Понятие строительства согласно гражданского кодекса

Статья 130

9. Само словосочетание «нежилое помещение» означает, что соответствующее понятие определяется негативным образом: это помещение, не предназначенное для проживания граждан. В зависимости от функционального назначения нежилые помещения бывают производственными, административными (конторскими), торговыми, складскими и т.д. Нежилое помещение может состоять из одной или нескольких (множества) комнат.
В юридической литературе высказывается мнение, в соответствии с которым недвижимое имущество в ст. 130 ГК РФ — это понятие юридическое, а не фактическое. В качестве обоснования этой позиции указывается, что недвижимостью может признаваться «лишь имущество, на которое может быть установлено право собственности и иные права. А для возникновения таких прав необходима соответствующая государственная регистрация» .

Что такое самовольная постройка согласно ГК РФ

  1. Выдача муниципальными органами разрешения на строительство на участке, где таковое по закону невозможно, не придает постройке законного характера — она считается самовольной и подлежит сносу (определение Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 309-ЭС16-5381 по делу № А71-15106/2014).
  2. По требованиям администрации о сносе зданий необходимо учитывать наличие у нее частноправового (например, защита своих прав собственником земли) или публично-правового (например, охрана жизни и здоровья граждан) интереса. Вследствие чего не допускается по требованию администрации снос здания, соответствующего градостроительным нормам, не нарушающего частных прав муниципального образования и имеющего социальное значение (определение Верховного суда РФ от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458 по делу № А32-22681/2014).
  3. Составная часть объекта недвижимости не признается объектом недвижимости и не может быть снесена по самостоятельному требованию как самовольная постройка (определение Верховного суда РФ от 19.07.2016 № 18-КГ16-61).

Если ГК РФ требует устранения незаконного объекта или приведение его в соответствие с действующими правилами, то несоблюдение указанных земельных и градостроительных правил влечет административное наказание (например, ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Статья 740 ГК РФ

В правовом регулировании отношений строительного подряда важная роль принадлежит публично-правовым нормативным актам, регулирующим условия и порядок вложения инвестиций, регламентирующим технические требования к осуществлению работ и т.п. К подобным актам относятся, в частности: Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005) (Закон сохраняет силу в части, не противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений), Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493). Вопросы, связанные с осуществлением территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурного и градостроительного надзора, архитектурно-строительного проектирования, с обеспечением соблюдения требований экологической безопасности и др., решаются в Градостроительном кодексе РФ 2004 г., Законе об архитектурной деятельности. Особая роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит также Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 135); Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097) и др.
Вместе с тем предмет договора может быть установлен иным образом (например, путем ознакомления с типовым образцом). Поэтому отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для утверждения о недостижении соглашения по предмету договора и для признания договора незаключенным (п. 5 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51).

Глава 1

В литературе также высказано мнение о постройке как индивидуальном объекте, который получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов (Рождественский С.Н. Проблемные вопросы самовольной постройки // Нотариус. 2004. N 2(46). С. 22).
Кроме того, как уже отмечено выше, в силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку не может быть признано за истцом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статья 1

Функциональные зоны определяются и устанавливаются в процессе территориального планирования (см. главу 3 ГрК РФ) и сопровождаются планируемым размещением объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Границы функциональных зон утверждаются в документах территориального планирования. Так, карта функциональных зон и их параметры (наряду с планируемыми объектами капитального строительства) являются составными частями:
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Обратите внимание =>  Краснодар льготное питание в школе

Статья 130

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Так, для геологического изучения участки недр могут предоставляться на срок до пяти лет, для добычи подземных вод — на срок до 25 лет и т.д. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Объявление этих вещей недвижимыми как в российских, так и в других правовых системах во многом обусловлено их высокой стоимостью, экономической значимостью, а также стремлением обеспечить публичный интерес. В частности, в силу специфики этих вещей существует необходимость повышенного (в сравнении с иными объектами гражданского права) контроля за владением, пользованием и распоряжением ими.

Статья 1 ГрК РФ

14. Под разрешением на строительство, реконструкцию строительного объекта понимается документ, удостоверяющий право собственника, владельца, пользователя, арендатора объекта недвижимости (застройщика, заказчика) осуществить строительство, реконструкцию строительного объекта в соответствии с утвержденной проектной документацией и условиями, установленными решением о строительстве.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Понятие строительства согласно гражданского кодекса

Особым образом решается вопрос, связанный с правовой квали­фикацией работ зданий и сооружений: соот­ветствующие правоотношения регулируются договором строительного подряда, если иное не будет предусмотрено самим договором. Следо­вательно, его стороны вправе исключить применение к их правоот­ношениям правил о договоре строительного подряда, которые в этом случае должны квалифицироваться в качестве договора подряда, по­скольку предметом такого договора остается выполнение определен­ных работ с передачей их результата заказчику.
Вместе с тем для отношений, складывающихся в области строи­тельного подряда, характерна сложная структура договорных связей его участников. Весьма распространенной является ситуация, когда заказчик заключает договор строительного подряда с генеральным под­рядчиком, который в свою очередь привлекает для исполнения своих договорных обязательств других лиц, специализирующихся на прове­дении определенных строительных работ, — субподрядчиков. В этом случае между генеральным подрядчиком и субподрядчиками заклю­чаются договоры строительного субподряда. При такой структуре до­говорных связей особенность правового положения генерального под­рядчика состоит в том, что он несет ответственность перед заказчи­ком за все последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств субподрядчиками (п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК), а перед субподрядчиками — ответственность за неисполнение или не­надлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по договору строительного подряда (ст. 706 ГК).

Понятие строительства согласно гражданского кодекса

Согласно Определению Высшего арбитражного суда РФ от 09.09.2008 № 8985/08 «объектом незавершенного строительства может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особен-ности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта… Особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства» [17] 17 .
Полагаем, что изложенная позиция нуждается в дополнении и уточнении. Прежде всего, приравнивать объект незавершенного строительства, который нельзя использовать по назначению и который не имеет конструктивной целостности, к уже построенному и введенному в эксплуатацию зданию, является нелогичным.

Статья 1 ГрК РФ

14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;

Обратите внимание =>  Ипотека до брака выплачено в браке это совместное имущество судебная практика

Комментарий к СТ 1 ГрК РФ

2. Согласно положениям комментируемого Кодекса территориальное планирование, как вид деятельности по развитию территорий, реализует первый и второй основной принцип законодательства о градостроительной деятельности (см. п. п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса) и включает:
— установление функциональных зон;
— определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Отметим, что порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований) регламентирован:
— Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178);
— Положением о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198);
— Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (утв. Приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. N 244).
Следует указать на существенные изменения правового института территориального планирования, которые внесены в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования». Нормы указанного Закона устанавливают действие с 1 сентября 2011 г. новых правил Кодекса, согласно которым:
— изменилось определение территориального планирования;
— вновь введены термины объектов федерального, регионального и местного значения;
— обновлен перечень сфер, в которых разрабатываются схемы территориального планирования (федеральный транспорт, автодороги федерального значения, оборона и безопасность государства, энергетика, высшее профессиональное образование, здравоохранение), схемы в других сферах могут разрабатываться на основании актов Президента РФ или Правительства РФ;
— федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить свободный доступ к проектам документов территориального планирования и материалам обоснования таких проектов в специальной информационной системе территориального планирования, создаваемой в порядке ст. 57.1 Кодекса;
— конкретизированы требования к подготовке документов территориального планирования (о содержании документов территориального планирования, компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления по их разработке, процедуре согласования и утверждения); установлены сроки действия схем территориального планирования (схемы территориального планирования размещения линейных объектов утверждаются как минимум на 20 лет, в иных случаях — на 10 лет; генеральные планы поселений, городских округов утверждаются как минимум на 20 лет);
— актуализирован порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов (при изменении генерального плана в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства);
— упрощен порядок согласования проектов документов территориального планирования (исключены нормы о государственной экспертизе);
— регламентировано право юридических и физических лиц осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения;
— определены мероприятия переходных положений в связи с существенным обновлением правил территориального планирования, а также необходимые изменения в нормы законодательства других отраслей.
15. Комментируемые положения устанавливают правовое содержание процесса инженерных изысканий, без выполнения которых не допускаются подготовка и реализация проектной документации.
Содержанием рассматриваемой дефиниции обозначены два предмета инженерных изысканий (природные явления и факторы техногенного воздействия), а также две цели этого этапа градостроительной деятельности:
1) рациональность и безопасность использования территорий и земельных участков;
2) подготовка (сбор и анализ) данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с положениями ст. 2 ФЗ «О безопасности зданий и сооружений»:
— опасными природными процессами (явлениями) являются землетрясения, сели и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения;
— сложные природные условия представляют собой наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
— техногенными воздействиями представляются опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
Приведем некоторые интересующие нас термины в области опасных природных процессов и явлений, обозначенные в п. 3.1 ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25 мая 1995 г. N 267):
— источник природной чрезвычайной ситуации — опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
— поражающее воздействие источника природной чрезвычайной ситуации — негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника природной чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду;
— опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Техногенные воздействия, как правило, представляют собой результат функционирования источников повышенной опасности, представляющей собой согласно положениям ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.
Так, например, в Федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2005 г. N 16, определены факторы, создающие внешние воздействия техногенного происхождения (техногенные факторы) в области использования атомной энергии (п. 2.1).
Основными видами инженерных изысканий являются:
1) инженерно-геодезические;
2) инженерно-геологические;
3) инженерно-гидрометеорологические;
4) инженерно-экологические;
5) инженерно-геотехнические.
Специальными видами инженерных изысканий согласно Перечню видов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20, установлены:
1) геотехнические исследования;
2) обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
3) поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;
4) локальный мониторинг компонентов окружающей среды;
5) разведка грунтовых строительных материалов;
6) локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
При этом Минрегион России при необходимости может вносить изменения в настоящий Перечень.
Согласно положениям СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77) техническое задание на выполнение инженерных изысканий для строительства составляется заказчиком, как правило, с участием исполнителя инженерных изысканий. Техническое задание на выполнение инженерных изысканий для строительства должно содержать следующие сведения и данные: наименование объекта; вид строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, консервация, ликвидация); сведения о стадийности (этапе работ), сроках проектирования и строительства; характеристику проектируемых и реконструируемых предприятий (геотехнические категории объектов); уровни ответственности зданий и сооружений и др. Следует отметить, что предусмотренные в техническом задании требования к полноте, достоверности, точности и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем инженерных изысканий при составлении программы работ и в процессе выполнения изыскательских работ по согласованию с заказчиком.
Программа инженерных изысканий является внутренним документом исполнителя инженерных изысканий, должна полностью соответствовать техническому заданию заказчика и содержать его требования, принятые к выполнению исполнителем инженерных изысканий, в том числе: цели и задачи инженерных изысканий; мероприятия по охране окружающей среды и исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении инженерных изысканий; перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления; сведения по метрологическому обеспечению и др. К программе инженерных изысканий для строительства должны прилагаться копия технического задания и другая документация, необходимая для производства изыскательских работ. Состав и детальность инженерных изысканий для обоснования разработки градостроительной документации должны устанавливаться в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» .
———————————
СНиП 11-02-96 входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р).

Обратите внимание =>  Льгота для ветеранов труда в татарстане

Глава 37

2. Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.
Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, в отношении которых их обладателем установлен режим коммерческой тайны, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.