Банкротство муниципального унитарного предприятия

Для предприятия муниципальной формы организации существуют некоторые нюансы, при этом применяются и дополнительные специальные нормы законодательных актов. Учитывается специфика деятельности этого вида юридических лиц, его управления и формы правового статуса имущества.

Принципиальные отличия

Муниципалитет в суде представляет его орган, но сам он как юридическое лицо не привлекается как третье лицо по делу. Его субсидиарная ответственность возникает лишь тогда, когда арбитражный суд признал МУП банкротом.

Ситуация с имуществом

Собственником имущества МУП является государственное муниципальное образование (органы местного самоуправления), которые по отношению к нему действуют в рамках своей компетенции, установленной законодательными актами об их статусе.

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами.

Виды схем

Глава администрации городского округа г.Воронеж Борис Скрынников указывает, что «МУПы являются лакомым куском для определённых финансовых махинаций, где можно утащить за бесценок нашу муниципальную собственность.

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Положения законодательства

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Условия ликвидации

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

В ходе финансового оздоровления готовится график выплат и план оздоровления, которым компания должна следовать. Если в ходе данного этапа удается погасить задолженность перед кредиторами (он вводится на период до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.

Пошаговый порядок

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

  • пропала заинтересованность в функционировании компании;
  • снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
  • организация исполнила назначенные прежде задачи;
  • завершается срок двустороннего соглашения между МУП и действующим органом власти.
Обратите внимание =>  Правила ведения строительных работ в многоквартирном доме

Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Принципиальные отличия банкротства МУП

В частности, в 2009-2010 годах арбитражные суды Московской области отказались взыскать 207,6 млн руб. с администрации Клинского района (по долгам МУП «Клинводоканал») и 255 млн руб. с администрации Солнечногорского района (по долгам МУП «Городское хозяйство»).

  • пропала заинтересованность в функционировании компании;
  • снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
  • организация исполнила назначенные прежде задачи;
  • завершается срок двустороннего соглашения между МУП и действующим органом власти.

Унитарное предприятие создается органом местного самоуправления для ведения предпринимательской деятельности на коммерческой основе. В случае банкротства муниципальных унитарных предприятий процедура ликвидации компании проводится по правилам, предусмотренным для организаций других форм собственности, но с некоторыми особенностями.

Несостоятельность муниципального унитарного предприятия

  • владельцем имущества является муниципальный орган и представляет его на правах аренды;
  • собственник для управления предприятием назначает директора, который не может быть учредителем;
  • руководство распоряжается имуществом самостоятельно, исключая отчуждение другому лицу. Действия фиксируются в отчете и представляются учредителям;
  • если возникли обстоятельства о несостоятельности организации, руководитель принимает решение о банкротстве после поступления распоряжения от муниципалитета.

Очень важным вопросом в данной ситуации принято считать и то, когда возможно осуществление такой процедуры, как банкротство. В действительности, у руководителя предприятия должны присутствовать права на то, чтобы можно было обратиться в местный арбитражный суд. Именно туда и должно быть подано соответствующее заявление. Вследствие этого будет принято решение, связанное с признанием несостоятельности конкретного предприятия.

Банкротство муниципального унитарного предприятия

В любой ситуации, банкротству могут быть подвергнуты, как унитарные предприятия, так и остальные разновидности коммерческих организаций. Для того, чтобы компания была признана банкротом, используются определенные общие правила. Хотя, в любой ситуации, существуют и некоторые нюансы процедуры.

Банкротство МУП: особенности процедуры!

Другими словами, банкротство муниципальных и государственных предприятий может быть допущено только в том случае, когда они не считаются казенными. К подобным организациям первоначально стоит отнести те учреждения, которые были созданы на основе федерального имущества, где присутствует право по осуществлению оперативного управления. А вот основные моменты и нюансы такой процедуры, как банкротство, обозначены в соответствующем законе.

  • долговые обязательства (перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, бюджетом по выплате налогов, работникам по зарплате и выходным пособиям) свыше 300 тыс. рублей;
  • просрочка погашения долгов от 3 месяцев.

Принятие решения о финансовой несостоятельности

Процедура длится не более 7 месяцев с момента подачи заявления. Контролирующие органы анализируют финансовое положение организации, разрабатывают план выхода из кризиса без ликвидации. Назначается арбитражный управляющий, но вначале он выполняет лишь наблюдательную функцию.

