Как рассчитывается среднесписочная численность работников для квоты для приема на работу инвалидов

Кадровый портал

Далее Вы обязаны сообщить об имеющихся вакансиях для инвалидов, с указанием требований к категории инвалида, в службу занятости населения. Функции уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов у нас возложены именно на ГУ Центр занятости населения городского округа
Согласно статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ), организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019-2019 году

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Как правильно посчитать среднесписочную численность работников для определения квоты по инвалидам

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Как рассчитывается среднесписочная численность работников для квоты для приема на работу инвалидов

Ответ: В соответствии с частью первой ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Статьей 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» (далее — Закон N 1065-ОЗ) работодателям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов в размере 2% среднесписочной численности работников; квота для приема инвалидов для организаций, численность работников которых составляет 100 человек и менее, законодательством Вологодской области в настоящее время не установлены*(1).
При этом согласно части второй ст. 21 Закона N 181-ФЗ при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Из буквального толкования ст. 21 Закона N 181-ФЗ и ст. 1 Закона N 1065-ОЗ видно, что понятия «численность работников» и «среднесписочная численность работников» различны по содержанию.
Методика расчета среднесписочной численности работников подробно изложена в п.п. 78-83 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее — Указания), утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013 N 428 (смотрите также п. 3 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.08.2013 N 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»).
Согласно п. 78 Указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.
Таким образом, среднесписочная численность определяется по специальной формуле на основании списочной численности, приводимой на определенную дату, и реального количества работников на этот момент времени не показывает.
Как следует из части первой ст. 21 Закона N 181-ФЗ и ст. 1 Закона N 1065-ОЗ, для решения вопроса об установлении организации-работодателю квоты для приема на работу инвалидов и размера квоты в процентах используется понятие «численность» работников. В приведенном Вами примере у работодателя трудится более 300 человек, что более 100, поэтому работодатель в любом случае обязан установить квоту для приема на работу инвалидов.
Исчисление же квоты для приема на работу инвалидов, согласно части второй ст. 21 Закона N 181-ФЗ, производится из рассчитанной определенным образом «среднесписочной численности» работников с учетом положений о невключении в среднесписочную численность работников с вредными и (или) опасными условиями труда.
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (части вторая и пятая ст. 209 ТК РФ).
В соответствии с п. 4.2 Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С учетом характеристик каждого класса безопасными являются оптимальные (1 класс) и допустимые (2 класс) условия труда.
Таким образом, вредными или опасными являются условия труда только на тех рабочих местах, которым по результатам аттестации или специальной оценки условий труда присвоен 3 или 4 класс по степени вредности и опасности. Поэтому в рассматриваемой ситуации работодателю следует исключать из среднесписочной численности работников для целей расчета квоты для приема на работу инвалидов только рабочие места с присвоенным 3 классом.
Допустим, аттестация или специальная оценка труда проведена в отношении 400 рабочих мест, по ее результатам 300 рабочим местам присвоен класс 3.1, а 100 — класс 2, при этом среднесписочная численность работников составляет 380 человек. После исключения из среднесписочной численности трехсот вредных рабочих мест среднесписочная численность для целей определения квоты на прием инвалидов составит 80 человек. Квота для приема рассчитывается путем умножения 80 человек на 2%. Поскольку вопрос об округлении получившегося нецелого числа рабочих мест (1,6) в законодательстве Вологодской области прямо не решен, полагаем, что работодателю следует руководствоваться правилами математики и производить округление в сторону увеличения. Поэтому считаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю следует выполнять квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 рабочих мест.
Обращаем Ваше внимание, что изложенная точка зрения по вопросу о порядке округления размера квоты для приема инвалидов на территории Вологодской области является нашим экспертным мнением. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем Вашей организации обратиться с запросом по данной теме в Департамент труда и занятости населения Вологодской области — по почте (160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, 18) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте органа (http://depzan.info/fb/online/add.php).
Вопрос: Среднесписочная численность организации (ООО) составляет более 300 человек. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области, у которых численность работников превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. До 01.01.2014 организация ежемесячно резервировала 8 штатных единиц для приема по квоте инвалидов и представляла отчет в органы службы занятости.
С 01.01.2014 при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
По результатам аттестации все рабочие места в организации аттестованы по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 2, 3.1 и 3.2. В течение одного календарного месяца сотрудник может находиться на рабочих местах с разным классом вредных условий труда. Рабочие места в аппарате управления организации также аттестованы — им присвоен класс 3.1.
Какую квоту для приема на работу инвалидов организации следует выполнять в данной ситуации? Может ли организация внести изменения в штатное расписание (исключить 8 штатных единиц, зарезервированных для приема инвалидов) и больше не резервировать для инвалидов данные рабочие места?

