Критерии предоставления налоговых льгот

Проект Постановления Правительства Российской Федерации — Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — (подготовлен Минфином России )

4. Сводный реестр налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (далее — сводный реестр) формируется с учетом требований настоящей методики в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации, в разрезе субъектов Российской Федерации и налоговых льгот (налоговых расходов) и включает указания на обусловливающие соответствующие налоговые льготы (налоговые расходы) положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законов субъектов Российской Федерации, характеристики налоговой льготы (налогового расхода) (вид налоговой льготы (налогового расхода), условия предоставления льготы, срок действия льготы, целевая категория налоговой льготы (налогового расхода), категория налогоплательщиков-получателей налоговой льготы (налогового расхода) и др.), оценку объема налоговой льготы (налогового расхода), расчетные показатели для оценки эффективности налоговой льготы (налогового расхода) и иную информацию по налоговой льготе (налоговому расходу) согласно приложению к настоящей методике.
Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

О критериях предоставления налоговых льгот и примерной методике расчета выпадающих доходов бюджета Санкт-Петербурга от предоставления налоговых льгот

В целях реализации положений раздела 3.3 Программы реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2000 N 1346-р, и установления единого подхода к критериям предоставления налоговых льгот и к оценке выпадающих доходов бюджета Санкт-Петербурга при формировании предложений по установлению налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков:

Данный критерий предусматривает повышение уровня жизни населения (повышение покупательной способности, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей и др.).

Оценка соответствия предлагаемой налоговой льготы данному критерию осуществляется на основании следующих документов:

а) расчета, в котором приводится сравнение суммарного эффекта (в денежном выражении), полученного населением в результате применения организациями Санкт-Петербурга налоговой льготы, с потерями бюджета от предоставления льготы;

б) расчета, в котором приводятся ориентировочные расходы бюджета Санкт-Петербурга в том случае, если бы стоимость (часть стоимости) товаров (работ, услуг), дополнительно получаемых населением от предоставления льготы организациям Санкт-Петербурга, оплачивалась непосредственно из бюджета Санкт-Петербурга;

в) сравнительного перечня категорий населения Санкт-Петербурга, у которых произошло бы повышение уровня жизни при введении льготы и при выделении дотации из бюджета Санкт-Петербурга.

Методика оценки эффективности налоговых льгот

1.6. Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования единых подходов к оценке эффективности налоговых льгот осуществляет проверку информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, и размещает ее на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 августа текущего финансового года в целях сверки исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период (далее – исходные данные).
4.5. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия эффективных налоговых льгот подлежит учету в модельном бюджете региона аналогично порядку оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот согласно разделу III настоящей методики.

Обратите внимание =>  Описание квартиры для сдачи в аренду пример

Экономическая сущность налоговых льгот и вычетов

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

О налоговых льготах и преференциях

Таким образом, пониженная налоговая ставка с учетом положений ст. 56 НК РФ налоговой льготой признаваться не может. Принимая во внимание, что ставка налога является одним из элементов налогового регулирования, и пониженный ее размер априори обеспечивает налогоплательщикам более благоприятный режим налогообложения, стоит сделать вывод о том, что пониженные размеры ставки налога являются налоговыми преференциями. Аналогичную точку зрения можно встретить в научной литературе [23].
Из данных табл. 3 видно, что в масштабе всей России по состоянию на 01.09.2010 общий размер всех форм изменений сроков уплаты налогов составляет всего 830 774 тыс. руб., из которых на долю инвестиционного налогового кредита приходится лишь 72 361 тыс. руб. (около 8,71%).

Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот

При расчете фактического (ожидаемого) прироста поступлений налоговых и иных доходов в районный бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот может учитываться мультипликативный эффект расширения экономической активности хозяйствующих субъектов Фурмановского муниципального района.
3.3. Бюджетная эффективность предоставления налоговых льгот, рассчитываемая на основе сравнения расходов районного бюджета на осуществление поддержки отдельных категорий граждан и организаций в форме налоговой льготы и альтернативных вариантов организации данной поддержки, определяется по формуле:

