а там уже все готово», — добавляет студентка.

Решения преподавателей и руководства школ и вузов могут сильно повлиять на судьбу учащихся, что нередко приводит к появлению взяточничества в образовательных учреждениях. Чтобы противодействовать данному явлению, следует знать, в чем выражается коррупция в образовательной сфере и какую ответственность несут правонарушители.

Обратите внимание =>  Чернобыльский отпуск дается по основному месту работы или и по совместительству

Понятие взяток в образовании

  • штраф в размере до 500000 рублей;
  • тюремное заключение сроком на 2 года;
  • исправительные работы сроком на 2 года;
  • принудительный труд в течение 3-х лет;
  • лишение возможности работать по определенной профессии в течение 3-х лет.

Законодательное регулирование

Ответственность за принятие взятки указана в ст. 290 УК, ст. 291 определяет наказание для взяткодателя, а ст. 291.2 устанавливает ответственность за взятки в размере до 10000 рублей для обеих сторон преступного эпизода.

6. Премии. В принятии решений о стимулирующих выплатах сотрудникам почти отсутствует какой-либо контроль, поэтому отследить распределение премий крайне сложно. Обычно пишется общая формулировка — «за выполнение обязанностей» или «за высокую нагрузку».

Конечно, прямые передачи денежных средств или подарков до сих пор не исключены. Например, привязка к месту жительства часто приводит к фальсификациям и заключению фиктивных договоров. Но нельзя сказать, что сейчас это массовая практика.

А как выглядит коррупция в образовании сейчас?

С одной стороны, мы не видим большого числа громких скандалов, связанных с коррупцией при поступлении на творческие специальности. С другой — отсутствие таких скандалов может быть связано с элементарной боязнью абитуриентов предать информацию огласке. Потому что всегда есть риск, что в следующий раз комиссия снова «забракует» творческие работы человека, вспомнив случившееся разбирательство. Надо понимать также, что собрать доказательную базу по таким делам может быть очень непросто.

Существуют различного рода проекты, направленные на профилактику и противодействие коррупции в вузах. Традиционно Общероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг проводит операцию «Абитуриент», направленную на борьбу с коррупцией в вузах. Департамент экономической безопасности МВД России проводит операцию «Образование», которая длится с мая по сентябрь каждого года.

Скачать:

Завуалированной формой взятки выступают: Плата за репетиторство Приобретение учебных пособий, оборудования Подарки ко всевозможным праздникам и на день рождения Оказание трудовых услуг Оказание сексуальных услуг

Предварительный просмотр:

Посредничество во взяточничестве ( ст. 291.1 УК РФ) Посредничество во взяточничестве дифференцируется следующим образом: в зависимости от размера взятки; в зависимости от предназначения взятки – за совершение взяткополучателем заведомо незаконных действий; от использования посредником своего служебного положения; в зависимости от совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Кроме того, если речь идет о взятке за экзамен, который проставляется студенту за вознаграждение без фактической сдачи, то здесь имеет место еще и служебный подлог, который в соответствии с ч. 1 ст. 292 УК РФ, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Обратите внимание =>  В случаях увальнения предприятие не будет возвращать деньги за медосмотр

Варианты действий

В конце ноября 2014 года преподаватель Красноярского аграрного университета был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 (получение должностным лицом взятки за незаконное действие) и ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). За положительные оценки по дисциплине «сельскохозяйственные машины» 28 студентов заплатили профессору по 3300 рублей и еще один студент через посредника — 3000 рублей. Передача взятки была зафиксирована на видеокамеру во время оперативно-розыскных мероприятий. Суд назначил преподавателю наказание в виде штрафа в размере 390 тыс рублей, снизив его до 300 тысяч с учетом нахождения профессора под стражей в течение двух месяцев во время предварительного следствия.

Вернут ли деньги, переданные в качестве взятки?

Если становиться таким же преступником, как и коррумпированный преподаватель, не хочется, то можно устроить скандал и пригрозить обращением в правоохранительные органы. В некоторых случаях это может подействовать, однако если студент не слишком уверен в своих силах на экзамене, то после неудовлетворительной оценки доказать, что преподаватель был необъективен, будет очень трудно.

«Может быть, в данном случае необязательно получение высшего образования в классическом смысле этого слова, а достаточно будет, например, участия в тренингах, развивающих лидерские качества и иные компетенции, необходимые управленцу», — считает автор доклада.

Коррупцией в данном случае называется любое злоупотребление своей властью для получения выгоды, а также действия, направленные на разрушение целостности образовательного процесса. Тем самым, под коррупционное поведение подпадают как дача взятки и плагиат письменных работ для получения высокой оценки, так и мошенничество с бюджетом вуза и фальсификация учёных степеней. Всё это — элементы единой коррупционной системы, развивающейся внутри системы образовательной.

Елена Денисова-Шмидт

Мы спросили у Елены Денисовой-Шмидт, какие меры, по её мнению, помогут бороться с коррупцией в системе образования. Из уже имеющихся инициатив Минобрнауки она отметила Единый государственный экзамен, формат которого пытается усовершенствовать и нынешняя глава ведомства Ольга Васильева.