Льгота по ндс памятники архитектуры

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2012 г

3. По вопросу корректировки сметных расчетов по работам, выполняемым на основании долгосрочных контрактов, заключенных до 1 января 2012 года, в отношении которых, начиная с 01.01.2012 применяется освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, сообщаем следующее.
2. В отношении вопроса освобождения от уплаты НДС общестроительных, земляных работ, работ по прокладке внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, работ по монтажу систем пожаротушения, молниезащиты, выполняемых на объектах культурного наследия, сообщаем, что подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрен конкретный перечень работ, проводимых на объектах культурного наследия, выполнение которых освобождается от налогообложения НДС. При этом подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса вышеперечисленные работы не поименованы.

Льгота по ндс памятники архитектуры

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10627/06, указанным пунктом 5 статьи 173 Кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2019 N 03-07-15/38864 по вопросу применения вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленному при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия.

Особенности НДС при реставрации

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы). В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.
Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы. Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
— реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
— у организации есть соответствующая лицензия;
— работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ ремонтно- реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов и деятельности по контролю за качеством проводимых работ). Об этом говорится в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Операции, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Обратите внимание =>  Задолжность У Приставов 1000 Рублей Арестовать Машину Могут Или Нет

О порядке начисления НДС в сметах на ремонтно-реставрационные работы

Очень долго проектировщики начисляли НДС в сметах — калькуляциях на научно-проектные работы, выполняемые для сохранения объектов культурного наследия. Я уверена, что еще и до сих пор некоторые начисляют. Почему? Да потому, что налоговая инспекция на местах трактует льготу по НДС по свое¬му и делает начеты на проектировщиков при неуплате НДС. Ведь в Налоговом кодексе не расшифровано понятие «ремонтно-реставрационные работы». При арбитражном разбирательстве излишне уплаченный НДС возвращается, конечно, за исключением судебных издержек. Но кому же хочется бесконечно ходить по судам, да еще и деньги терять при этом. Проще получить с заказчика НДС. В декабре 2003 года нашей дирекцией был подан запрос в Управление по налогам и сборам по Санкт-Петербургу о начислении НДС на научно-проектные работы. Ответ был получен однозначный (см. ниже письмо УМНС России по СПБ): НДС на научно-проектные работы , выполняемые для сохранения объектов культурного наследия, начислять не следует. Мотивация следующая: научно-проектные работы входят в комплекс ремонтно-реставрационных работ. Осталось разрабо¬тать механизм реализации. Есть два пути: либо раздать налоговикам справочники памятников истории и культуры СПб, состоящих под государственной охраной, а также справочник вновь выявленных объектов. Либо, в каждом конкретном случае к договору прикладывать соответствующий документ (например, АРЗ), подтверждающий, что работы ведутся на объекте культурного наследия.
Неотъемлемой частью начислений в сметах является НДС. Поэтому, обязательно в «ОБЩИХ УКАЗАНИЯХ» по применению территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы должно быть указано, как следует начислять НДС в сметах. На самом деле, очень важный момент, упущенный из виду. Если открыть налоговый кодекс пп.15 п.2 статью 149, то там кратенько ска¬зано о льготе по НДС при выполнении ремонтно-реставрационных работ, кроме земляных, археологических, воссоздания памятника в целом, работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов, затрат технического надзора. Дальше идут толкования. Налоговая инспекция — свое толкование, заказчики — свое, подрядчики тоже — свое. Попробуем разобраться.

Реставрационные работы: применение льготы по НДС

На какие работы распространяется льгота?
Необходимо сначала разобраться, работы на каких объектах подлежат льготированию и какие именно работы относятся к ремонтно-реставрационным.ОПРЕДЕЛЯЕМ «ЛЬГОТНЫЕ» ОБЪЕКТЫ
Обратимся к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 объекты историко-культурного значения подразделяются на следующие категории:
— федерального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия);
— регионального значения;
— местного (муниципального) значения.
Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 (уточнен Указом Президента РФ от 5 мая 1997 г. № 452 и распоряжением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 910-р).
Собственнику объекта культурного наследия выдается специальный паспорт, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные данные, содержащиеся в реестре.
Обратите внимание: работы по сохранению объекта культурного наследия (независимо от того, к какой категории он относится) должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.СОСТАВ ЛЬГОТНЫХ РАБОТ
Как разъяснили специалисты Минфина России в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01, при определении перечня работ в данном случае следует руководствоваться опять-таки нормами Закона № 73-ФЗ. В нем даны следующие определения.
Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии без изменения особенностей, составляющих предмет охраны.
Под реставрацией памятника понимают научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 42, 43).
Если производимые компанией работы соответствуют приведенным критериям, значит, их можно отнести к ремонтно-реставрационным.ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Указанные работы не облагаются НДС лишь в том случае, если у строительной компании имеется лицензия на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Это следует из пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ, а также из подпункта 41 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117.
Выполняя ремонтно-реставрационные работы, строительная компания может воспользоваться освобождением от уплаты НДС. Какие именно работы считаются реставрационными? Как учитывать суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками? Ответить на эти вопросы помогут разъяснения Минфина России.