Обратите внимание =>  Как сделать страховку на машину по интернету

Критерии предоставления налоговых льгот

Проведем анализ налоговых льгот с использованием критерия K2, так как именно ему соответствуют льготы, направленные на поддержку инвестиционных проектов в промышленности. Здесь и далее будем рассматривать эффект от налоговых льгот за 2012 год. Льготы по НДФЛ, выявленные в предыдущем параграфе имеет малое влияние на промышленные процессы и поддержку инвестиционных потоков, поэтому эффективность этой льготы по инвестиционному критерию оценивать не будем.
В таблице 19 представлен расчет эффективности льгот по налогу на имущество организаций. В предыдущем параграфе были выделены 5 льгот по налогу на имущество организаций, имеющих инвестиционную направленность и использующихся в Астраханской области, согласно статистике ФНС. Общий критерий равен 0.589, это хороший показатель. При этом если учитывать потери бюджета от использования всех льгот (в таблице 19 такой расчет сделан не был из-за неполноты информации о количественных потерях бюджета от льгот по налогу на прибыль организаций), то мы видим, что их объем в 2 раза больше объема инвестиционных льгот. При расчете получаем в этом случае критерий эффективности больше двух, таким образом, в совокупности, льготы неэффективны.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Метод упущенных доходов является наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему. Метод восстановленных доходов наименее надежный, так как подразумевает в себе учет поведенческих эффектов от налогоплательщика, реакцию правительства, которые в свою очередь могут оказаться неучтенными.
По Новосибирской области действует Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» N 142 ОЗ от 16 октября 2003 года [1], устанавливающий ставки налога, льготы, отчетный период, а также сроки уплаты по налогу.

Критерии предоставления налоговых льгот

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом (ФНС или уполномоченный налоговый орган) по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Классификация по формам предоставления налоговых льгот

В российской налоговой системе используется пять видов специальных налоговых режимов, которые по существу стали льготными режимами налогообложения, хотя по своей экономической сути не все должны являться таковыми. В частности, экономическим предназначением единого налога на вмененный доход является ликвидация возможностей сокрытия дохода и уклонения от налогообложения в отдельных видах деятельности. Фактически же она превратилась в льготный режим налогообложения в связи с существенным снижение налоговой нагрузки по сравнению с общим режимом налогообложения.
и в определенных пределах уменьшать свои платежи с последующей единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отличие налогового кредита от отсрочки и рассрочки платежа состоит в том, что он предоставляется юридическим лицам на определенные цели с обязательным начислением процентов. В настоящее время в российской налоговой системе действует только один вид налогового кредита – инвестиционный налоговый кредит, который предоставляется организациям, как очевидно из его названия, на реализацию инвестиционных проектов. Отсрочка отличается от рассрочки тем, что образовавшаяся в результате ее предоставления задолженность должна быть погашена единовременно. При предоставлении рассрочки сумма задолженности гасится поэтапно, т.е. с разбивкой ее на части и установлением сроков погашения каждой части. Отсрочки и рассрочки не носят целевого характера и могут предоставляться как юридическим, так и физическим лицам исключительно при наличии определенных оснований, установленных в законе. В зависимости от оснований предоставления отсрочки и рассрочки могут быть платными или бесплатными.

Обратите внимание =>  Брощурка о законе прав потребителя

Критерии предоставления налоговых льгот

1) по налоговым льготам, планируемым к предоставлению, в течение 2 календарных месяцев со дня предоставления лицами, претендующими на получение льготы, полного пакета документов (по запросу финансово-экономического отдела), но не позднее 01 августа текущего года.
Определение объема планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам осуществляется на основании сведений, предоставленных лицами, претендующими на получение налоговой льготы, и данных, предоставленных прочими источниками информации, указанными в пункте 2.2 настоящей Методики.

КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ – СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Учитывая вышеизложенное, классификация налоговых льгот имеет не только теоретическое, но и немаловажное практическое значение, которое позволяет провести более глубокое исследование налоговых льгот с правовой и юридической точек зрения, выявить характерные проблемы регулирования отдельных их видов, провести анализ налоговой системы в целом на предмет перенасыщения налоговыми льготами, а также оценить целесообразность их предоставления и эффективность и последствия их применения, в том числе и для государства в целом.
· льготные режимы налогообложения (предоставляют более благоприятные условия налогообложения для определенной категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям). Данный вид налоговых льгот также в своих работах выделял И.А.Майбуров, считая их не привязанным к конкретным элементам налогообложения.