Бюджетный учет компенсации затрат по приобретению

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

Отражение субсидирования капитальных расходов

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Согласно пункту 221 Инструкции N 157н счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» предназначен для отражения операций по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями, в том числе по решению суда.

Письмо Минфина России от 22 ноября 2019 г. N 02-08-10/90748 Об отражении в учете доходов бюджетного учреждения, связанных с возмещением затрат

Вместе с тем отражение операций по возмещению сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд, регулируется Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее — Порядок N 132н), а также положениями Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее — Порядок N 209н).

Обзор документа

Порядок ведения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями бухгалтерского учета регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н), от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество (оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Обратите внимание =>  Категория льготников при подачи заявления в суд

Государственная помощь

ООО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

Использование государственной помощи

В бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка». Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:

Таким образом, возмещение Фондом пособия на погребение и оплаты 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может отражаться в учете бюджетного (автономного) учреждения-участника пилотного проекта следующим образом:

Однако, следует учитывать, что согласно п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение-участник пилотного проекта уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Следовательно, учреждению необходимо продолжать уплачивать страховые взносы в полном объеме, несмотря на «зачетную» схему отражения операций. На наш взгляд, чтобы контролировать сумму, подлежащую возмещению Фондом, для счета 303 02 целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику.

Отражение в учете возмещения социальных пособий

  • Дебет 1 303 02 831 (отдельная аналитика) Кредит 1 302 13 737 — начислено социальное пособие;
  • Дебет 1 302 13 837 Кредит 1 304 05 213 — отражена выплата социального пособия;
  • Дебет 1 304 05 213 Кредит 1 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия на лицевой счет получателя бюджетных средств «03».

Субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением амортизируемого имущества. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (т.е. по мере начисления амортизации) (абз. 3, 5 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение (за исключением НДС) (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01). В данном случае такими затратами является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором продавцу (без учета НДС) (абз. 3 п. 8 ПБУ 6/01).

Обратите внимание =>  Акт ос 1а кто заполняет гоафу государственная регистрация прав на недвижимость

Налог на прибыль организаций

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений при применении линейного способа амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 18, абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта ОС устанавливается при принятии его к учету в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

За счет взносов на травматизм можно профинансировать расходы на мероприятия, предусмотренные п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Однако объем средств, направляемых на эти цели, ограничен (Письмо ФСС РФ от 05.08.2020 N 02-09-11/12-05-19094).

Отражение в учете бюджетного учреждения операций по получению от ФСС компенсации расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13 по делу N А75-9013/2012 также следует, что передача арендодателем арендатору стоимости выполненных третьим лицом работ по ремонту предмета аренды влечет образование показателей хозяйственно-финансовой деятельности: выручки — у передаю-щей стороны и расходов — у принимающей стороны, которая возмещает стоимость ремонта.

Доходы бюджетного учреждения – арендодателя от возмещения арендатором расходов на ремонт

Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (п. 11.4.1 Порядка № 209н).

  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Обратите внимание =>  Пенсионерам надо ли платить налог на землю

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Что касается масок, перчаток, защитных очков, экранов и дезинфицирующих средств, то их следует показать как материально-производственные запасы. Для этого используется счет 10 «Материалы». То же самое относится к санитарно-гигиеническому инвентарю и приспособлениям: дозаторам для жидкого мыла, санитайзерам, аптечкам, бактерицидным лампам.

Субсидии из бюджета

Если субсидия израсходована на покупку или создание внеоборотных активов, ее нужно учесть на счете 86. В момент ввода объекта в эксплуатацию бюджетные деньги надо отразить по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Далее, по мере начисления амортизации, — списывать на финансовые результаты, используя счет 91.

На финансирование капитальных затрат

  • тестирование работников на наличие коронавируса и иммунитета к нему;
  • дезинфекция рабочих помещений;
  • доставка сотрудников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности;
  • обеспечение связи с персоналом, который трудится удаленно (см. « Как организовать «удаленку», обеспечить работника ресурсами и начислить налоги »).

Ограничение в 20 процентов распространяется на всех страхователей, за исключением организаций с численностью работающих до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет не финансировали профилактику травматизма. Объем средств для таких организаций не может превышать:

Размер финансового обеспечения за счет средств ФСС РФ

с подстатьями 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ — в части обеспечения мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваний, а также на приобретение спецодежды;

Внимание!

При получении положительного ответа от ФСС РФ учреждение вправе текущие взносы на травматизм уменьшать на произведенные затраты, осуществленные в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Частью 8 статьи 34 Закона № 273-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ обеспечивают обучающихся за счет бюджетных средств жилыми помещениями в общежитиях и интернатах.

В форме «Государственное задание» (ф. 0506001), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 в ред. от 29.11.2018) указывается периодичность представления отчетов о выполнении государственного задания (п. 4.1 части 3 ф. 0506001).

Учет субсидий у получателя

  • в 1-4 разрядах номеров счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» указывается раздел, подраздел,
  • в 5-14 разрядах — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • в 15-17 разрядах номера счета — код вида расходов.
  • По остальным счетам 010100000 «Основные средства» в 1 — 17 разрядах номера счета указываются только раздел и подраздел.