Госкорпорация и унитарные предприятия отличая

Новая госкорпорация — «Роскосмос», как диагностика России

Собственно, показатели эффективности ещё даже не разработаны – предложение лишь в конце 2014 года было озвучено Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию. Получается, что много лет существуют корпорации, имеющие статус «государства в государстве» и огромные преференции, деятельность которых касается важнейших отраслей экономики страны, но у которых не было критериев оценки.
О доходности госкомпаний в целом и госкорпораций в частности свидетельствуют такие слова Президента: «Хочу напомнить, мы договаривались об общем правиле выплаты дивидендов в пользу государства: не менее 25 процентов от чистой прибыли. Однако по итогам последних двух лет это требование выполняет чуть больше половины госкомпаний, а некоторые и вовсе добились отдельных решений Правительства не выплачивать дивиденды или заметно урезать их объём». Минуточку! Прибыль госкорпорации, которая по всем канонам принадлежит государству отдается ему, как собственнику только на 25%. А 75% уходит в карман менеджмента? Напомним, что прибыль – это часть выручки после выплат всех налогов, зарплат, амортизаций и инвестиций. Это чистая прибыль – успех собственника. Когда и где собственник так запросто отдавал свою прибыль частным лицам, даже пусть и наемным менеджерам на его предприятии? Почему государство отказывается от 75% принадлежащей всей стране (это доходы госбюджета) прибыли? Почему она идет в карманы Сечиным, Миллерам, Набиуллиным вместо того, чтобы идти на здравоохранение, образование, науку, оборону, культуру, строительство дорог и т.п.? Напомним, что то же самое (только в иной пропорции) происходит с Центробанком, который в нарушение законодательства получает прибыль, как какой-нибудь коммерческий банк, и не отдает ее полностью государству. Что это как неявное прикарманивание государства – верх коррупции, беспрецедентный новый тип мегакоррупции? На деле – Россия превращается в т.н. приватизированное государство. Мало того, что общество лишается своей надежы и опоры в виде собственного государства, так оно само, попросту говоря, обкрадывается!

Юридические лица корпоративного и унитарного типа: особенности управления

О том, как подобные организации ведут деятельность, сказано в § 4 и § 7 главы 4 ГК РФ. Для коммерческих и некоммерческих юридических лиц унитарного типа правила отличаются, кроме того, в отношении некоторых существует специальное правовое регулирование. Так, публично-правовые компании работают с учетом требований закону от 03.07.2016 г. № 236-ФЗ. А в отношении каждой из госкорпораций действует свой закон.

  • управлять организацией;
  • получать сведения о состоянии дел, в том числе информацию о финансах;
  • возражать против решений органов управления и обжаловать их;
  • оспаривать сделки, которые причинили ущерб компании, и требовать возместить убытки и т. д. (ч. 1 ст. 65.2 ГК РФ).

Корпоративные и унитарные юридические лица

  • Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
  • Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
  • Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.
  • Коммерческие корпорации. Это юрлица, основной задачей которых является предоставление товаров/ услуг или производственная деятельность, конечным итогом работы в которой будет получение прибыли, распределяемой между учредителями в соответствии с их долями в уставном фонде общества;
  • Некоммерческие структуры. Это объединения граждан, основанные на формировании организаций с определенной целью по интересам. Данный тип корпорации не устанавливает своей целью получение прибыли, и существует за счет добровольных взносов учредителей или третьих лиц.
    Кроме этого, различают также еще несколько видов корпоративных юрлиц. В частности, в отношении объединений акционерного типа, выделяют следующие виды корпораций:
  • Публичные АО. Это организации, которые свободно продают свои акции и привлекают новых участников производственного и управленческого процессов. Акции и прочие ценные бумаги таких компаний находятся в свободном доступе, и их может приобрести любой человек или компания;
  • Непубличные АО. Эти структуры не допускают в свою деятельность новых лиц, и свободные акции и ценные бумаги распространяются внутри компании среди ее постоянных участников.
Обратите внимание =>  Образец заполнения р14001 при смене директора 2019

Госкорпорация и унитарные предприятия отличая

  • запрашивать у органов управления госкорпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, налоговых органов, иных органов государственного надзора и контроля, а также у финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятий (вплоть до пресс-конференций);
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денег и использованию иного имущества, целям ее деятельности;
  • в случае выявления нарушения закона или совершения госкорпорацией действий, противоречащих ее целям, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денег и использования имущества госкорпорацией ее целям.

