Количественная и качественная оценка налоговых льгот и преференций

Проект Постановления Правительства Российской Федерации — Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — (подготовлен Минфином России )

Оценка бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) наряду со сравнительным анализом, указанным в абзаце первом настоящего пункта предусматривает оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых льгот (налоговых расходов), осуществляемую в соответствии с пунктом 9.2.4 настоящей методики.
К социальным льготам (расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные для отдельных социально незащищенных групп населения, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций, конечной целью которых является поддержка населения, а также иных категорий налогоплательщиков, в случае если целью налоговых льгот (налоговых расходов) не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет).

Методика оценки эффективности налоговых льгот

Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.
1.3. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящей методикой осуществляется в целях повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения эффективности мер социально-экономической политики субъектов Российской Федерации на основе информированного выбора оптимального способа достижения целей, учета результатов оценки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также повышения качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы.

Оценка эффективности налоговых льгот

Льготы могут предоставляться предприятиям социального и стратегического значения, благотворительным фондам, предприятиям, попавшим в затруднительное положение по объективным причинам, малым формам предпринимательства, а так же отдельным категориям граждан, например, пенсионерам и инвалидам.
Обеспечение государственной власти финансами происходит за счет сбора налогов с граждан и хозяйственных организаций. Управленческий аппарат страны работает так, что законодательно не имеет права получать коммерческий доход. Поступление денежных средств осуществляется благодаря работе налоговой системы.

Эффекты от применения налоговых льгот и проблема их оценки

Существенным препятствием для количественной оценки эффектов являются недостаточные данные о льготах (в том числе расходов налогоплательщиков, связанных с введением налоговых льгот) в официальной статистике. А. Киреенко данный вид расходов налогоплательщиков называет издержками налогового согласования, которые состоят из дополнительных расходов, понесенных налогоплательщиками и другими лицами в связи с уплатой налогов, и выполнением требований налогового законодательства; расходов организаций на изучение налогового законодательства, ведение учета, составление и представление налоговой отчетности, аудиторские, консультационные и юридические услуги; расходов индивидуальных налогоплательщиков на сбор документов, составление деклараций, визит в налоговые органы; расходов кредитных и других организаций на сбор и передачу сведений в налоговые органы в случаях, предусмотренных законодательством [24]. Поэтому в сложившихся условиях более или менее объективным источником данных является информация от самих налогоплательщиков. Но в таком случае возникает обоснованный вопрос о репрезентативности такой выборки данных.
На достижение того или иного эффекта влияние может оказать не только непосредственно предоставление льготы по конкретному налогу, но и льготы по иным налогам или вообще другие экономические факторы. Кроме того, в отдельных ситуациях может иметь место взаимосвязь налоговых баз по нескольким налогам. И изменение налоговой базы, вызванное льготным налогообложением, может привести к искажению налоговых баз по другим взаимосвязанным налогам, по которым льготы не предоставлялись. В таком случае требуется вычленить вклад каждой льготы в изменение анализируемого показателя, что является сложной задачей, требующей применения специальных методов анализа.

Обратите внимание =>  Заклн тишины сочи

Количественная и качественная оценка налоговых льгот и преференций

Налог на добычу полезных ископаемых, как было отображено ранее, имеет много налоговых льгот, связанных со стимулированием инвестиций. При этом только одна льгота, на добычу нефти, распространяется на Астраханскую область. Так как нефть относится к углеводородному сырью, а налог на его добычу полностью отправляется в федеральный бюджет, рассматривать эту льготу не будем. Аналогично не будет рассмотрен налог на добавленную стоимость.
Распределение сумм НДФЛ, не поступивших в бюджет Астраханской области, в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций по муниципальным образованиям в 2012 году Составлено автором на основе отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами, сформированных в целом по субъекту РФ и в разрезе муниципальных образований № 5-НДФЛ

Оценка эффективности налоговых льгот в РФ

Конечно, существующая на сегодняшний день система налогообложения, а, следовательно, и система предоставления налоговых льгот нуждается в постоянной доработке и корректировке в зависимости от изменения экономической ситуации в стране. Льготы по земельному налогу не являются исключением. Постоянно предлагаются изменения и нововведения. Например, введение налоговых льгот для организаций, которые создают новые производства. В частности, освобождение от уплаты земельного налога с территорий, на которых размещены производственные мощности, в первый год освоения и ввести пониженную ставку налога в последующие два года.

  • • Во-вторых, зачастую должностные лица организаций, применяющих налоговые льготы, используют средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях.
  • • В-третьих, налоговые льготы, предоставленные одной организации, использовались другими фирмами в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов.

Оценка эффективности налоговых льгот

Прежде всего, налогообложение должно быть справедливым и распространяться на всех плательщиков в равной степени. Любые исключения из правил необходимо обосновать. Сама процедура взимания платежей должна быть простой, понятной и удобной. Плательщики имеют право получить информацию по своим правам и обязанностям. Налоговые органы должны действовать в рамках закона и не злоупотреблять своей властью. Затраты на сбор налогов должны быть соизмеримы их соответствующим ставкам.

