Взгляды вольтера на государство и религии

Кратко о философии Вольтера можно сказать так – он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы.

Социально-философские взгляды

В течение жизни Вольтер еще не раз сталкивался с угрозой ареста. Он вынужден был покидать Францию. Философ на протяжении своего пути жил в Англии, Пруссии, Швейцарии. К 1776 году он стал богатейшим человеком Франции, что дало ему возможность создать свое «удельное княжество» в поместье Ферней.

Философские идеи Вольтера

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

Вольтер находит абсурдным то, что «все движение, порядок, жизнь — образовалась сама собой, вне какого бы то ни было замысла», чтобы «одно лишь движение создало разум», значит, Бог существует. «Мы разумны, а следовательно, существует вечный разум» . Мысли не присущи материи вообще, значит, человек получил эти способности от Бога. Однако, продолжая рассуждать, Вольтер дает все больше поводов для констатации его возражений самому себе. В частности, сперва он указывает, что Бог создал все, относя к этому вопросу и материю, но позднее говорит, что «Бог и материя существуют в силу вещей». Действительно, с углублением в тему существования Бога он показывает все более сильную веру и приводит все меньшее количество свидетельств: «…давайте поклоняться Богу, не стремясь проникнуть во мрак его таинств». Философ говорит, что он сам готов «поклоняться ему пока жив, не доверяя никакой школе и не устремляя полет своего ума в пределы, коих не способен достичь ни один смертный». Большинство его аргументов, доказывающих, что Бог есть, нельзя принимать во внимание в связи с их противоречивостью.

Обратите внимание =>  Можно ли в кресле возить ребенка впереди

Содержание

Так представлено видение Бога Вольтером. Если исходить из его воззрений, то не ошибочно причислить его к деистам. Но фактически его деизм есть скрытый атеизм и материализм, так как может быть сделан вывод: Бог философу необходим только для жизни в мире с самим собой, и он использует Бога как исходную точку для рассуждений.

[править] Отношение Вольтера к Богу

Не будет ли такой религией та, что учит нас поклонению верховному Существу — единому, бесконечному, вечному Творцу мира, движущему им и его одушевляющему, cui nес simile nес secundum? Религия, которая единила бы нас этим верховным Существом в награду за наши добродетели и разъединяла бы нас с ним в наказание за преступления? Религия эта пренебрегла бы догматами, измышленными тщеславным безумием, — вечными темами для дискуссий — и учила бы чистой морали, по поводу которой никто никогда бы не спорил.