Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков

Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.

Оборот земельных участков: история и понятие

Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст. 130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ). По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.

Возникновение прав на земельные участки

К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.

До 2020 года госкомпания намерена вовлечь в оборот строительной отрасли 13,5 тыс. гектаров неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков. Огни могут стать стройплощадками для возведения до 65 млн кв. м. жилья.

Агентские полномочия госкомпании установлены в отношении земельных объектов в 75 регионах России. Кроме того, ДОМ.РФ обладает полномочиями по выявлению и вовлечению в оборот неэффективно используемых федеральных земель, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек.

Опрос

«/> ДОМ.РФ регулярно проводит открытые торги земельными участками и объектами недвижимости. Их покупателями или арендаторами становятся девелоперы в рамках проектов точечного или комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.

Также, согласно проекту госпрограммы, за десять лет предполагается утвердить схемы землеустройства 44 млн га сельхозземель муниципальных образований: провести межевание земель, которые находятся в общедолевой собственности, выявить невостребованные участки, поставить участки на кадастровый учет и др.

Обратите внимание =>  Образец претензии на оплату за оказанные услуги

реклама

Кроме того, новая госпрограмма предполагает повышение плодородия почв и сохранение устойчивости агроландшафтов на площади не менее 660 тыс. га за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий. В 2018-м они были проведены на 130,5 тыс. га. Также к 2030 году планируется провести известкование 9 млн га кислых почв. В этом году, согласно госпрограмме развития сельского хозяйства, на раскисление почв должен быть направлен 1 млрд руб. субсидий. Аграрии смогут получить до 90% компенсации затрат на покупку, транспортировку и внесение мелиорантов, рассказывала ранее на конференции «Агроинвестора» «Агрохолдинги России» замглавы Минсельхоза Елена Фастова.

Минсельхоз разработал госпрограмму вовлечения в оборот сельхозземель

Первая цель программы — сбор и систематизация данных о землях сельхозназначения. Каждый год планируется собирать информацию о 38,3 млн га. Сейчас данных нет или они не достоверны и разрозненны, также нет единого информационного ресурса, который бы отвечал на различные вопросы о составе, структуре собственности, качестве земель , говорится в пояснении к документу. Поэтому анализировать ход вовлечения земель в оборот и эффективно управлять этим процессом невозможно.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим.

  • сохранение целевого использования земельных участков;
  • установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  • преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  • установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.
Обратите внимание =>  За Орден Мужество Сколько Дают Женег

2. Земельные участки, изъятые из оборота

  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

До внесения Федеральным законом №171-ФЗ изменений в Земельный кодекс виды и цели использования юридическими лицами и гражданами земельных участков из состава земель обороны и безопасности, временно не используемых по предназначению, были установлены постановлением Правительства от 31 марта 2006 года №176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования».

Документ

Постановление от 12 декабря 2015 года №1369. В порядок учёта временно не используемых земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, внесены изменения в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и другого использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.

Постановление от 12 декабря 2015 года №1369

Нормы этого постановления разрешали передачу отдельных земельных участков в аренду и безвозмездное срочное пользование в заявительном порядке. Федеральный орган исполнительной власти не имел полномочий инициировать вовлечение временно неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. Системный подход к учёту федеральными органами исполнительной власти временно не используемых для нужд обороны и безопасности земельных участков из состава земель обороны, их управляемому плановому вовлечению в хозяйственный оборот (в том числе порядок утверждения перечня земельных участков из состава земель обороны и безопасности, временно не используемых по своему предназначению, разрешённых к передаче юридическим лицам и гражданам в бессрочное пользование) отсутствовал.