Муниципальное казенное и муниципальное унитарное предприятие различия

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие

Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.
Кооператив – это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности

Принцип унитарности МП. Отличительной чертой государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – унитарное предприятие) от иных организационно-правовых форм коммерческих организаций является принцип унитарности. Суть этого принципа заключается в том, что создаваемое унитарное предприятие не является собственником имущества, право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество сохраняется за единственным учредителем. Имущество, уставный фонд такого юридического лица являются неделимыми, их нельзя распределить, в том числе между работниками, по долям, паям, вкладам и т.д.
Имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Создаются для осуществления определенных видов деятельности. Обладают специальной правоспособностью. Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (МУП — создается по решению уполномоченного муниципального органа) или оперативного управления (казенные предприятия- создается по решению Правительства РФ). Собственник назначает директора МУПа. Унитарное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Недвижимым имуществом вправе распоряжаться только с согласия собственника. Решение о продаже неиспользуемого имущества принимает собственник имущества. Нельзя за счёт имущества УП покрывать дефицит бюджета. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Отличия муниципальные предприятия от муниципальных унитарных

Таким образом, муниципальное предприятие это один из видов унитарных предприятий. И на них с 2019 года также будет распространяться действие Закона № 44-ФЗ. Т.к. с 1 января 2019 года вступает в силу Закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ, который исключает закупки УП из сферы действия Закона № 223-ФЗ и переводит их в число участников контрактной системы.
С 1 июля 2019 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

LJ Magazine

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Обратите внимание =>  Удержан из заработной платы работников ндфл проводка

Чем отличается казенное предприятие от унитарного

Казенное предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества. Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов. Учредитель наделен правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.
Казенные предприятия занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполняют различные работы. Они осуществляют коммерческую и хозяйственную деятельность на основании бюджетных средств, выделяемых федеральной казной. Унитарные предприятия создает Правительство РФ, они формируются на базе имеющегося имущества, которое является федеральной собственностью. Правительством утверждается также Устав предприятия, который является его главным учредительным документом.

Тема 4

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.
Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Обратите внимание =>  Является ли расписка документом подтверждающим факт оплаты

