Как отразить в бухучете поддержку программы в бюджетном учреждении 2019 год

Бюджетным учреждением (центр реабилитации) будет заключен контракт на приобретение программного обеспечения

Обоснование вывода:
Госучреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Лицензионный договор заключается в письменной форме. Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п.п. 2, 3 ст. 1286 ГК РФ).
Одним из обязательных условий, в соответствии с которым объект относится к нематериальным активам, является наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив (п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)).
Приобретенное право на использование бухгалтерской программы не является исключительным правом на актив, поэтому нет оснований для включения такого права в состав нематериальных активов бюджетного учреждения.
В соответствии с п.п. 66, 333 Инструкции N 157н право на использование программы для ЭВМ учитывается*(1) учреждением (лицензиатом) на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Согласие на заключение лицензионного договора может быть получено, например, путем:
— проставления отметки напротив пункта «Принимаю условия лицензионного соглашения» (или иного аналогичного по содержанию пункта) при установке программы;
— активации и (или) запуска программы. С этого момента договор будет считаться заключенным.
Если лицензионным договором (соглашением) не предусмотрен конкретный срок использования программного продукта, учреждение может самостоятельно установить этот срок, руководствуясь при этом положениями гражданского законодательства.
Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.
В соответствии с требованиями п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему по лицензионному договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Напомним, что затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 159 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), п. 302 Инструкции N 157н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например ежемесячно:
— равномерно (в равных суммах);
— пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением права пользования программным обеспечением, осуществляется на основании лицензионных и иных договоров, заключенных согласно законодательству РФ (п. 66 Инструкции N 157н). Поэтому поступление и выбытие программ на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» может отражаться на основании положений соответствующего лицензионного (иного) договора, а в качестве первичного документа может оформляться Бухгалтерская справка (форма 0504833).
По каждому программному продукту должна быть открыта Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала использования и дате окончания срока действия лицензии.
Как правило, в договорах не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей (CD и DVD дисков, печатной продукции и т.д.), входящих в комплект поставки при приобретении права на использование программного обеспечения. Эти материальные носители непосредственно связаны с оплаченным правом и, соответственно, в качестве самостоятельных объектов к учету они могут не приниматься.
В части расходов на обучение основам работы в бухгалтерской программе отметим, что такие расходы не увеличивают стоимость приобретенного программного обеспечения (неисключительных прав), а подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года или учитываются в себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в зависимости от положений, установленных в учетной политике учреждения.
В соответствии с разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение, как и обучение основам работы в данной программе, относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
На основании изложенного и положений Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции:
1) Дебет 0 401 50 226 (0 401 20 226, 0 109 00 226)*(2) Кредит 0 302 26 730
— отражена сумма вознаграждения за право пользования бухгалтерской программой;
2) Увеличение забалансового счета 01
— учтена программа, полученная в пользование учреждением (лицензиатом) по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре;
3) Дебет 0 401 20 226 (0 109 00 226)*(2) Кредит 0 302 26 730
— отражена сумма за обучение персонала основам работы в данной программе;
4) Дебет 0 302 26 830 Кредит 0 201 11 610
— отражено перечисление оплаты по контракту.
Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» (226 КОСГУ);
5) Дебет 0 401 20 226 (0 109 00 226)*(2) Кредит 0 401 50 226
— расходы будущих периодов отнесены на финансовый результат текущего финансового года (себестоимость готовой продукции (работ, услуг));
6) Уменьшение 01 — отражено списание программы, полученной в пользование учреждением (лицензиатом).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Пример. Оплата бюджетным (автономным) учреждением неисключительных прав на программное обеспечение;
— Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;
— Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.

Обратите внимание =>  Что делать жилищник угрожает когда всё в порядке

Образец учетной политики для бюджетных учреждений на 2019 год

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением — бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.
Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты, стипендий, социальных выплат. Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (основание: указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.
Обратите внимание =>  Вернуть права после лишения можно будет досрочно

Учетная политика в бюджетном учреждении на 2019 год

Если удобно установить точный период, когда будете применять учетную политику, утвердите приказ на один год. К началу каждого следующего года издавайте приказ о том, что продлили действие учетной политики. Например, так: «Продлить действие учетной политики 2019 года на 2019 год».
Например, вы планируете направить сотрудников в загранкомандировку в 2019 году и открыть для этого валютный счет. А значит, нужно включить счет 201 27 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» в рабочий план счетов наступающего года. Это необходимо, чтобы отразить предстоящие операции в учете.

