До начала 90 х годов хх века нижегородская область входила в состав регионов с устойчивой отрицательной миграцией населения и особенно тяжелое положение наблюдалось в сельской местности

До начала 90 х годов хх века нижегородская область входила в состав регионов с устойчивой отрицательной миграцией населения и особенно тяжелое положение наблюдалось в сельской местности

‘> Норм. цитируемость по направлению: Показывает место данной публикации в рейтинге по показателю «Нормализованная цитируемость по направлению». Первый дециль соответствует попаданию в 10% лучших публикаций данного типа в данном направлении за все годы. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается.
В статье проводится анализ динамики численности населения, демографических характеристик, структуры и миграционного движения населения Нижегородской области. Показаны особенности геодемографических процессов в муниципальных районах и городских округах, выявлены основные причины внутриобластной дифференциации.

Об утверждении Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы

В целях актуализации основных целей демографического развития Нижегородской области в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы (далее — Концепция).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области принять участие в реализации положений Концепции и руководствоваться ими на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области принять участие в реализации положений Концепции и руководствоваться ими на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 201 «Об утверждении Концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года»;
пункт 26 постановления Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 года № 198 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области и Администрации Нижегородской области».
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

ВРИО Губернатора В.П.Шанцев

Концепция демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы (далее — Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Нижегородской области по регулированию социально-демографического развития Нижегородской области.

До начала 90 х годов хх века нижегородская область входила в состав регионов с устойчивой отрицательной миграцией населения и особенно тяжелое положение наблюдалось в сельской местности

Демография. Область отличается сильной естественной убылью населения вследствие его постарения. С конца советского периода коэффициент естественного прироста в Нижегородской области стабильно является самым низким в Приволжском федеральном округе, в 2006 году он составил 10‰. Такое «лидерство» связано с особенностями возрастной структуры населения, обусловленными более ранним началом демографического перехода и развитием экономики области. Ее производственный потенциал сформировался уже к середине ХХ века, а во второй его половине не создавались крупные новые предприятия, которые бы способствовали привлечению трудоспособного населения, как это происходило, например, в Самарской области. Но основная причина в том, что демографический переход в области начался несколько раньше и был связан с урбанизацией. Наиболее высокая естественная убыль характерна для периферийных районов области, в районах вокруг агломерации Нижнего Новгорода и Арзамаса показатели немного лучше (рис. 2)
Нижегородская область – мононациональный регион, доля русских достигает 95% и остается стабильной с конце советского периода. Есть четыре значимые этнические диаспоры: татары-мишари, мордва, чуваши и марийцы (табл. 2). Большинство представителей этих народов проживает в компактных этнических ареалах в окраинных районах области. Число татар в советский период сильно сократилось: в 1939 их было 88 тысяч, в 1989 – 58 тысяч. Происходила активная ассимиляция, сочетавшаяся с репрессиями против мусульманского духовенства. Значительная часть татар проживает в Нижнем Новгороде (20 тысяч или 1,5% населения), Дзержинске (10 тысяч или 3,8% населения), однако выше всего доля татар в южных районах: Краснооктябрьском (83%), Спасском (24%), Пильненском (19%), Сергачском (15%). Мордва проживает на юге области — в Сергачском, Пильненском, Шатковском, Большеболдинском и Лукояновском районах. Доля мордвы в них относительно невелика, но высок процент смешанных браков и совместного проживания с русскими в одних селах. Марийцы традиционно живут на севере области: в Тоншаевском (12,3% населения) и Шарангском районах. Чуваши проживают по 5-20 семей во многих селах юго-востока области (Княгининский, Пильненский, Сергачский, Бутурлинский районы). В структуре населения растет доля кавказских этносов, наиболее значительны диаспоры армян и азербайджанцев (0,2% по официальной статистике и 3-4% по статистике правоохранительных органов).

