Виды дотаций поселениям

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Обратите внимание =>  Калькулятор по расчету квартиры в рассрочку на льготных условиях

Кому предоставляется дотация

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация для населения

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Основные условия предоставления

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

По результатам проведенного экспертного анализа предоставление дотаций на выравнивание бюджетной Хабаровского края оценивается как крайне неэффективное. По мнению экспертов, проводивших анализ, существующий в Хабаровском крае механизм предоставления дотаций на выравнивание, является одним из примеров худшей региональной практики в данной сфере общественных финансов в Российской Федерации.

Обратите внимание =>  Льгота по подоходному налогу при протезировании зубов

БК РФ (ч. 5 ст. 137) предусматривает возможность выравнивать бюджетную обеспеченность поселений не напрямую из краевого бюджета, а через бюджеты муниципальных районов, наделив их государственным полномочием по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений.

Выводы

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяется законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

В свою очередь порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ бюджетам ПОСЕЛЕНИЙ урегулированы ст.142.4 БК РФ и принятой в соответствии с ней ч.2 ст.12 104-ЗАО.
При этом 307-ФЗ в ст.142.4 БК РФ в этой части абсолютно никаких изменений не внёс.
Никакой детализации, что входит в состав «иных» трансфертов из бюджета района как не было так и нет. То есть никто вам ранее не мешал и не мешает сейчас в районном решении раскрыть подробно какие трансферты вы даёте в составе «иных», и что в них входят и дотации на сбалансированность.
В соответствии с упомянутыми нормами права, иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района в бюджеты поселений предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района , принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы предоставить районам максимально широкий круг полномочий, ч.2 ст.12 104-ЗАО не устанавливает никаких ограничений на этот счёт.

Теперь подробнее:
Действительно, Федеральный закон №307-ФЗ вывел дотации на сбалансированность из категории «иных трансфертов». С 01.01.2020 — это самостоятельный вид межбюджетного трансферта. Не смотря на это предельный объём и того и другого трансферта рассчитывается совокупно — не более 15% общего объёма трансфертов (за исключением субвенций).
Методика распределения дотаций на сбалансированность начиная с формирования региональных бюджетов на 2020 год должна утверждаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Именно поэтому эта методика в законе 104-ЗАО признаётся утратившей силу, одновременно с этим готовится проект соответствующего постановления Правительства автономного округа об утверждении этой методики.
ОДНАКО ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ КАСАЮТСЯ исключительно предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ!
Все эти нормы права к дотациям на сбалансированность из бюджета района в бюджет поселения отношения не имеют и никогда не имели!

Обратите внимание =>  Договор как оформить дарения на несовершеннолетнего ребенка

Дотация на сбалансированность в 2020 году

Сразу оговорюсь, что никаких препятствий для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из бюджета муниципального района нет сейчас и не предвидится с 2020 года, при условии что такая возможность предусмотрена решением районного представительного органа (скажем, решением «О межбюджетных отношениях . » или аналогичным).

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

Официальные показатели

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Субсидии из одного регионального бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств для выполнения полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Цели и условия выделения таких сумм устанавливаются в соглашениях между субъектами РФ.

Правительство вправе предусмотреть предоставление регионам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях поощрения лучших практик по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения. Такая возможность предусмотрена частью 3 статьи 18.1 Закона № 131-ФЗ. Теперь Минфин может предоставлять такие трансферты регионам в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (ст. 131 БК). Регионы, в свою очередь, могут направлять эти средства в виде дотаций в местные бюджеты. Дотации предоставляются без каких-либо условий и целей. Этими суммами муниципалитет волен распорядиться по своему усмотрению. Кто именно получит финансирование, региональные власти решат по итогам оценки эффективности деятельности органов МСУ.

Регионы будут выделять дотации на поощрение лучших муниципальных практик

Субъекты РФ будут предоставлять дотации на основании соглашений между региональным финансовым органом и местными администрациями. В соглашении можно предусмотреть меры по социально-экономическому развитию муниципальных образований и оздоровлению муниципальных финансов. При расчете размера дотаций регионам запрещено снижать планируемое значение критериев выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с текущими показателями.