Они являются «государством в государстве», оперативно контролируемым исключительно правительством (и даже не президентом, который может влиять на них лишь через изменение законодательства и назначение руководителя, — по большинству законов о создании госкорпораций он назначается президентом). Возможно, Путин рассматривает их систему как непосредственную и неформальную опору своей власти в качестве премьера.

Электронная библиотека

Госкорпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Необходимо отметить, что многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствуют арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Неясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса. Президентом РФ была поставлена задача Правительству РФ в срок до 1 марта 2010 г. выработать предложения о преобразовании госкорпораций.

Обратите внимание =>  Перечень документов на квартиру для ипотеки в сбербанке

К унитарным юридическим лицам относятся

Из участников корпорации формируется главный орган управления юридическим лицом – общее собрание. Участие в корпорации наделяет ее участников соответствующими членскими правами и обязанностями относительно сформированного юридического лица. В виде корпоративного предприятия могут создаваться предприятия и коммерческого, и некоммерческого характера. К корпорациям относятся все коммерческие юридические лица, исключение здесь составляют только унитарные предприятия.
Российским законодательством и уставом компетенция высшего коллегиального органа может быть расширена, и в нее могут включаться и другие вопросы корпорации. Корпоративные юридические лица должны соблюдать все нормы. Это важно, потому что до этого возможности собрания акционеров строго соответствовали тому, что указано в положениях Федерального закона «Об акционерных обществах». Выйти за пределы данного закона было нельзя. Кроме того, что в корпорации формируется высший орган власти, также происходит создание единоличного исполнительного органа (в лице директора, генерального директора, председателя и т.д.).

Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации

В 2003 г. появилась вторая государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» . Ситуация продолжила свое развитие в сторону выполнения функций государственного регулирования, надзора и контроля негосударственной организацией, в значительной части финансируемой за счет своей коммерческой деятельности.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.
Естественно, эта новая форма стала объектом внимания исследователей юридической науки . Различные аспекты их создания и деятельности нашли отражение в научных статьях, посвященных этой тематике .
———————————
См.: Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Дис. . канд. юрид. наук. Рязань, 2005; Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008; Кузьминов А.А. Гражданская правосубъектность государственных корпораций: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.
См.: Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству РФ // Журнал российского права. 2009. N 9; Богданов Э. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5; Курбатов А.Я. Сферы деятельности государственных корпораций // Корпоративный юрист. 2009. N 6; Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1; Семенов А.В., Серегина Т.А. Государственная корпорация в системе некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4; Унгунова Д.Б.-Х., Хаменушко И.В. Государственные корпорации: финансово-правовые аспекты создания и деятельности // Законодательство. 2009. N 8; Целовальников А.Б. Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности государственных корпораций по российскому законодательству // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4; Цимерман Ю.С. Государственная корпорация — специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10.

Госкорпорация и унитарные предприятия отличая

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.
Существуют случаи, когда названия организаций могут ввести в заблуждение. Путаницу вносят, например, отличающиеся названия предприятий на иностранных языках (как Satellite Communications Company) или особая российская организационно-правовая форма некоммерческих организаций, названная государственной корпорацией. Так, Государственная корпорация по организации воздушного движения не является госкорпорацией, а имеет форму ФГУПа. Внешэкономбанк не имеет лицензии банка и не является банком, а является госкорпорацией, то есть некоммерческой организацией. Также иногда госкорпорациями могут называть Газпром и Роснефть, хотя они являются акционерными обществами с государственным участием и также имеют крупных иностранных акционеров. Такие компании, имеющие в уставном капитале акционерную долю государства, правильнее называть компаниями с государственным участием.

Обратите внимание =>  Договор с индивидуальным предпринимателем на управление тс

Правовое регулирование отношений госкорпораций и власти

При этом, как видим, закрепление института госкорпораций в новом проекте ГК РФ не предусматривается. В закрытом перечне некоммерческих организаций, предусмотренном Проектом изменений в ГК РФ, государственная корпорация как одна из форм некоммерческих юридических лиц отсутствует.
Возникновение новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации – связано не только с необходимостью создания оптимальной модели управления государственным имуществом, но и с развитием экономики страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы.

1 Часть

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Унитарное предприятие

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.