Динамика и особенности естественного и механического движения населения в регионе

Из общей численности населения 79% проживает в городской местности и 21% в сельской. В областном центре, городе Нижний Новгород переписью было зафиксировано 1 млн. 250 тыс. 619 человек, или 37,8% от всего населения области. Нижний Новгород входит в число 13 городов-миллионеров страны и занимает в списке пятую строчку после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска (1473,7 тыс. человек) и Екатеринбурга (1351,1 тыс. человек).
Весьма значительны потери населения в сельской местности. В целом по области сельчан стало меньше на 9,1%, но в целом ряде районов этот показатель значительно выше. Так, в Тонкинском районе количество сельских жителей сократилось на 30,3%, в Лукояновском – на 25,9%, в Сергачском – на 23,1%. Некоторый прирост сельского населения наблюдался в Володарском и Тоншаевском районах (1,7%).

Обратите внимание =>  Жильё В Ипотеку Можно Ли Погасить Сертификатом Для Малоимущих Семей ?

Экономика труда контрольная

быстрое снижение. Исследователи объясняют снижение въезда «как позитивными экономическими сдвигами в странах выезда, так и исчерпанием основного миграционного потенциала, т.е. выездом наиболее образованной и мобильной части русскоязычного населения». Снижение миграционного прироста связано с совершенствованием российского законодательства о гражданстве, заключением двусторонних соглашений по вопросам социального и пенсионного обеспечения между рядом бывших союзных республик. Введение новой пенсионной системы и повышение пенсионного возраста в конце 90-х годов ХХ века в Казахстане вызвало некоторое оживление в миграционных процессах, направленных в Россию, в том числе и в Нижегородскую область, так как наибольшее число мигрантов в эти годы приезжает именно оттуда. Сохранение прежней системы пенсионного обеспечения и своевременная выплата пенсий и пособий в РФ оказались решающим фактором для переезда населения в Россию из Казахстана.
Необходимо отметить, что миграционный приток не компенсирует высокой естественной убыли населения и в целом в области наблюдается сокращение численности населения, т.е. депопуляция, особенно сильно проявляющаяся в сельской местности периферийных районов. Самые высокие значения абсолютной убыли населения области были зафиксированы в 2002 г. (-36,7 тыс. чел.), затем в основном за счет снижения естественной убыли населения начался процесс снижения абсолютной убыли до -7,1 тыс. чел. в 2012 г.

До начала 90 х годов хх века нижегородская область входила в состав регионов с устойчивой отрицательной миграцией населения и особенно тяжелое положение наблюдалось в сельской местности

В миграционном движении пореформенной России четко прослеживаются два этапа. Первый охватывает период до начала революции 1905–1907 годов и осуществления новой «столыпинской» аграрной реформы, второй приходится на годы реализации реформы вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Таким образом, в эмиграцию были вовлечены преимущественно жители западных губерний России, принявших самое активное участие в заселении Америки. Острие же миграции населения центральных регионов, представленного в основном русскими, украинцами и отчасти белорусами, было направлено на окраинные регионы империи. Миграционные процессы внутри империи оказали сильное влияние на изменения в численности и расселении народов Российской империи, особенно русских и украинцев, этнические ареалы которых значительно расширились. Русские в основном освоили в ХVIII – начале ХХ века Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточную Сибирь, Дальний Восток и часть Новороссии. Украинцы компактно заселили большую часть Новороссии и часть Северного Кавказа, составив там большинство в общей массе мигрантов. Они же приняли участие в заселении Приморской области, Дальнего Востока и отдельных территорий Казахстана, но их присутствие здесь не являлось столь явственно выраженным.

Современные миграционные процессы в России

Под миграцией населения 1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.
По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50—60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны — сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30—50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917—1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища — и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ 4 ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами — подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

Обратите внимание =>  Льгота афганцам башкортостан

Глава III

В Южном Приуралье доля их достигала в 1959 г. — 14,8%, а в 1989 г. — 15,0%. Она понизилась в эти годы в Башкирии с 22,1 до 21,9%, а в Оренбургской области увеличилась с 1,6 до 2,5%. В округе процент их вырос с 2,9 до 3,1%, а по всей России — с 0,8 до 0,9%. Весь этот прирост вызывался почти исключительно возрастающим естественным приростом.
В Северном Приуралье доля русских снижается почти повсеместно, кроме Удмуртии, где она несколько увеличивается (с 55,8 до 56,8%). Южное же Приуралье являлось тем регионом, где процент русских вырос особенно заметно (с 50,5 до 52,5%), причем сильнее всего в Башкирии (с 40,6 до 42,4%).

