Договор с региональным оператором по капитальному ремонту

Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Таким образом, отсутствие заключенного договора с региональным оператором либо владельцем специального счета не является основанием для освобождения от уплаты взносов за капитальный ремонт.

Обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт также не ставится в зависимость от проведения капитального ремонта в доме, поэтому если некоторые собственники квартир полагают, что в доме недавно был сделан капитальный ремонт, то теперь необходимости в оплате не имеется, то они стали жертвой заблуждения, поскольку при капитальном ремонте дома были задействованы взносы других собственников, дома которых также согласно графику будут отремонтированы в текущем либо следующем году, в зависимости от установленного срока ремонта.

Ремарка

По-прежнему много людей интересуется вопросом по оплате капитального ремонта, многие по-прежнему задают вопрос о том, а нужно ли платить капитальный ремонт, если договор на оплату данного обязательного взноса не заключался.

Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:

  • сбор взносов на капремонт,
  • открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
  • роль технического заказчика работ по капремонту,
  • финансирование расходов,
  • работа с местными властями.

Функции регионального оператора

Ещё одно право региональных операторов описано в ч. 4.2 ст. 178 ЖК РФ: в целях защиты своих общих интересов, объединения усилий для повышения эффективности деятельности они могут создавать ассоциации и союзы и быть их членами. Региональный оператор может быть членом СРО.

Обязанности регионального оператора

При изменении способа формирования фонда капремонта он передаёт владельцу спецсчёта все имеющиеся данные о формировании фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Счета региональный оператор может открывать только в российских кредитных организациях (ч. 3 ст. 180 ЖК РФ).

Можно изначально не заключать соглашения с фондом. Пока что в нашей стране не действует законодательный акт, который бы обязывал устанавливать правовые отношения с региональным оператором или банковской структурой на обязательной основе.

  1. Фонд имеет право взыскивать задолженности путем начисления пени, а также обращаться в суд в отношении должников.
  2. Имеет право осуществлять обработку персональных данных жильцов и собственников.
  3. Предлагать собственникам способ управления и расхода денежных средств.
  4. Имеет право отказаться от исполнения договора, если собственниками были нарушены пункты договора.

Обязанности и права сторон

  1. Осуществлять ежемесячные взносы в фонд капремонта.
  2. Принятие решения на общем собрании о дате проведения капремонта.
  3. Ознакомить организацию-фонд со своим решением. Если сумма капремонта превышает необходимою на счету – возместить ее организации, или же отказаться от модернизации.
    Обеспечить фонду возможность осуществления действий по капремонту.
  4. Закрывать задолженности по взносам.

Собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, самостоятельно выбирают способ оплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на выпуск платёжных документов. При этом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлена обязанность регионального оператора, являющегося владельцем специального счёта, по выпуску платёжных документов. В этом случае должны быть определены источники финансирования соответствующих затрат регионального оператора.

Обратите внимание =>  О присвоении звания ветеран труда преподавателям

Вместе с тем, поскольку Жилищный кодекс связывает уплату взносов на капитальный ремонт с определением способа формирования фонда капитального ремонта, в случае принятия собственниками до истечения срока, установленного в части 3 статьи 169 Жилищного кодекса, решения о проведении капитального ремонта, об уплате взносов на капитальный ремонт для целей финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса), собственники помещений в этом доме должны также принять решение о формировании фонда капитального ремонта (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса).

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 июля 2014 г. № 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ведется работа по мониторингу правоприменения и актуальным проблемам, возникающим в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

  • принять решение о проведении капремонта общего имущества в МКД;
  • утвердить перечень работ по капитальному ремонту общего имущества МКД;
  • утвердить подрядную организацию;
  • утвердить смету расходов на капитальный ремонт общего имущества МКД;
  • утвердить сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД;
  • определить источники финансирования капремонта общего имущества МКД;
  • выбрать лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Использование суммы минимальных взносов

Также работы по капитальному ремонту могут включать в себя работы по замене и восстановлению несущих строительных конструкций и инженерных сетей МКД. Для этого такие работы законодательство о градостроительной деятельности должно отнести к реконструкции объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 166 ЖК РФ).

Как использовать Фонд капремонта со спецсчета

Проголосовать «за» по вопросу проведения и финансирования капремонта должны не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Это следует из части 1 статьи 46 и пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.

Иногда случаются ситуации, когда собственники не могут собрать необходимую для текущего капитального ремонта сумму. Чаще всего это происходит из-за должников, проживающих в этих многоквартирных домах. Важно знать, что у регионального оператора есть собственные рычаги воздействия на таких жильцов. Ведь платить взносы за ремонт должны все жильцы. Поэтому средства могут взыскать в судебном порядке.

Обратите внимание =>  Подписание контракта заказчиком по 44 фз сроки электронный аукцион

На основании части 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. А кто непосредственно проводит организационные мероприятия с собственниками помещений (уведомляет, информирует, согласовывает сроки выполнения работ, проводит опросы собственников на предмет согласия или нет, решает возникающие вопросы и т.д)?

Обязанность при организации кап.ремонта

Как и когда заключается соглашение между собственниками и ФКР ? При обращении нам ответили, что никакие встречи с собственниками у представителей фонда не запланированы. Вся информация находится на сайте. От фонда получено письмо, в котором нас информируют о том, что было объявлено три аукциона на разработку проектно сметной документации, но ни один из них не состоялся из-за отсутствия подрядных организаций. Что нам делать, если организация так и не будет найдена? ФКР не выполняет свои обязательства и как нам его заставить?

После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

Заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одной стороной договора являются собственники помещений в МКД. Второй стороной договора — выбранная организация. Если речь идет не о региональном операторе, то здесь в роли фонда может выступить любая коммерческая организация, к примеру, банк.

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Губин Виталий

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.
Обратите внимание =>  Когда отменили льготы военным пенсионерам и вдовам военных

При проведении капитального ремонта фондом капитального ремонта (региональный оператор) в многоквартирных домах часты случаи,когда ремонт затягивается и по этой у собственников могут возникнуть убытки. Например, в Ставропольском крае из-за затягивания ремонта крыши пострадали собственники верхних этажей в виде залития квартир.

Ответственность несет фонд капитального ремонта, а не подрядная организация

  • обеспечить подготовку задания на выполнение работ по капитальному ремонту, а также при необходимости подготовить проектную документацию (п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • найти подрядчика для выполнения работ и заключить с ним договор, предусматривающий установление гарантийного срока на работы не менее 5 лет со дня приемки таких работ (п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • контролировать качество выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ч.2 ст. 182 ЖК РФ)

Почему ответственность несет фонд капитального ремонта?

В итоге, перед жителями ответственность несет региональный оператор, на котором лежит обязанность как найти подрядчика, так и контролировать качество выполнения работ. Здесь можно провести аналогию, например, в рамках деятельности управляющих перед жителями ответственность за качество работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества будет нести управляющая организация независимо от того факта, что работы могут выполняться подрядными организациями. Такой же принцип действует и в отношении регионального оператора.