Беседа подростков

Существует немало различных методических пособий, в которых разъясняется то, о чем следует беседовать с трудными, проблемными подростками. Как правило, упоминаются в этих книгах одинаковые темы бесед с подростками группы риска и их родителями.

Согласно данным социальных статистик, количество детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, неуклонно увеличивается с каждым годом. Это весьма парадоксально, если принять во внимание то, что семейные ценности, здоровый образ жизни и воспитание двух и более детей, вместо одного, сейчас «в моде». Убедиться в этом можно, включив телевизор или же просмотрев страницы в социальных сетях.

Для чего нужны такие беседы?

Но как много детей курят, пьют алкоголь или уединяются с токсичными веществами? Большинству из них это и в голову не приходит, ведь время они проводят в основном в интернете и в «Макдональдсе», а не в подворотнях, как это было в конце прошлого века. Но достаточно выйти на улицу и пройти мимо популярных у подростков заведений фаст-фуда, чтобы заметить то, что почти все они употребляют энергетические напитки и дымят «вейпами». А это – допинги, причем гораздо более страшные, чем наркотики, сигареты или алкоголь, поскольку с их приобретением нет никаких проблем.

Воспитатель. Попробуйте сформулировать понятие «обида». Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые? Как мы реагируем на обиды?
Воспитатель раздает листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое). Учащиеся изображают такое поведение, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.
Воспитатель задает вопросы для обсуждения:
Что чувствует обидчик?
Какая реакция обиженного была убедительна?
Как нужно реагировать на обиду?
Нужно ли копить обиды?
Делается вывод о бесполезности накопления обид.

Учащиеся отвечают на 16 вопросов теста В.Ф. Ряховского (см. Кан-Калик В.А . Грамматика общения. М., 1995)
Воспитатель зачитывает варианты интерпретации и предлагает каждому оценить свои ответы. В группе нельзя обсуждать личностные особенности отдельных учащихся. Каждому предлагается сохранить результаты тестирования для проверки в конце года (после работы на занятиях).

Скачать:

В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто нарушает эти правила.
Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения.

Наркотик — это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков.

Трое подвыпивших подростков, увидели малыша – первоклассника. Завели его в подвал и отняли у него деньги, а потом заставили курить. Участковый уполномоченный полиции застал их на месте. Малыш был в шоковом состояние, нуждался в медицинской помощи. Считая их действия хулиганскими, сотрудник полиции просить привлечь их к административной ответственности, так как ребёнку нанесён моральный ущерб.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона»

успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам.

Цели и задачи: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества; сформировать представление об «особых людях»; познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов; формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тематический час подготовлен для работы с подростками 14 лет.

Обратите внимание =>  Виды владения землей фактическое и

Цель и задачи: тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти; развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы; выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности; снятие эмоционального напряжения.

Вас также может заинтересовать раздел

Цель: формирование у воспитанников семейных духовно — нравственных ценностей, воспитание патриотизма через творческое исследование семьи, сопричастности конкретной семьи к истории страны, привлечение внимания молодежи к семейным ценностям общества; формированию интереса к истории православия.

Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.

Темы бесед с подростками

Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой? Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).

Темы бесед с подростками группы риска

Тема для младших подростков трудная, но необходимая. Беседа не должна быть слишком длинной. Лучше, если она будет носить просто информационный характер. Если подростки захотят углубить проблему – приветствуйте это и употребите при разговоре материалы из приложения.

Самое трудное — познать самого себя.
Фалес
Познание самого себя — первое условие мудрости человека. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя» (Гете).
Самопознание — знание самого себя и отношение к себе в единстве осознания самой личностью себя как ценности, целостности и индивидуальности; это необходимое условие успешной самоорганизации деятельности и эффективных взаимоотношений с окружающим миром; это средство определения человеком своего места в коллективе, понимание того, какие качества личности обеспечивают выполнение дела, налаживание взаимоотношений с коллективом или, наоборот, мешают им.
Приступая к самопознанию, необходимо учитывать, что «каждый человек — это целый мир» (К. Чорный), что каждый человек индивидуален. Что такое индивидуальность? Индивидуальность — это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. У каждого из нас свой темперамент, характер, воля, свои способности, познавательные процессы, свои убеждения, интересы, цели, идеалы.
УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ»
Что вы знаете о себе? Постарайтесь вызвать интерес к себе. Возможно, вас плохо знают? Своим рассказом попытайтесь изменить чье-то мнение, отношение к себе, подчеркнув свою индивидуальность, неповторимость.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Проанализируйте, что вы думаете о себе и своей жизни. Какие события в своей жизни вы считаете важными и значимыми? Бывают ли случаи, моменты, когда вы себе не нравитесь? Почему? Что вы предпринимаете, чтобы стать лучше? Что этому способствует? Достаточно ли у вас знаний о себе? О своих возможностях?
Процесс самопознания развивается постепенно, реализуется посредством восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Познавая и познав себя, каждый человек становится себе другом.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ»
Подумайте и закончите предложения:
«Я знаю себя . »;
«Я волнуюсь, если . »;
«Я радуюсь, когда . »;
«Я хочу быть . »
«ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОИХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Что вам помогает развиваться как личности? На что вам не жалко тратить время? Почему? Что это вам дает для развития? Владеете ли вы навыками самовоспитания? Какими?
Как познать себя? «Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг, и тотчас себя познаешь» (И. Гете).
В самопознании соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления. В результате личность выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое истинное «Я».
ОТКРЫТИЕ СВОЕГО «Я»
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.
Т. Манн
Система представлений о самом себе, осознаваемая и переживаемая человеком, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим, называется Я-концепцией; это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя, выступающая фундаментом чувства собственной ценности, собственного достоинства, программы самовоспитания.
УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ Я?»
Охарактеризуйте себя: что вы знаете о себе? Каковы у вас привычки (полезные и вредные)? Чему они способствуют? Как вы проводите свое свободное время? Каково ваше психофизическое здоровье? С чем вы не можете согласиться, смириться? Чего вы хотите достичь в жизни? Что для этого делаете уже сегодня? Способствует ли это изменению вашей личности и жизненной ситуации? В какой мере и как? Н. Заболоцкий писал:
Как мир меняется! и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я — живой.

