Показать значимость и важность избирательной системы для волеизъявления граждан

Творческая работа потеме — Роль выборов в политической жизни современной России

Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти. Задачи: — выявить сущность понятия выборы; — отразить исторический аспект выборов в России; — раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ. Метод : анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.
В соответствии с конституционным законодательством выборы занимают особое место в системе современного народовластия в РФ. Часть 3 статья 3 Конституции РФ гасит, что референдум и свободные выборы провозглашаются как высшее непосредственное выражение власти народа. Данная работа была представлена на региональный конкурс по политологии, получила вычокую оценку. По результатам конференции заняла первое место.

Формы волеизъявления граждан

После подготовки и назначения даты выборов кандидаты на определённую должность регистрируются и выдвигают свою кандидатуру. После окончания предвыборной агитации граждане голосуют, и происходит установление результата (отобранным будет считаться тот кандидат, который набрал большее количество голосов). Каждая из подобных избирательных кампаний содействует расширению социальной активности населения.
Голосование носит добровольный характер, а участие в референдуме осуществляется на равных правах без контроля за действиями населения (то есть с помощью тайного опроса). Созыв данного голосования возможен не только по решению представительного органа местного самоуправления, но и по запросу от граждан, когда необходимо принять какой-либо проект нормативного акта или, наоборот, отклонить его принятие (например, касающийся неотложных мер по защите здоровья населения).

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

При «открытом списке», избиратели могут голосовать в зависимости от метода голосования, либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке (Финляндии, Нидерландах, Бразилии, Демократической Республике Конго).
При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке который они занимают в партийном списке (страны Европейского союза, Южной Африки, Израиль).

Понятие и значение выборов

«Моральный ценз» — в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо «иметь высокие моральные качества», «вести достойный образ жизни». Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат «моральному цензу» решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.
Косвенные выборы — избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Каковы роль и значение выборов в системе местного самоправления

Изучение Законодательных актов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления показало, что выборы назначают органы го­сударственной власти, представительные органы местного самоуправле­ния, главы муниципальных образований. В период с 1993 г. по 1997 г. на­значение выборов осуществлялось органами государственной власти. Но есть и исключения Закон Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 29 апреля 1996 г. в ч. 2 ст. 5 предусматривает, что дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном об­разовании назначается представительным органом местного самоуправле­ния не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названных комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 2 ст. 23 предусматривает, что от каждого избирательного блока, избирательного объединения может быть назначено в эти комиссии только по одному представителю. На основании ч. 10 ст. 23 данного Закона сроки полномочий территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления предусматриваются законами субъек­тов Российской Федерации. Они, как правило, создаются на период под­готовки и проведения выборов. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятель­ность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комис­сии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представи­тельного органа местного самоуправления.

Обратите внимание =>  Льгота инвалидам на электроэнергию моп

Показать значимость и важность избирательной системы для волеизъявления граждан

Для подготовки и проведения выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности муниципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии: избирательные комиссии муниципального образования; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Формирование избирательных комиссий по выборам в органы местного само осуществляются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, представительным органом местного самоуправления.
Всеобщность муниципальных выборов. На уровне местного самоуправления она означает: во-первых, необходимость проведения выборов во всех видах муниципальных образований независимо от территориальной основы местного самоуправления; во-вторых, возможность участия в выборах всех граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Понятие и значение выборов в демократической системе управления государством

Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решить вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными выборами. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе предоставляют лишь возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов и, прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.
Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов — один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности (от лат. legitimus — законный), т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 25).

Обратите внимание =>  Вредные и опасные производственные факторы охрана труда

Формы прямого волеизъявления граждан

Путем непосредственного голосования граждане вправе избрать состав представительного органа местного самоуправления и впоследствии контролировать его деятельность, избрать главу муниципального образования (если такая должность предусмотрена уставом данного муниципального образования), иных выборных лиц. При вынесении какого-либо остростоящего вопроса местного значения на референдум население муниципального образования дает возможность всем гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования, получить информацию о данном вопросе и высказать свое личное мнение по этому поводу.
Формам прямого волеизъявления гражданмуниципального образования посвящена гл. IV ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Формами прямого волеизъявления граждан являются следующие формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

  1. местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения;
  2. муниципальные выборы — выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
  3. собрания (сходы) граждан;
  4. народная правотворческая инициатива;
  5. обращения граждан в органы местного самоуправления;
  6. территориальное общественное самоуправление;
  7. иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не запрещенные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и предусмотренные уставом муниципального образования.

Понятие избирательного права и его значение

4) тайное голосование — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего. Наиболее распространено тайное голосование избирательными бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине, как правило, на специальных избирательных участках и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) – система норм права, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определенной стране или части страны Для правильного понимания данного определения необходимо, естественно, прояснить и понятие выборов. В соответствии с определением, закрепленным в п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица
(в соответствии с российским избирательным и муниципальным законодательством в муниципальных выборах может участвовать строго определённая категория иностранных граждан, о чём подробнее – при рассмотрении правого статуса избирателя).
Избирательное право следует рассматривать и в субъективном смысле как право граждан Российской Федерации:
А) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления;
Б) быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

Обратите внимание =>  Как по другому назвать инвалидную коляску

Формы волеизъявления граждан

Одной из наиболее доступных форм свободного изъявления воли лиц в муниципальном образовании средних размеров либо на его части, а также самым популярным методом привлечения населения к социальной активности признаётся проведение конференций, собраний или сходов.
Российское законодательство предоставляет гражданам РФ самостоятельно по собственному усмотрению выбирать устройство органов местного самоуправления и процедуру их организации. Всеобщее голосование производится тайно и только теми гражданами, которые имеют соответствующее избирательное право.

Показать значимость и важность избирательной системы для волеизъявления граждан

Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.
Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :

Избирательное право и избирательный процесс

Выполните задание За два месяца до проведения выборов молодому человеку исполнилось 16 лет и он устроился на работу по трудовому договору, т.е. произошла эмансипация. Может ли он принять участие в выборах депутатов городской Думы? Ответ поясните. За два месяца до проведения выборов молодому человеку исполнилось 16 лет и он устроился на работу по трудовому договору, т.е. произошла эмансипация. Может ли он принять участие в выборах депутатов городской Думы? Ответ поясните.
Избиратели. Кто они? Граждане Российской Федерации Граждане Российской Федерации Достигшие возраста 18 лет Достигшие возраста 18 лет Ограничение избирательного права: Признанные недееспособными по решению суда Признанные недееспособными по решению суда Находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда Находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда