Льгота по ндс при целевом финансировании в каких случаях

Расчеты по НДС при освоении бюджетных средств (Матвеев К

В Письме Минфина России от 01.02.2013 N 03-07-11/2142 разъяснено, что денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального и местного бюджетов на возмещение затрат по приобретению у своих поставщиков товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются как не связанные с оплатой реализуемых (этими организациями) товаров, работ, услуг. В случае оплаты организацией указанным поставщикам за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, а налог, уже принятый к вычету, нужно восстановить.
Если же субсидии получены организациями из федерального и местного бюджетов в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), то такие субсидии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются в налоговую базу по НДС. При этом суммы НДС, предъявленные указанным организациям их поставщиками товаров (работ, услуг) производственного назначения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Вывод о том, что субсидии, полученные на возмещение затрат (в том числе в связи с применением государственных регулируемых цен), не облагаются НДС, причем независимо от уровня бюджета, предоставившего средства, содержится также в Письмах Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/4/20240, ФНС России от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26.
Судебная практика тоже поддерживает этот вывод: средства, выделенные из бюджета на возмещение убытков или компенсацию расходов, не облагаются НДС (Определение ВАС РФ от 11.09.2009 N ВАС-11428/09, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2012 N А22-933/2011).
Что касается применения налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, то суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с этими обстоятельствами, при определении налоговой базы по НДС не учитываются в силу п. 2 ст. 154 НК РФ.
Бюджетные ассигнования могут осуществляться, в частности, в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям (далее — ГМУ)), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно ст. 78 БК РФ указанным лицам субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Такие субсидии предоставляются:
— из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, предусмотренном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных федеральных государственных органов;
— из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ и подзаконными нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа власти субъекта РФ и уполномоченных им исполнительных органов власти субъекта РФ;
— из местного бюджета в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования и муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В договоре (соглашении) о предоставлении субсидии должно быть закреплено согласие ее получателя на осуществление государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Юридическим лицам (кроме ГМУ, а также юридических лиц, осуществляющих производство (реализацию) подакцизных товаров на безвозмездной и безвозвратной основе) субсидии могут предоставляться как до возникновения затрат, так и по факту их возникновения (Письмо Минфина России от 11.09.2013 N 02-15-10/37378).
ГМУ и унитарным предприятиям, а также иным организациям субсидии могут предоставляться не безвозмездно, а в ходе осуществления бюджетных инвестиций — направления средств бюджета на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у указанных субъектов (п. 5 ст. 79 БК РФ).
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся ГМУ, ГУП (МУП), влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц (п. 1 ст. 80 БК РФ). Правила принятия решения о предоставлении таким юридическим лицам бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 941.
Заметим, что вклад в уставный капитал не может считаться безвозмездно полученным (переданным), в силу того что отношения по формированию уставного капитала носят возмездный характер (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.08.2000 N 1248/00, Определение ВАС РФ от 27.02.2007 N 1889/07, Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2010 N Ф09-5943/09-С2). В Письме Минфина России от 22.01.1999 N 04-02-05/1 также указано, что взносы учредителей в уставный капитал общества неправомерно считать безвозмездной передачей, поскольку взамен внесенных денежных или иных средств учредители получают акции, подтверждающие их право на получение в будущем дивидендов.

Налогообложение целевых средств

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлениями Правительства от 05.03.2001 N 165 и от 24.12.2002 N 923;
  • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Обратите внимание =>  Как происходит передача денег при продаже квартиры

Налоговые льготы по ндс для бюджетных учреждений

Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
По нашему мнению, если на момент составления Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) соответствующая льгота будет отсутствовать в действующем Справочнике льгот . к такому Отчету нужно приложить справку в произвольной форме с указанием пунктов НКУ . которыми установлена такая льгота.