Обратите внимание =>  Калуга где сделать снилс ребенку

УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ»
Каждый человек имеет свои ценности в жизни, отдавая первенство некоторым из них. Познакомьтесь с «терминальными» Ценностями личности». Что ты поставишь на 1-е, 2-е, 3-е и т.д. место? Что окажется в самом конце списка?
• Активная, деятельная жизнь.
• Жизненная мудрость.
• Физическое и психическое здоровье.
• Интересная работа.
• Понижение прекрасного в природе и искусстве.
• Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
• Материальное обеспечение жизни.
• Наличие хороших и верных друзей.
• Мир и благополучие народа.
• Общественное признание.
• Познание мира, углубление своих знаний.
• Равенство, несвобода.
• Самостоятельность и уверенность в себе.
• Счастливая семейная жизнь.
• Творчество.
• Удовольствия (развлечения, приятное времяпровождение)

Упражнения и задания с трудными подростками.

«Без цели нет деятельности, без интереса — нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский). Как вы это понимаете?
Каковы ваши цели в жизни? А притязания соответствуют возможностям? Умеете ли вы принимать самостоятельные решения? Вы — целеустремленный человек? Какие качества вам помогают в достижении цели? Что мешает? Допускаете ли вы ошибки? Какие? Как реагируете на них?
Ошибаться свойственно каждому человеку.
Благоразумному свойственно ошибки осознавать;
Глупому творить, повторять их испокон веку;
А умному ошибаться, исправлять и стараться не повторять.
«Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из средств самовоспитания» (Т. Карлейль).

Он чувствует то, что чувствует. Его не надо переубеждать. Просто выслушайте, не оценивайте, поддержите. Не стоит говорить «не бойся экзамена», «где же ты устал – весь день ничего не делал», и т.д. Причём, это не значит, что всё нужно спускать с рук. Но попросить помочь можно и по-другому: «Я понимаю, что ты устал. Но я тоже. Давай вместе сейчас …»

  • Не грубить и не перебивать
  • Не сравнивать своего ребёнка с другими (это очень неприятно слышать, когда оказывается, что какой-то другой человек лучше тебя, да ещё твои мама и папа это признают. Будто говорят – ты недостаточно хороший.)
  • Не повышать тон
  • Если речь об идее или произведении, не переходить на личности.
  • Некоторое время в день (желательно регулярное) говорить всё, что хочется.
  • Можно ввести традицию – вместо книг и телефонов в обед рассказывать друг другу истории. При этом телефоны должны быть далеко, и желательно, отключены. Это тренирует не перебивать, внимательно слушать и развивает навыки оратора.
Обратите внимание =>  Льгота по налогам для пенсионеров с продажи авто

Правила для улучшения общения родителей с их детьми-подростками:

Ежедневно 15 минут говорить «о погоде — о природе» то есть про отвлечённые темы, такие, как, действительно, погода. Говорите всё, что взбредет в голову. О политике, книгах, кино или птицах. В эти условленные 15 минут отменяются все правила – говорите как хотите, когда хотите и о чём хотите. Вы можете рассказать подростку истории из вашего детства, рассказать о самом скучном кино или самой грустной книге, о лучшем отдыхе и самом странном своём поступке, о самом добром знакомом или об игре, в которую всегда проигрывали. А вы, в свою очередь, узнаете, что творится в жизни вашего ребёнка. Монстров какого цвета он боится, какие листья ему больше нравятся, какие зайцы, по его мнению, самые добрые. Расскажите ребёнку, что в это время он может ругаться, и кричать, что-то обиженно мычать, а когда запасы его обид и злости подойдут к концу, он узнает, какой секретный пароль был в детстве в играх его мамы, где был тайный штаб его папы. Скажите ребёнку, что, если он на вас обижен, пусть не стесняется это высказать в те заветные 15 минут. А после возможной гневной тирады начните самый обычный разговор, расскажите что-нибудь из вашего детства, что вас тогда раздражало и злило. Пусть эти минуты будут минутами откровения, пусть никто из вас не будет стесняться рассказать о своих чувствах и ощущениях.

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Проблемы современных детей

— созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
— оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
— формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
— оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.