Обратите внимание =>  Нужно ли регистрировать дом на дачном участке

Квота рабочих мест для инвалидов: понятие и особенности

До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах.
Например, в Республике Башкортостан действует «Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в РБ». Согласно которой организации, функционирующие на территории Башкирии, берут на себя ответственность за создание рабочих мест в размере 2% от среднесписочной численности, при условии, что количество сотрудников в них больше 35 человек.

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя ) ст. 5.27 КоАП РФ .
Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места — только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, согласно которым лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В настоящей статье анализируются порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

Обратите внимание =>  В договоре правильно писать гражданин или гражданка если речь ведется о женжине

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.
В настоящей статье анализируется порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

  • Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
  • Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
  • Наличии занятых мест по установленным квотам.

При этом предприятия, выделившие рабочие места для трудоустройства инвалидов, не обязаны заниматься поиском лиц с ограниченной работоспособностью. Наличие в организации выделенных мест, но остающиеся вакантными в связи с отсутствием кадров, не означает неисполнение обязательств работодателя. Административная ответственность должностных лиц предприятия возникает только в случаях:

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.
Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ ).

Обратите внимание =>  Льгота для чернобыльцев транспортный налог в самаре

Шпаргалка для кадровика: квоты для инвалидов

— остальные
организации — 4% Закон Республики Саха (Якутия)
от 22.03.2006 323-З N 659-III
“О квотировании рабочих мест
для инвалидов в Республике Саха
(Якутия)“
Республика
Северная
Осетия —
Алания 2% Закон от 17.06.2008 N 28-РЗ
“О квотировании рабочих мест
в Республике Северная Осетия —
Алания“
Республика
Тыва 3% Закон Республики Тыва от 16.03.2004
N 608 ВХ-1 “О квотировании рабочих
мест для граждан, особо нуждающихся
в социальной защите“
Республика
Хакасия 3% Закон Республики Хакасия
от 01.07.2003 N 47 “О квотировании
рабочих мест в Республике Хакасия“
Ростовская
область 4% Закон от 07.03.2006 N 461-ЗС
“О квотировании рабочих мест
для инвалидов в Ростовской области“
Рязанская
область 2% Закон Рязанской области
от 16.08.2006 N 99-ОЗ
“Об установлении квоты для приема
на работу инвалидов на территории
Рязанской области“
Самарская
область 2% Закон Самарской области
от 26.12.2003 N 125-ГД
“О квотировании рабочих мест
для инвалидов в Самарской области“
Саратовская
область 2% Закон Саратовской области
от 28.02.2005 N 20-ЗСО
“Об установлении квоты для приема
на работу инвалидов“
Свердловская
область — Организациям,
осуществляющим свою деятельность
на территории Омской области, квоты
для приема на работу инвалидов и
минимального количества специальных
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов“
Оренбургская
область 2% Закон Оренбургской области
от 02.11.2004 N 1526/257-III-03
“О квотировании рабочих мест
в Оренбургской области“
Орловская
область 4% Закон Орловской области
от 06.12.2007 N 726-ОЗ
“О квотировании рабочих мест
для инвалидов на предприятиях,

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.
В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».