Банковское право как институт финансового права

В связи с этим специфика банковских отношений проявляется в том, что они могут устанавливаться как гражданскоправовым договором, так и каким-либо нормативно-правовым актом. Однако в банковском праве в отличие от гражданского права автономия воли его участников ограничена со стороны ЦБ РФ установлением определенных «правил игры».

Общественные отношения, которые регулируются банковским правом, составляют его предмет. Круг общественных отношений, который регулируется банковским правом, имеет сложный, смешанный и комплексный характер. В юридической литературе нет единого мнения по вопросу комплексности правового регулирования. Одни авторы признают комплексный характер регулирования, другие являются противниками такого подхода. При решении этого вопроса следует исходить из того, что правовое регулирование отраслей российского права постоянно находится в развитии, поэтому новые виды правоотношений получают самостоятельную правовую регламентацию, особый правовой режим. Банковское право, по сути, носит комплексный характер, поскольку зачастую возникающие правоотношения имеют разную правовую природу. Так, комплексные банковские отношения могут включать в себя:

Понятие и предмет банковского права

Эти нормативные акты издаются в форме инструкций, писем, приказов. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ — Вестник Банка России, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы.

Налоговое право — важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право — публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Обратите внимание =>  Выписка из единого государственного реестра индивидуального предпринимателя

Т. Э. Рождественская Банковское право Рецензенты: заведующая кафедрой финансового права и бухгалтерского учета, проректор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук Е.Ю. Грачева ; заместитель председателя Банка России, директор

2.3.2. Банковское кредитование

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В марте 1995 года парламент Республики Казахстан был распущен, и в течение девяти месяцев президент управлял страной посредством указов. Средства массовой информации были полны комментариев – недоумевающих, гневных, порицающих,

XII. Право на труд, право на прибыль

Этот подход к банковскому праву был оправдан, когда банковская система являлась элементом государственного (административного) механизма и играла роль перераспределения денежных ресурсов на основе государственного плана. Именно такой, тождественной системе государственного банка, была банковская система в рамках социалистического хозяйства. Уже в конце 1980-х гг. в СССР началось постепенное изменение принципов формирования банковской системы, выделение из системы Госбанка СССР отдельных банков, что рассматривалось как улучшение управления финансами. [8] Сегодня в России действует принцип, характерный для всех рыночных экономик – принцип запрета кредитования правительства со стороны центрального банка, выполняющего исключительную роль эмиссионного центра. [9] Кроме того, банковская система функционирует как двухуровневая система, объединяющая Банк России как орган денежно-кредитной политики и кредитные организации, которые предоставляют банковские услуги потребителям. При этом кредитные организации являются независимыми с точки зрения публичного управления. Государство и кредитные организации независимы друг от друга в имущественных отношениях. Кредитные организации осуществляют операции со средствами бюджета на конкурсной основе. [10] По этим причинам, на наш взгляд, принципиально исключено рассмотрение комплекса правовых норм, регулирующих банковскую деятельность, в рамках финансового права.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет ЦБ РФ и аудиторское заключение.

Обратите внимание =>  Когда можно поменять налоговый режим ооо

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

13. Юридический статус.

Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.

В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» [2] , а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России.

Регулятивная функция банковского права

Согласно ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

Система банковского права

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Обратите внимание =>  Взнос в уставный капитал имуществом как оформить

1) наличие общественной потребности и интереса государства в определенном правовом регулировании банковской деятельности, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормального функционирования государства;

НАСТРОЙКИ.

3) порядок и осуществление банковских операций. Круг указанных вопросов регулируется положениями целого ряда отраслей российского права. Например, гражданским, административным, финансовым правом. Правильным будет считать, что банковское право все же является комплексной отраслью права, которая регламентирует непосредственно банковскую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ.

Банковское право как учебная дисциплинапредставляет собой систему знаний, выработанную наукой и преподаваемую в учебном заведении по определенной методике и в соответствии с учебным планом.

Наличие таких попыток является следствием подхода, что у каждой отрасли должен быть свой метод. В связи с этим данное понятие в большинстве случаев превратилось в конструкцию, объединяющую в себя все элементы юридического режима правового регулирования.

В советское время банковское право, как правило, рассматривалось в качестве института или раздела финансового права.
При переходе к рыночной экономике произошло закономерное повышение значения банков и банковской деятельности, устойчивости банковской системы страны. В настоящее время банковское право выступает в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права.

Особенности банковского права

  • властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь, Центральным Банком Российской Федерации — ЦБ РФ);
  • правовых отношений, возникающих в процессе построения, развития и функционирования банковской системы Российской Федерации;
  • правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
  • правовых отношений, возникающих в процессе банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;
  • правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
  • правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.