До начала 90 х годов хх века нижегородская область входила в состав регионов с устойчивой отрицательной миграцией населения и особенно тяжелое положение наблюдалось в сельской местности

В социальном плане сложившийся дисбаланс в распределении полов между городом и деревней можно оценить только отрицательно. В городе наблюдается повышенный уровень женского населения, что приводит к большому количеству одиноких незамужних женщин либо к распространению неполных семей. В сельской же местности, наоборот, наблюдается переизбыток мужского населения, от чего возрастает количество одиноких мужчин, что в свою очередь приводит к распространению пьянства, наркомании и других социальных пороков среди сельского населения.
Внутренняя миграция в Беларуси не является массовым явлением. Уровень миграционной подвижности населения ниже, чем во многих развитых странах мира, где внутренняя миграция выступает основным фактором выравнивания социально-экономического развития регионов. Так, в 2009 г. лишь 2,3% от всего населения республики перемещались внутри страны.

Население России

Размещение населения. В советский период долговременные «центробежные» тенденции размещения населения в целом сохранялись. Если в целом за 1926—1989 гг. численность населения России выросла на 59 % (с 92,7 до 147,4 млн чел.), то численность населения Дальнего Востока выросла впятеро (с 1,6 до 8 млн чел.), Восточной Сибири – втрое (с 3,3 до 9,2 млн чел.), Западной Сибири – вдвое (с 7,3 до 15,1 млн чел.), Урала – в 2,5 раза (с 8,2 до 20,4 млн чел.).
Освоение Севера было предопределено курсом на обеспеченность СССР собственным сырьем. При этом решение об освоении того или иного месторождения, как правило, принималось без какого-либо сравнения необходимых для этого затрат с мировым уровнем: приоритетным была самообеспеченность.

Обратите внимание =>  Можно ли восстановиться после отчисления на бюджет

Население мира

Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже превысило 20 млн. человек. Понятно, что люди бегут прежде всего из районов острых политических и военных конфликтов. В первой половине 90-х гг. первое место в мире по числу беженцев (более 6 млн.) занимал Афганистан, где до этого шла длительная и кровопролитная война. Более 2 млн. беженцев покинуло Руанду, более 1,5 млн. — Иран и Мозамбик, 1,2 млн. — Боснию и Герцеговину. Массовые потоки беженцев характерны и для ряда стран СНГ.
Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что его стали называть «великим переселением народов XX в.». Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии и Китая.

Расселение и геодемографическая ситуация в сельской местности Саратовской области в 90-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат географических наук Уставщиков, Вадим Всеволодович

Миграции населения стали важнейшим фактором стабилизации, и даже роста численности населения, многих городских поселений и районов области, сельских поселений. В то же время, произошло значительное сокращение интенсивности внутриобластных миграционных передвижений. Миграционный прирост населения области обеспечивался в основном за счет прибывающих из стран СНГ, причем Республика Казахстан являлась основным «» населения. Доля прибывающих из этой республики была значительно выше, чем из других новых независимых государств. Результативность миграции с Казахстаном очень высока, то есть показатели прибывших и миграционного прироста очень близки.
Однако наметилась тенденция оттока сельского населения из периферийных районов Левобережья. На это в значительной мере повлияло реформирование аграрного сектора экономики и кризис в мелиоративном комплексе Заволжья (за десятилетие произошло сокращение орошаемых площадей более чем в 2 раза). Наметилось изменение специализации сельскохозяйственных предприятий на юго-востоке области (с зерново-скотоводческой на зерно-во-овцеводческую), что приведет к сокращению занятости, и как следствие, повышению миграционного оттока сельского населения в города и сельскую местность других районов.