Отличия госкорпорации от унитарных предприятий

Новая госкорпорация — «Роскосмос», как диагностика России

Собственно, показатели эффективности ещё даже не разработаны – предложение лишь в конце 2014 года было озвучено Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию. Получается, что много лет существуют корпорации, имеющие статус «государства в государстве» и огромные преференции, деятельность которых касается важнейших отраслей экономики страны, но у которых не было критериев оценки.
Атомная энергетика, огромное количество стратегически важных предприятий, а теперь и космическая отрасль перейдет в формат госкорпорации. К мысли о необходимости перемен в космической отрасли подталкивали достаточно давно, недавние аварии стали ещё одним поводом начать говорить о финансовых нарушениях Роскосмоса и его неэффективности.

1 Часть

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Корпоративные и унитарные юридические лица

  • Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
  • Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
  • Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.
  • Участник компании обязан принимать участие в формировании материальных резервов организации;
  • Запрет в разглашении информации, которая предназначена исключительно для внутреннего пользования и считается конфиденциальной;
  • Запрет на совершение любых действий, которые могут поставить корпорацию в невыгодное положение, или же могут привести к убыточной деятельности.

Юридические лица корпоративного и унитарного типа: особенности управления

О том, как подобные организации ведут деятельность, сказано в § 4 и § 7 главы 4 ГК РФ. Для коммерческих и некоммерческих юридических лиц унитарного типа правила отличаются, кроме того, в отношении некоторых существует специальное правовое регулирование. Так, публично-правовые компании работают с учетом требований закону от 03.07.2016 г. № 236-ФЗ. А в отношении каждой из госкорпораций действует свой закон.

  • управлять организацией;
  • получать сведения о состоянии дел, в том числе информацию о финансах;
  • возражать против решений органов управления и обжаловать их;
  • оспаривать сделки, которые причинили ущерб компании, и требовать возместить убытки и т. д. (ч. 1 ст. 65.2 ГК РФ).

Госкорпорации — это

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.
Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация – вещи абсолютно разные. Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании». В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.

Обратите внимание =>  Какой можно к экологическому знаку не будем разжигать костры в лесу написать лозунг

Электронная библиотека

Необходимо отметить, что многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствуют арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Неясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса. Президентом РФ была поставлена задача Правительству РФ в срок до 1 марта 2010 г. выработать предложения о преобразовании госкорпораций.
Имущество Государственной компании «Российские автомобильные дороги» формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, полученных от использования этого имущества и осуществления деятельности компании (за исключением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами), иных не запрещенных законом источников. Имущество государственной компании является ее собственностью.

Новая госкорпорация — «Роскосмос», как диагностика России

Шестая госкорпорация – «Олимпстрой» — была не так давно ликвидирована, госкорпорация «Роснано» в 2011 году была переформатирована в ОАО, а ещё раньше, в 2004 году, была ликвидирована первая госкорпорация России «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Остальные предприятия, которые часто называют госкорпорациями, таковыми, как ни странно, не являются. Странно, потому как, строго говоря, к госкорпорациям не относятся ни РЖД, ни Газпром, ни Роснефть, ни ВТБ. РЖД, ВТБ, Газпром и Роснефть – это открытые (публичные) акционерные общества, а не госкорпорации.
Вместе с тем, понимая, кто персонально занимает вкусные посты руководителей госкорпораций, и кто все это затеял и развивает, нужно понимать и другое. Гораздо более важное и опасное для страны. Создается новый тип корпоративного государства, переходящий в иную стадию мегакоррупции – стадию приватизированного государства. Государственный бюджет странным образом перекочевывает в теневой механизм. Группа «соратников» фактически представляет собой своеобразную политическую хунту, которая уже форматирует и политический процесс, выборную систему и механизм монополизации власти и самовоспроизводства себя и своего политического лидера во власти бесконечно. Благосостояние этого спаянного коллектива и всех, кто у него на кормлении и в прислуге, конечно растет. Но не этот ли новый тип государства отвечает, наряду с либеральной догматикой. за тотальную деградацию страны, сползание ее от кризиса к кризису к неизбежному коллапсу? Либеральная космополитическая современная Россия «дарит» миру новое, совершенно неприглядное явление.

К унитарным юридическим лицам относятся

С 2014 года в гражданском законодательстве Российской Федерации произошло разделение коммерческих и некоммерческих предприятий на корпоративные и унитарные. В этой статье мы расскажем, что относится к унитарным юридическим лицам. Чем отличаются от них корпорации? Об этом далее.

  • принятия решений о создании участниками корпорации иных юридических организаций, участия корпорации в иных юридических лицах, создания филиалов и открытия представительств организации;
  • принятия решений о реорганизации и ликвидации предприятия, формирования состава ликвидационной комиссии, а также утверждения ликвидационного баланса;
  • избрания ревизионной комиссии и назначения аудиторов юридического лица.
Обратите внимание =>  Что входит не входит в трудовой стаж

Государственные корпорации как фактор модернизации России

При этом госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Инвестиционный фонд МЭРТа требовал от него квалифицированной работы по анализу бизнес-планов и накладывал на него ответственность за использование средств, что было для Министерства неприемлемо (в результате в 2006 году Минэкономразвития использовало лишь 18% предусмотренных на его нужды бюджетных ассигнований).

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. 1
Наблюдательный совет, как высший орган управления принимает локальные корпоративные акты, и контролирует их исполнение. Правление готовит проекты решений для последующего их утверждения наблюдательным советом, а также формирует структуру внутренних органов и подразделений. Руководитель корпорации выполняет организационно 153 представительские функции. Публичная составляющая статуса таких органов проявляется, в частности, в доминирующем значении решений представителей органов исполнительной власти и других публичных органов в сферах внутрикорпоративного управления и хозяйственной деятельности.

Государственные корпорации и государственная компания: особенности правового статуса

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации

Итак, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не может отвечать по обязательствам РФ, а Российская Федерация соответственно не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если не предусмотрено иное законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов (п. 1).
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации, и может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 2). Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3).
На основании этой статьи выделяются следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.
Во-первых, ввиду расплывчатости формулировки целей создания государственных корпораций не существует принципиальных юридических ограничений на функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выступать в качестве органа исполнительной власти (это противоречило бы ст. 110 Конституции РФ о том, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ), но может принимать на себя частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.
Во-вторых, имущество и денежные средства, переданные государством как учредителем государственной корпорации, перестают быть объектом государственной собственности. То есть государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия), ни обязательственных прав в отношении этой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с участием государства в его капитале или некоммерческого партнерства).
В-третьих, отсутствуют общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым. Минимальные же требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на низком уровне — требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества имеет силу в соответствии с законом, предусматривающим создание конкретной государственной корпорации, и такой закон может свести контроль до минимума, что может повлечь за собой различные злоупотребления . Впрочем, априори возможность злоупотреблений, естественно, не может наличествовать в целеполагании при создании этих новых форм некоммерческих организаций.
———————————
Такого мнения придерживаются, в частности, составители Экспертного доклада комитета Совета Федерации по промышленной политике «Государственные корпорации в современной экономике» (2008 г.). См.: Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.
Цель делегирования определенных властных полномочий таким субъектам просматривается довольно ясно и в российском законодательстве. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» , государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», например, наряду с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает исполнение указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля. Скорее всего, схожие функции будут возлагаться и на другие государственные корпорации в их «зоне ответственности».
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.