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Новый порядок применения КОСГУ в 2019 году

Размер такой платы не фиксируют в договоре в виде конкретной суммы, а определяют в ходе исполнения договора. Например, по договору (договорам) арендатор (пользователь имущества) возмещает стоимость коммунальных услуг, иные расходы по содержанию переданного имущества. Состав затрат, как правило, одинаков: электричество, вода и тепловая энергия, но объем потребления этих ресурсов меняется в зависимости от потребности. Поэтому в договоре не указывают точную сумму возмещения затрат, преду­сматривая предоставление счетов по факту произведенных затрат.
По статье 120 «Доходы от собственности» учитываются отдельные виды доходов от собственности исходя из экономического содержания операций с учетом видов имущества, передаваемого в управление (пользование). Данная статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12А, 12К и 12Т КОСГУ.

Объект учета «доходы» с 2019 года

Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее – сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется учреждением на забалансовых счетах утвержденного им рабочего плана счетов.
В случае возникновения доходов в рамках операций (событий), состоящих из отдельно выделяемых по экономическому содержанию операций (событий), доходы по таким отдельно выделяемым операциям (событиям) для целей бухгалтерского учета классифицируются (относятся к отдельной учетной группе доходов) исходя из их экономического содержания и критериев признания доходов, предусмотренных стандартом для соответствующей учетной группы доходов.

Обратите внимание =>  Нарушение прав ребенка примеры из жизни

Новации 2019 года: к чему готовиться бухгалтерам бюджетных организаций

С 1 января 2019 года бухгалтеры в счетах учета будут применять детализированные коды КОСГУ. Появятся новые статьи доходов. Например, статья 190 «Операции с нефинансовыми активами и прочие безвозмездные поступления в бюджет» КОСГУ. По ней необходимо учитывать доходы от оприходования излишков при инвентаризации, объекты активов с забалансовых счетов, разукомплектованное имущество, а также доходы от безвозмездного поступления активов. А по статье 450 «Уменьшение права пользования» КОСГУ – отражать доходы от выбытия права пользования имуществом, которое находится в аренде или безвозмездном пользовании, либо неисключительных прав.
Более того — дальнейшее развитие получат вопросы развития муниципальных финансов, стратегическое и территориальное планирование на местном уровне, градостроительная деятельность, качество городской среды, устойчивое развитие муниципалитетов, использование лин-технологий, реализация принципов смарт-сити («умный город») и другие.

В 2019 году появляются новые стандарты учета

Стандартом задаются общие требования к созданию и утверждению учетной политики (УП), к исправлению ошибок. Общие требования, практически аналогичные содержанию стандарта, содержатся в Инструкции №157н. Но в ФСБУ есть ряд нововведений. Они касаются этих положений:

  • Во время локальной проверки после подписания отчетности, но до ее крайнего срока сдачи. Вносится дополнительная запись. Ошибка устраняется инструментом «красное сторно».
  • Во время камеральной проверки после крайней даты сроки сдачи, но до принятия отчетности. Используется метод «красное сторно» или же документ уточняется на основании решения уполномоченного учреждения.
  • В процессе локального или внешнего аудита после принятия отчетности, но до момента утверждения. Используется метод «красное сторно».

Бюджетные организации

По закону образовательная организация обязана безвозмездно предоставить помещение медорганизации, оказывающей медпомощь обучающимся. Минфин считает, что если затраты на его содержание предусмотрены нормативами затрат и учтены в государственном (муниципальном) задании образовательной организации, то объекты учета аренды не возникают. Следовательно, положения ФСБУ «Аренда» применять не нужно.
Если вы не хотите судиться с проверяющими или выплаты вашим работникам за год в любом случае не превысят предельных значений, безопаснее следовать позиции ФНС и Минфина. Если вы готовы спорить, ваши шансы на победу довольно велики. Ведь помимо указанного отказного определения ВС РФ есть постановления окружных судов, например АС Московского, Западно-Сибирского, Поволжского, Северо-Западного округов. Хотя пока вся судебная практика основана на утратившем силу Законе о страховых взносах, полагаем, что тенденция не изменится, ведь в этой части нормы НК РФ аналогичны.

Изменения в бухучете с 2019 года: таблица

Повышение МРОТ повлечет изменения в бухучете в части расчетов по оплате труда, листкам нетрудоспособности и детским пособиям. С 2019 года временный порядок индексации детских пособий переходит в статус постоянного – размер этих социальных выплат будет корректироваться на величину инфляции ежегодно с февраля нового отчетного периода.

  1. МСФО 9 становится обязательным для применения. Сфера действия документа распространяется на финансовые инструменты. Этот стандарт призван заменить МСФО 39.
  2. Для кредитных учреждений обновлен порядок вычисления справедливой стоимости по финансовым инструментам. Опираться в расчетах надо на положения МСФО 13. Обязательно должен учитываться уровень активности по конкретному инструменту на финансовом рынке. Корректировке подвергся алгоритм действий при проведении расчетов по производным видам финансовых инструментов.

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

Расходы будущих периодов необходимо списывать на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) равномерно в течение периода, к которому такие расходы относятся. Порядок списания устанавливается учетной политикой учреждения.
1. Если поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) ежемесячно (либо с какой либо другой периодичностью), то учреждение может относить данные расходы на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг).