Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2003 г

Таким законом в настоящее время является, в частности, Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе правовые основания назначения пенсий за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2003 г. N 268-О
«По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке
конституционности части второй статьи 18 Закона Российской
Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей»

О некоторых вопросах, связанных с исчислением выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (по материалам судебной практики) (Ефремов А

По мнению автора, выслуга лет на военной службе может иметь как количественную, так и качественную характеристики. При этом количественной характеристикой выслуги лет будем считать ее продолжительность, а качественной характеристикой будем считать соответствующие условия, в которых протекала военная служба лица, состоявшего в военно-служебных отношениях (в сложных климатических условиях, условиях вооруженных конфликтов и т.д.).
На современном этапе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей выслуга лет играет ключевую роль в определенных отношениях, при этом выслуга лет на военной службе имеет свою специфическую разновидность и подразделяется на выслугу лет в календарном исчислении и выслугу лет в льготном исчислении. Следовательно, количественная характеристика выслуги лет на военной службе бывает двух видов в зависимости от ее исчисления: выслуга лет в календарном исчислении и выслуга лет в льготном исчислении. Сложнее определить качественную характеристику выслуги лет на военной службе, так как она протекает в соответствующих специфических условиях. Существуют следующие разновидности качественной характеристики выслуги лет: выслуга в соответствующем воинском звании, выслуга в соответствующей должности, выслуга в боевых условиях, выслуга в сложных климатических условиях и т.д. Если выслуга лет в соответствующей должности и воинском звании определяется только в календарном исчислении, то выслуга лет, например, в боевых и сложных климатических условиях может учитываться в льготном исчислении . Следовательно, выслуга лет на военной службе играет ключевую роль и имеет важное, на наш взгляд, стратегическое значение в такой сфере отношений, как социально-пенсионные отношения военнослужащих.
———————————
Социальное предназначение льготного исчисления выслуги лет в связи со сложными климатическими условиями раскрыто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 14-О: право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 268-О «По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Также военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки), зачисленным на службу до 1 января 1991 г., засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет .
———————————
Справочник работника военного комиссариата / Под общ. ред. В.В. Смирнова. М., 2013. С. 306.

Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Как установлено в судебном заседании, Баранов А.В. с 03 октября 1997 года по 24 ноября 2019 года служил в органах внутренних дел (л.д.14-18). Размер его выслуги лет согласно приказа № 166 л/с от 24 ноября 2019 года составил 22 года 03 месяца 26 дней в календарном исчислении и 28 лет 09 месяцев 17 дней в льготном исчислении.
Приказом МВД России от 20.05.2004 г. N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 — 5).

Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Обратите внимание =>  Что известно о прибавке к пенсии с 1октября-2021года кому прибавят-

Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Ж.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в органах внутренних дел. После увольнения, полагая, что у него имеется льготный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел (более 20 лет), обратился в МО МВД России «Благовещенский» с заявлением о выдаче расчета выслуги лет для назначения пенсии.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить, указывая, что не согласен с ним в части отказа во включении в выслугу лет периода службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности . При включении этого периода в льготном исчислении его стаж будет составлять . что позволит назначить ему пенсию по выслуге лет. Полагает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

1 Юридическое понятие пенсии за выслугу лет

Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, — пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. «а» ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. «б» ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 379-О разъяснено, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 379-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» .

Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Гражданин З., являясь военнослужащим срочной службы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в период с 1 июля по 1 ноября 1993 г., а затем проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен 17 марта 2006 г. С учетом льготного исчисления периода службы в условиях чрезвычайного положения его выслуга в органах внутренних дел составила бы более 20 лет, в связи с чем он приобрел бы право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона о пенсионном обеспечении. Однако Управлением МВД России по Приморскому краю в назначении этой пенсии ему было отказано со ссылкой на Постановление, в силу которого военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме особо оговоренных случаев, не относящихся к заявителю, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Отказ в назначении пенсии за выслугу лет был оспорен гр. З. в районном суде, однако его решением, проверявшимся в кассационном и надзорном порядке, заявление было оставлено без удовлетворения. В силу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Заявитель правильно указывает, что из приведенной нормы не следует вывод о ее распространении лишь на военнослужащих, проходящих службу по контракту, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ к военнослужащим относятся и сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Однако при этом он не учитывает, что в данной норме закреплено общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которое должно применяться дифференцированно, т.е. в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, — в льготном исчислении в трудовой стаж. Изложенный вывод подтверждается содержанием ст. 37 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Согласно ч. ч. 2 и 3 названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.
В соответствии с п. 57 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденного указанным Постановлением, периоды действительной срочной военной службы, кроме подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Обратите внимание =>  Виды деятельности юристов

Законодательная база Российской Федерации

Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.
Согласно статье 18 Закона пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая, третья).

О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации

в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, — за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.;
время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену в период Великой Отечественной войны, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения в этот период при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания;

О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2019 года)

военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 434; дополнен с 29 января 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2000 года N 19; в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 108; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540; в редакции, введенной в действие с 26 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2019 года N 972, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года; в редакции, введенной в действие с 7 авгутса 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2019 года N 875.

Обратите внимание =>  Значение задолженность в гис гмп не найдена

служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава — до 1 октября 1955 года по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 434);
г) уволенным с военной службы мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту матросам и старшинам, переведенным с атомных подводных крейсеров, атомных подводных лодок и дизельных подводных лодок, оборудованных вспомогательными атомными энергетическими установками, на соответствующие равнозначные должности на другие корабли, суда или в береговые воинские части с сохранением получаемых на день перевода должностных окладов, — сохраненный должностной оклад, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 года N 93, изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

1 Юридическое понятие пенсии за выслугу лет

В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы, например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста. Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 1995 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М.Минакова» // «Российская газета» от 15 июня 1995 г. , увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Конституционный суд рф о льготном исчислении выслуги лет

Л. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета один месяц службы за полтора месяца, а также перерасчет размера пенсии с учетом льготного исчисления стажа службы с момента её назначения. В обоснование иска было указано, что с октября 1982 г . Л. служил в органах внутренних дел, приказом от 4 декабря 2009 г . уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья. По расчетам ответчика стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 27 лет 2 месяца 6 дней, определена выслуга лет для назначения пенсии — 29 лет 1 месяц 4 дня. Истец считает, что при назначении пенсии ответчиком необоснованно не произведено льготное исчисление периода его службы в органах ГИБДД с ноября 1989 г . по ноябрь 2009 г ., который должен быть включен в стаж как один месяц службы за полтора месяца.
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г . № 941 предусмотрено, что в выслугу лет засчитываются на льготных условиях периоды службы в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации — с 1 января 2009 г . по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.