Периодическое уяастие граждан в участии в вырах

Принципы избирательного права

Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов. Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.
Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Статья 9

Как следует из части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принципы обязательности и периодичности выборов, закрепленные в вышеуказанных международных правовых документах в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, а также содержащиеся в международных договорах Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционно-правовых принципов организации избирательного процесса. На этой основе уже в прежнюю редакцию комментируемой статьи был дополнительно включен один из важнейших организационных принципов проведения свободных выборов – принцип периодического их проведения. Периодический характер выборов и компоненты обеспечения периодического проведения выборов также закреплены в ряде статей комментируемого Федерального закона, при этом исходным являются положения и его Преамбулы, в которой закреплено, что «демократические, свободные и периодические выборы. являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти».
Применительно к федеральным органам государственной власти срок полномочий соответствующих органов закреплен непосредственно в Конституции Российской Федерации. Так, срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года и закреплен в части 1 статьи 96, срок полномочий Президента Российской Федерации составляет также четыре года и закреплен в части 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, предусматривающим, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пяти лет (пункт 5 статьи 4), конкретный срок полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на этой основе варьируется в пределах от четырех до пяти лет 1 . Применительно к срокам полномочий органов местного самоуправления необходимо исходить из следующего. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается дифференцированный подход, а именно: сроки полномочий представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований не могут быть менее двух лет. Конкретный максимальный и минимальный сроки полномочий указанных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований устанавливается в законах субъектов Российской Федерации, а затем – для новых выборов – на их основе в уставах муниципальных образований.

Глава 2

Прямое избирательное право означает непосредственное голосование граждан за или против кандидата (списка кандидатов). Непрямое избирательное право представляет многоступенчатое формирование избираемого органа, когда за кандидатов в этот орган голосуют не непосредственно избиратели, а определенным образом избранные выборщики 5 .
Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Обратите внимание =>  Льгота при оплате за воду

Принципы участия российских граждан в выборах

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. Князев С. Д. Предмет современного российского избирательного права//Государство и право, 2000, №5, — 158с. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления.
Ныне, гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации в статье 32 прямо не оговаривает основных принципов его реализации, обязательных на всех выборах, проводимых в Российской Федерации. Примечательно, что исключение в Конституции России (ст. 81) сделано в отношении выборов Президента Российской Федерации, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Периодическое уяастие граждан в участии в вырах

Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.
Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Принципы участия граждан в выборах

Можно выделить так называемые фактическую недееспособность и юридическую недееспособность. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Однако в том случае, если гражданин имеет психическое расстройство и этот факт подтвержден соответствующим медицинским учреждением, но не установлен в судебном порядке, то такой гражданин вправе избирать и быть избранным. В данном случае гражданин является фактически недееспособным, но юридически обладает избирательным правом, и только судебное решение о признании гражданина недееспособным создает юридическую недееспособность и лишает гражданина возможности участвовать в выборах. Думается, что такой порядок является негуманным по отношению к людям, страдающим психическими заболеваниями. Практике известно множество случаев, когда неадекватные люди пытались и пытаются баллотироваться в качестве кандидатов на различные должности, доходя до голосования. Также зачастую избирательные участки создаются в психиатрических больницах. Верным представляется положение, содержавшееся в законодательстве РСФСР, согласно которому не имели право избирать и быть избранными лица, признанные умалишенные в установленном законом порядке [1] .
Принцип равного избирательного права можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации на равных основаниях, независимо от оснований приобретения ими гражданства. Исключением является ограничение в пассивном избирательном праве для кандидатов на должность Президента РФ. Кандидат на указанную должность обязан прожить в России не менее 10 лет, поэтому бывшие иностранные граждане, прожившие в России менее 10 лет, не могут претендовать на данную должность.

Обратите внимание =>  В случае увольнения без уважительных причин рф

Периодическое уяастие граждан в участии в вырах

Свобода выборов.. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования. Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись.
— политическое давление — расправы с противниками, с активиста­ми или сторонниками партий-конкурентов; административного — угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу нужной партии или кандидата, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в под­держку выдвижения угодного кандидата и т.п.;
— социально-экономического — подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задер­жанных зарплаты, пенсий, пособий и т.п.,
— обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п.,
— психологического — запугивание избирателей уг­розой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к пласта на выборах партии-оппонента;
— информационного — систематическая односторонняя и/или искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно, в рамках закона, с некоторыми эти­ческими и иными ограничениями, предвыборной агитации;

Принципы участия российских граждан в выборах

Наличие субъективного избирательного права непосредственно связано с принадлежностью гражданства РФ и в этом плане по общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права принимать участие в выборах и референдумах. НО иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ, что и граждане РФ. Но если это предусмотрено международным договором и ФЗ.
В Постановлении от 23 марта 2000 года КС отмечал, что право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти в ходе демократических выборов, осуществляется в различных формах, в том числе, путем проведения выборов как в одном, так и в многомандатном округах, в которых распределяется несколько депутатских мандатов. Вместе с тем, использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участи граждан в выборах на равных основаниях, что требует также при соблюдении пропорциональности представительства наделение каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. При соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно и многомандатным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.

Обратите внимание =>  В связи с нерентабельностью деятельности

Повышение избирательной активности граждан как основа развития демократического общества

Сербин Михаил ВикторовичКандидат юридических наук, доцент,Вицепрезидент Молодежного Союза Юристов России,Заместитель декана юридического факультета СанктПетербургского государственного университета аэрокосмического приборостроенияг. СанктПетербургEmail: michaellion@mail.ru
повышение электоральной культуры молодых избирателей;ознакомить молодых избирателей с их конституционными правами и обязанностями, привить интерес к праву;обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано молодыми избирателями в их повседневной жизни как обыкновенными гражданами, не являющимися юристами;заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких, как права человека, правовое государство и других, лежащих в основе Конституций, законов, правовой системы и общества в целом; способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы;

Чтобы получить доступ к этому сайту, вы должны разрешить использование JavaScript

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе ограничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации — указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия, после предварительного уведомления властей- Запрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.
Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Принципы участия российских граждан в выборах

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 сентября 1997 г. (в ред. Федерального закона от 30 марта 1999 г.).
Гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации в статье 32 прямо не оговаривает основных принципов его реализации, обязательных на всех выборах. Исключение сделано в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие граждан России в политической жизни

Избирательные системы Пропорциональная система. Определение результатов голосования по принципу распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. Мажоритарная система. Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип в Российской Федерации с 2007 года. Выборы Президента РФ – по мажоритарной системе. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания по пропорциональной системе.
Принципы демократических выборов: Всеобщее избирательное право – право на участие в выборах всех граждан, достигших 18 лет Равное избирательное право – каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов по формуле: 1 избиратель – 1 голос Прямое избирательное право – каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата Тайное голосование – отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей Участие в выборах добровольно