  • непосредственное формирование дохода казны;
  • регулирование экономических процессов;
  • распределение доходов с финансовых средств между различными сферами экономики;
  • перераспределение доходов, капиталов и инвестиционных ресурсов от коммерческой, производственной и других видов деятельности;
  • создание стабильной социальной обстановки;
  • стимулирование осознанности плательщиков, а так же сфер бизнеса, через применение специальных налоговых форм и льгот;
  • контроль за количеством поступаемых денежных средств, предотвращение дефицита бюджета.
Обратите внимание =>  Перевод денег с социальной карты на другую карту

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Налоговые льготы стали распространяться с 1960-х годов, начиная с Германии и США. С этих времен многие страны уже задумались о том, что оценка эффективности налоговых льгот может стать весьма полезным инструментом для анализа налоговой политики государства.
Роль налогов в формировании регионального бюджета достаточно велика. Во- первых, налоги представляют собой основной источник доходов бюджетов. Во- вторых, создают благоприятные условия для развития определенных отраслей, при помощи применения льгот, снижения процентных ставок. В- третьих, государство перераспределяет часть прибыли налогоплательщиков на развитие социальной инфраструктуры, наукоемких технологий и инвестиций. Все это обуславливает актуальность выбранной темы, так как при помощи установления эффективных льгот, можно увеличить объем налоговых поступлений, а также укрепить социальную поддержку граждан.

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПРЕФЕРЕНЦИЙ)

Одним из институтов российской системы налогообложения являются налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Льготы являются одним инструментов, с помощью которых государство влияет на экономические процессы в тех или иных целях. Экономическая природа налоговых льгот имеет двойственный характер. Первое. Налоговые льготы – это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков (поэтому льготы не носят индивидуального характера) в виде возможности не уплачивать полностью или частично действующие в России налоги и сборы (ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ) [1]. Основанием для предоставления налоговых льгот является, как правило, реализация их получателями крупных инвестиционно-инновационных проектов, особенно значимых для экономики той или иной территории. Льгота может быть представлена в виде освобождения: от уплаты такого федерального налога как налог на прибыль организаций – в той части, которая зачисляется в региональные бюджеты; от уплаты региональных налогов – транспортного налога и налога на имущество организаций и т.д. Так, например, налоговые льготы в Тюменской области предоставляются в виде снижения региональной части налога на прибыль организации с 18% до 14%: а) инвесторам – держателям областных инвестиционных проектов; б) строящимся организациям, которые планируют производство стального проката (проектная мощность – ежегодно не менее 545,5 тыс. тонн), осуществляющим расходов на строительство и развитие собственного производства. [5]. Возможность не платить налог на имущество организаций могут крупные промышленные предприятия, которые планируют на территории Тюменской области осуществление производства такой продукции как пропилен и полипропилен (если их ежегодная проектная мощность – 500 тыс. тонн), переработанного углеводородного сырья с применением метода пиролиза (ежегодно не менее 1,5 млн. тонн). Кроме того, такая льгота может быть предоставлена предприятиям, чья деятельность связана с созданием и функционированием индустриальных парков (в части используемого для этих целей имущества). Цель указанных льгот – минимизация отвлечения необходимых для инвестора ограниченных финансовых ресурсов, направление высвобождаемых средств на реализацию указанных проектов.
Поэтому, безусловно, предоставление налоговых льгот (преференций) должно быть обоснованным, планируемый эффект от их предоставления должен быть просчитан, измерим. В обосновании должен быть обозначен конкретный ожидаемый результат (социальный, экономический или иной эффект), ради которого власти сознательно идут на то, что бюджет не получит в полном объеме налоговые поступления, конкурентной среде (в виде ограничения конкуренции) будет нанесен вред.

Обратите внимание =>  Льгота по земельному налогу пенсионерам хмаоюгра нефтеюганский район

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1, 118

НКО «Фонд развития моногородов» заключает с моногородами генеральные соглашения, предполагающие совместное строительство (за счет средств гос. субсидий) объектов инфраструктуры и т.п. Заключаются такие соглашения с моногородами первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.04.2015 № 668-р).
20 апреля 2015 года с моногородами Анжеро-Судженск и Юрга подписаны соглашения о софинансировании расходов Кемеровской области в целях реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в этих городах. В соответствии с ними государственная поддержка моногородов Анжеро-Судженск и Юрга из средств федерального бюджета составляет 1,5 млрд рублей [3].

О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

0,60 — для категорий налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с получением предпринимательской выгоды посредством производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания различных услуг, ориентированных на широкий круг потребителей.
Методика оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот (далее — методика) применяется для оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных законодательством Ярославской области, а также планируемых к предоставлению в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности налоговых льгот

Наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес в целях использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. С появлением и развитием налоговой системы России появились и налоговые льготы, которые в большом количестве предоставлялись организациям, преследующим благородные цели — помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий; а также организациям, созданным с целью содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии и т.д.
Налоговые льготы, как формы практической реализации стимулирующей функции налогов, служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики. С помощью налоговых льгот государство оказывает определенное воздействие на процессы расширенного воспроизводства для стимулирования предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки и техники.