Льгота по ндс для бюджетных учреждений

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • продажа продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в таких организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые образовательными НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые организациями, занимающимися деятельностью в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хоздоговоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п.2.2. Методических рекомендаций по НДС: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

Налогообложение НДС операций, связанных с получением и использованием средств бюджетного финансирования

В связи с этим иные работы, не являющиеся непосредственно научными исследованиями или разработками образца нового изделия, льготный налоговый режим не распространяется вне зависимости от того, что такие научно — технические работы выполняются за счет специального финансирования или научная организация имеет государственную аккредитацию. Другими словами, выполнение организацией, которая в установленном порядке признается учреждением науки, научно-технических работ, предметом которых не является проведение научных исследований и разработок образцов новых изделий, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмом УМНС по Московской области от 3 августа 1999 года №06-14/2028 рекомендовано при возникновении спорных конфликтных ситуаций с налоговыми органами по вопросу правильности отнесения тех или иных работ к числу научно — исследовательских и опытно — конструкторских следует обращаться за соответствующим разъяснением в Миннауки России.
Во втором случае государство выступает как заказчик, которому предприятие обязано поставить товар (выполнить работу либо оказать услугу) для государственных нужд. Соответственно, предприятие должно отразить поступившие из бюджета денежные средства в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Особенности налогообложения НДС средств целевого финансирования

Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям. Согласно заключаемым договорам предприятия получают бюджетные денежные средства в качестве компенсации (возмещения расходов) на оплату труда работников, профессиональное обучение.
В связи с этим они вынуждены проводить модернизацию бизнеса, изменять технологические или организационные условия труда или вовсе сокращать персонал. В целях минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения Правительством Российской Федерации предприняты первоочередные меры по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса одной из которых является реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.(1)

Налоговые льготы по НДС

Внимание! Следует учесть, что Министерство финансов считает, что рассчитывать окончательный размер выручки нужно при полном учете продаж товаров как акцизных так и неподакцизных, а также операций, не признаваемых объектами по НДС и не облагаемых данным видом налога.

  1. если основные средства «недоамортизированы», то восстанавливать НДС нужно с их остаточной стоимости;
  2. если НДС выплачен с авансов, которые сделали покупатели, то его можно оформить к возврату, но только, при условии, что покупатели не возражают против того, чтобы:
    • или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;
    • или внести в договор пункт об изменении цены – в этом случае можно вернуть именно авансовый НДС.

НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями

Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС. Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001. Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК РФ).

Обратите внимание =>  Личная собственность это

Налоговые льготы по НДС

Также не облагают НДС операции по реализации товаров фирмами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (при условии, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), если:
— реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также «уголовными» мастерскими лечебных исправительных учреждений;