Обратите внимание =>  Курганская облать льготы ветеранам труда 2019 год

Реставрационные работы

Нет, НДС заказчику в этом случае не начисляется, но при условии, что к услугам генподряда отнесены работы, поименованные в статье 40 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).
Обратимся к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 объекты историко-культурного значения подразделяются на следующие категории:
– федерального значения (объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России, а также объекты археологического наследия);
– регионального значения;
– местного (муниципального) значения.

Как культурное наследие лишает вычетов по НДС

Причиной послужило то, что в состав вычетов компания включила НДС, предъявленный подрядчиками по работам на объекте гостинично-туристического комплекса. Он является объектом культурного наследия, а в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ работы на таких объектах НДС не облагаются.
Они указали, что согласно материалами дела, компания располагала информацией о том, что это здание является объектом культурного наследия регионального значения (Комитетом по государственному контролю, использованию, и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга компании была выдана справка об этом).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Финансовое ведомство разъясняет, что для определения перечня работ, относящихся к ремонту и реставрации, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.
Ссылаясь на ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, суд указал, что ремонтно-реставрационные работы включают в себя консервацию объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. А в силу ст. ст. 42, 43 указанного Закона ремонт памятника представляет собой научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, которые проводятся для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Под реставрацией памятника или ансамбля понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

О порядке начисления НДС в сметах на ремонтно-реставрационные работы

Очень долго проектировщики начисляли НДС в сметах — калькуляциях на научно-проектные работы, выполняемые для сохранения объектов культурного наследия. Я уверена, что еще и до сих пор некоторые начисляют. Почему? Да потому, что налоговая инспекция на местах трактует льготу по НДС по свое¬му и делает начеты на проектировщиков при неуплате НДС. Ведь в Налоговом кодексе не расшифровано понятие «ремонтно-реставрационные работы». При арбитражном разбирательстве излишне уплаченный НДС возвращается, конечно, за исключением судебных издержек. Но кому же хочется бесконечно ходить по судам, да еще и деньги терять при этом. Проще получить с заказчика НДС. В декабре 2003 года нашей дирекцией был подан запрос в Управление по налогам и сборам по Санкт-Петербургу о начислении НДС на научно-проектные работы. Ответ был получен однозначный (см. ниже письмо УМНС России по СПБ): НДС на научно-проектные работы , выполняемые для сохранения объектов культурного наследия, начислять не следует. Мотивация следующая: научно-проектные работы входят в комплекс ремонтно-реставрационных работ. Осталось разрабо¬тать механизм реализации. Есть два пути: либо раздать налоговикам справочники памятников истории и культуры СПб, состоящих под государственной охраной, а также справочник вновь выявленных объектов. Либо, в каждом конкретном случае к договору прикладывать соответствующий документ (например, АРЗ), подтверждающий, что работы ведутся на объекте культурного наследия.
Согласно НК РФ не подлежат обложению ремонтно-реставрационные работы + консервация + восстановление. Согласно Федеральному закону об объектах культурного наследия, на памятнике истории и культуры могут выполняться следующие ремонтно-реставрационные работы: консервация, ремонт, воссоздание, реставрация, приспособление под современные нужды. Следовательно, не подлежат налогообложению работы: ремонт, воссоздание, консервация, приспособление , входящие в состав ремонтно-реставрационных. Это ничуть не противоречит логике письма УМНС России по СПБ о научно-проектных работах, так же входящих в состав ремонтно-реставрационных. Очень интересный момент. Теперь, с точки зрения сметчика, можно с уверенностью сказать следующее: в сметах на ремонт и приспособление, составленным по ремонтным расценкам (ТЕРр и ТЕР-46 с применением повышающего коэффициента 1,04 и по ТЕР с применением коэффициентов 1,15; 1,25), можно начислять «льготный» НДС. То есть практически на все работы, выполняемые на памятнике за исключением земляных и археологических. Возможно неожиданно прозвучит, но это и сантехнические работы, электромонтажные, вентиляция, пожароохранная сигнализация, прочие работы по приспособлению. И в этом есть смысл. Памятники отреставрированные и отремонтированные и приспособленные под нужды пользователя долго сохраняются. Бесхозные — быстро приходят в упадок.

Обратите внимание =>  Ао газпромнефть терминал доплата от организации пенсионерам к пенсии

Новые льготы по налогу на добавленную стоимость

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции, действовавшей до принятия Закона N 245-ФЗ, не подлежала обложению НДС реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
С 1 октября 2011 г. к названным в пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ организациям отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Вопрос: Налог на добавленную стоимость

Поэтому выполнение работ непосредственно по реставрации вышеперечисленных недвижимых (включенных в государственные списки) памятников истории и культуры, охраняемых государством, не подлежит обложению НДС при наличии у организаций (предприятий), осуществляющих эти работы, соответствующих лицензий.
Ответ: В соответствии с Законом РСФСР от 15.12.78 “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ и инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры РФ от 13.05.86 N 203, недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.