Муниципальное казенное и муниципальное унитарное предприятие различия

БУНТы не за горами
«По информации «НГ», в середине минувшей недели в Министерство культуры из Минфина поступили проекты документов, которые касаются всех бюджетных учреждений. Предполагается, что работа над этими документами будет завершена в кратчайшие сроки и уже скоро они приобретут официальный статус. Согласно проектам, уже в следующем году все бюджетные учреждения должны быть преобразованы либо в автономные учреждения, либо в бюджетные учреждения нового типа, либо стать казенными учреждениями…
Реформы были задуманы задолго до кризиса, но в условиях кризиса эти перемены, совершенно ясно, опаснее вдвойне и втройне.
Что казенное учреждение гарантирует стабильное, хотя и скромное финансирование, зато лишает учреждение культуры какого-либо заработка. Вернее, все заработанные средства при такой новой форме хозяйствования уходят в бюджет.
А сама форма казенного учреждения превращает это учреждение в своего рода филиал Министерства культуры, который учредитель, Минкульт, в любой момент может ликвидировать. Любое казенное учреждение может легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный ход можно будет сделать в дальнейшем только по решению правительства. Небольшие провинциальные музеи, которые еще вчера готовы были подумать о свободном плавании, теперь трижды должны подумать, прежде чем принять решение.
Бюджетное учреждение – вроде бы самая приемлемая форма, но его вполне можно признать нерентабельным, и тогда оно может быть ликвидировано сверху, то есть государством. Еще меньше ответственности у государства перед автономными учреждениями.
Короче говоря, даже на первый взгляд для сферы культуры эти все три формы, будь то театр или музей, совершенно не подходят.
Плюс сокращение финансирования, которое даже в лучшие годы росло в абсолютных цифрах и из года в год уменьшалось в процентном отношении.
По словам статс-секретаря Министерства культуры Екатерины Чуковской, все не так страшно. Она полагает, что ничего особо нового в готовящихся проектах нет, скорее можно говорить о попытках, которые ведутся в течение последних примерно пяти лет «сделать такую форму организации учреждения культуры, которая бы нивелировала те недостатки, которые этим учреждениям даны нашим Гражданским кодексом, цель – уменьшить степень несвободы». Но в ответ повышается и ответственность руководителей учреждений культуры…
Казенные учреждения, по словам Чуковской, более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, «но объем этих дотаций не объявляется», при этом «все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги».
Уже сегодня известно, что Министерство образования отказалось переводить в форму казенных учреждений все свои образовательные учреждения – все, и дошкольные, и школьные, вузовские и проч. Даст ли это образовательным учреждениям большую свободу? Или за этим последует сокращение дотаций?
Осознают ли руководители образовательных учреждений все риски иных организационно-хозяйственных форм?
Вернемся, впрочем, к культуре.
Если учреждение 30% от своего бюджета способно зарабатывать самостоятельно, его, судя по тому, как развиваются события, будут подталкивать к переходу в формы БУНТа и АУ. Соблазняя большей свободой.
В казенном учреждении перегруппировывать бюджет никто не позволит, а в других формах – пожалуйста. Для АУ будет выделяться какая-то сумма, с которой учреждение сможет сделать практически все, что захочет (кроме, разумеется, того, что наказывается по закону). Но возрадоваться мешает тут же возникающий вопрос: а на что вообще хватит этих самых сумм. »
(Заславский, Г. БУНТы не за горами / Григорий Заславский // Независимая газета [Электронный ресурс]. — 2009. – 10 августа. – Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2009-08-10/1_bunt.html).
Повышение зарплат может быть к концу 2010-го.
«Казенные предприятия — это не новые учреждения, это такие хозяйствующие субъекты, которые полностью находятся на бюджетной смете, и государство полностью финансирует все расходы по той смете, которую используют в своей деятельности казенные предприятия. Такой подход достаточно ясен. Бюджетные учреждения нового типа близки к автономным. И отличия там не такие уж большие, хотя они есть. Главным образом отличия заключаются в том, что такие бюджетные учреждения должны содержать свои бюджетные счета в федеральном казначействе. В этом случае за использованием бюджетных средств со стороны государства идет больший контроль. А так бюджетные учреждения нового типа также будут работать по государственному заданию, у них будут более жесткие отношения с учредителями, которые больше контролируют такие учреждения и больше отвечают за их хозяйственную деятельность. Пожалуй, на данный момент это все существенные отличия бюджетных учреждений нового типа от автономных.
— На ваш взгляд, для учреждений культуры какая из перечисленных форм наиболее оптимальна?
— Музеи или театры, творческие коллективы или дома культуры, филармонии или другие концертные учреждения — они все должны увидеть свою собственную выгоду в той или иной форме, которая им соответствует.
Сейчас, когда пойдет закон, нам важно понять, в чем интерес учреждений культуры, к какому типу учреждения они склоняются. Если создание бюджетных и автономных учреждений зависит от самих коллективов, то, чтобы стать казенным предприятием, нам нужно внести такое учреждение в специальный перечень…
Поэтому мы считаем, переход на новую форму хозяйствования должен быть связан с двухлетним мораторием на уменьшение финансирования учреждений культуры, которые выбрали другой путь существования — АУ или БУНТ. Такой запрет является гарантией того, что мы, освободив творческие возможности всех коллективов для поиска источника финансирования своей деятельности, не допустим того, чтобы государственное воздействие в этот реформенный период уменьшилось…»
(Ивлиев, Г. Повышение зарплат может быть к концу 2010-го. / Григорий Ивлиев ; Мария Токмашева // Культура [Электронный ресурс]. – 2009. — 24-30 сентября. — Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=852&rubric_id=200&crubric_id=1002077&pub_id=1069866).

Обратите внимание =>  Образец заявление в фмс об утере паспорта

Что это означает муниципальное унитарное предприятие

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Муниципальное казенное предприятие это

Целевое финансирование. Если средства предоставляются в связи с финансированием конкретных затрат казенного предприятия, они могут быть признаны в составе целевого финансирования в соответствии с положениями ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Для целей применения данного ПБУ бюджетные средства подразделяются:
Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

Особенности унитарных и казенных предприятий

Уставный фонд такого унитарного предприятия полностью опла­чивается собственником до государственной регистрации. Размер ус­тавного фонда унитарного предприятия регулируется законодательст­вом. Если стоимость чистых активов по окончании финансового го­да меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обя­зан уменьшить уставный фонд, о чем извещаются кредиторы.
Унитарное казенное предприятие, основанное на праве опера­тивного управления, самостоятельно лишь владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и задани­ями собственника. Распоряжаться же имуществом оно может лишь с согласия собственника (Правительства РФ). Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудова­ние такого унитарного предприятия.