Вам может быть интересно:

Если 2 предыдущих этапа не поспособствовали реабилитации фирмы, все управленческие полномочия передаются арбитражному управляющему. Он полностью контролирует деятельность организации, принимает меры для улучшения ее финансового состояния.

Обратите внимание =>  Документы для межевания от председателя снт

Основной причиной закрытия муниципальной организации является ее финансовая несостоятельность — неспособность удовлетворить требования всех кредиторов в полной мере. В число кредиторов входят рабочие предприятия, которым не выплачивают зарплату. Наряду с финансовой несостоятельностью перед рабочими, поставщиками сырья, материалов, МУП перестает платить налоги и другие обязательные платежи. Банкротство МУП зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:

Создание МУП на базе муниципальных органов

В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, закрытие муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры закрытия унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.

Банкротство муниципального унитарного предприятия

  • влияние мирового экономического кризиса;
  • действующую государственную политику с колебаниями валюты, инфляцией, неполной занятостью населения, низкой покупательной способностью и другими тенденциями;
  • природные, климатические, форс-мажорные обстоятельства.
  • Внутренние факторы связаны с неэффективным руководством компанией. Сюда можно отнести:
  • физический и моральный износ основных средств;
  • низкий уровень модернизации оборудования и производственных процессов;
  • неграмотное руководство предприятием;
  • частые аварийные ремонты;
  • повышение цен на сырье, материалы, оборотные средства;
  • «тормозящие» факторы действия или бездействия со стороны учредителя;
  • сотрудничество с другими компаниями;
  • смена руководителя.

Коммерческие (унитарные) предприятия обладают по закону особым правовым статусом. При возникновении проблем материального характера в их отношении также может инициироваться процедура несостоятельности. Но банкротство унитарного муниципального предприятия имеет определенную специфику. Подробнее об этом, читайте далее.

Что такое МУП и ГУП

Основные моменты банкротной процедуры содержатся в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002. Отдельные нормы прописаны также Гражданским кодексом. Статьей 35 закона о МУП предусматривается, что при установлении его неплатежеспособности на стадии ликвидации, нужно обращаться в арбитраж с заявлением о несостоятельности.

Причины банкротства

Невозможность выплаты долгов (по сделкам, трудовым договорам, обязательным платежам) на лицо тогда, когда допущена просрочка по исполнению имеющихся требований более, чем на три месяца. Этот срок отсчитывается с той даты, когда это требовалось сделать.

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Принципиальные отличия банкротства МУП

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

Обратите внимание =>  Льгота на лекарства по заболеваний диабет

Положения законодательства

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Если говорить о самой сумме задолженности, тогда сам размер должен находиться в пределах не меньше 300 тысяч рублей. Одновременно с этим, оценивается полностью вся без исключения задолженность. Естественно, речь идет о совокупности наиболее разнообразных вариантов существующих обязательств. Не исключаются и обязательные взносы, которые направляются в государственный бюджет.

Спорность сложившейся ситуации здесь напрямую может быть связана именно с формой конкретного юридического лица. Иногда МУП может относиться к коммерческой организации, которая не обладает правом собственности на определенное имущество. Подобным предприятиям свойственно только оперативное управление. Также не исключается хозяйственное ведение имущества, которое было предоставлено собственником. Оно считается неделимым. Другими словами, подобное имущество не может быть разделено по долям, паям и т.д.

Банкротство муниципального унитарного предприятия

Если речь заходит об унитарном предприятия, тогда решение чаще всего принимается собственником. Он решает все вопросы, связанные с необходимостью ликвидации организации. В дальнейшем, в самом процессе должна быть доказана и сама несостоятельность. После принятия решения руководителем должно быть подано соответствующее заявление.

При введении наблюдения на деятельность руководства предприятий не накладывается определенных ограничений, кроме обязанности соблюдать порядок согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.

  • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
  • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
  • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.

Пошаговые этапы

Ст. 65 ГК предусмотрено, что принимает решение о банкротстве собственник имущества, но в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности сам, если обнаружены его признаки.

Далее производится оценка его имущества, выплачиваются долги кредиторам, деятельность юр. лица прекращается. Сведения о завершении конкурсного производства передаются в налоговую. На их основании вносится запись о ликвидации организации в реестр. С этого времени предприятие перестает существовать.

Последствия банкротства унитарных предприятий

Получается, что банкротство государственных и муниципальных предприятий допускается, только если они не являются казенными. К числу казенных относятся учреждения (предприятия), создаваемые на базе федерального имущества с правом оперативного управления им.

Что говорится в законодательстве о банкротстве ГУП (МУП)

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.