Вычет НДС и бюджетные средства (Зуйков И

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.
По вопросу учета для целей налога на прибыль и НДС стоимости работ по модернизации амортизируемого имущества подрядными организациями, оплаченных за счет средств федерального бюджета, Минфин России выпустил Письмо от 23.12.2013 N 03-03-06/4/56546.
По мнению Минфина России, средства, предоставленные унитарному предприятию (коммерческой организации) из федерального бюджета в рамках государственных контрактов на модернизацию и (или) реконструкцию амортизируемого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не относятся к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям и, следовательно, расходы, произведенные за счет таких средств, увеличивают первоначальную стоимость указанного имущества, амортизация по которому начисляется для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Относительно НДС Минфин России считает, что в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом указанного налога, а также на возмещение затрат по его уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению.
Учитывая изложенное, подытоживает Минфин России, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями по выполненным работам, оплачиваемым за счет средств федерального бюджета, к вычету не принимаются.
Однако, на наш взгляд, может сложиться ошибочное мнение, что в рассматриваемом случае возможен и другой подход, а именно в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями применения вычета НДС являются принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие счета-фактуры и первичных документов, а также цель приобретения товаров (работ, услуг) — использование в облагаемых НДС операциях, и что право на вычет не зависит от факта оплаты товара и тем более от источника такой оплаты.
Ключевым в данном случае должен быть уже упоминаемый пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, а порядок вычета НДС, предусмотренный ст. ст. 171 и 172 НК РФ, лишь предшествует применению этого подпункта, поскольку для того, чтобы восстановить НДС, необходимо сначала произвести его вычет.
Обоснуем наше мнение на конкретном примере.
Унитарное предприятие (коммерческая организация) осуществило капитальные вложения в объект основных средств (агрегат), используемый для осуществления облагаемых НДС операций, с целью его модернизации. Работы по модернизации проведены подрядной организацией, их стоимость составила 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).
Расчеты с подрядчиком проведены после производства работ по модернизации агрегата и ввода его в эксплуатацию, а также после получения из федерального бюджета средств, выделяемых в рамках государственных контрактов на модернизацию, в сумме 118 000 руб.
Модернизация объектов основных средств увеличивает их первоначальную стоимость (п. п. 14, 26, 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Затраты на модернизацию объекта основных средств, увеличивающие его первоначальную стоимость, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС, предъявленный подрядчиком, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
Увеличение первоначальной стоимости агрегата на стоимость работ по его модернизации отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08.
Вычет суммы НДС, предъявленной подрядчиком в связи с работами по модернизации агрегата, произведенный в соответствии с порядком, предусмотренным ст. ст. 171 и 172 НК РФ, следует отразить по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19. Отражение ожидаемой из бюджета субсидии производится организацией в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
Ожидаемые бюджетные средства отражаются как задолженность по средствам целевого финансирования по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Полученные из федерального бюджета средства (субсидия) в рамках государственных контрактов на модернизацию отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76.
Перечисленная подрядчику плата за произведенные им работы по модернизации агрегата отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 51.
Далее бухгалтер должен обратиться к уже упоминаемой норме, предусмотренной пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, и восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС с отражением ее по дебету счета 19 и кредиту счета 68. По нашему мнению, данная норма императивна и в конфликт с другими нормами налогового законодательства не вступает, поскольку за унитарное предприятие с подрядчиком, по сути, расплачивается бюджетными средствами государство и тогда становится непонятным, при чем здесь вычет НДС у третьей стороны (т.е. у унитарного предприятия).
Восстановленную сумму НДС организации следует признать прочим расходом и отразить по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», и кредиту счета 19 (п. п. 4, 5, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В бухгалтерском учете данные факты хозяйственной жизни будут отражены следующими записями:
Дебет 08, Кредит 60
100 000 руб. — отражена как капитальные вложения стоимость работ, произведенных подрядчиком по модернизации агрегата;
Дебет 19, Кредит 60
18 000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная подрядчиком в связи с работами по модернизации агрегата;
Дебет 01, Кредит 08
100 000 руб. — увеличена первоначальная стоимость агрегата на стоимость работ по его модернизации;
Дебет 68, Кредит 19
18 000 руб. — принята к вычету сумма НДС, предъявленная подрядчиком в связи с работами по модернизации агрегата;
Дебет 76, Кредит 86
118 000 руб. — отражена сумма ожидаемого целевого финансирования (субсидии);
Дебет 51, Кредит 76
118 000 руб. — получены из федерального бюджета средства (субсидия) в рамках государственного контракта на модернизацию;
Дебет 60, Кредит 51
118 000 руб. — перечислена подрядчику плата за произведенные им работы по модернизации агрегата;
Дебет 19, Кредит 68
18 000 руб. — восстановлена принятая к вычету сумма НДС, предъявленная подрядчиком в связи с работами по модернизации агрегата;
Дебет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 19
18 000 руб. — сумма восстановленного НДС включена в состав прочих расходов.
Следует отметить, что пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, по нашему мнению, не должен применяться, если субсидия не включает сумму НДС. Данная позиция может быть подкреплена арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 N А65-6789/2013, от 19.11.2013 N А65-6806/2013 и от 18.11.2013 N А65-7114/2013).
Также считаем необходимым упомянуть Письма Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/462, от 23.03.2012 N 03-07-11/78, в которых проводится мысль о том, что восстановление сумм НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.
При буквальном прочтении пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ это действительно так, но, на наш взгляд, это упущение законодателей, поскольку, как уже упоминалось ранее, если полный расчет, включая сумму НДС, осуществляется бюджетными средствами, то причем здесь вычет НДС у третьей стороны?
Однако никогда не следует забывать, что письма Минфина России необходимы для сведения налогоплательщикам, поскольку согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Кроме того, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Обратите внимание =>  Срок изготовления загранпаспорта старого образца для ребенка

Как отразить в налоговом учете негосударственное целевое финансирование

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (абз. 3 п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возник именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41 НК РФ).

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Льготы по оплате НДС

  • предоставление займов;
  • сдача площадей в аренду иностранцам и зарубежным предприятиям;
  • передача жилья во временное пользование;
  • проведение государственных лотерей;
  • безвозмездная передача товаров и услуг;
  • научные исследования, оплачиваемые из государственного бюджета, направленные на изобретения;
  • продажа части предприятий, паев, акций.

Итак, добавленная стоимость — часть создающейся в организации стоимости продукта. Рассчитать ее можно, вычтя из общей произведенной компанией стоимости товаров и услуг (проще говоря, выручки от продаж) приобретенные компанией товары и услуги у посторонних организаций (например, материалы, расходы на отопление, освещение, страхование).