Локализация производства автомобилей в россии и льготы при производстве

Локализация производства: правовые вопросы и тенденции

Цели локализации производстваобеспечение национальной безопасности страны, устранение технологической зависимости, замена импортных товаров российскими, развитие промышленности. Как этого добиться, обсудили ведущие эксперты в этой области 28 апреля на конференции «Локализация производства: правовые вопросы и тенденции», организованной «Право.ru».
Существуют налоговые и законодательные меры стимулирования инвесторов. «Однако механизм предоставления этих мер несовершенен и требует корректировки, в частности, для фармацевтической отрасли», – заявила руководитель юридического отдела ГК «ГЕРОФАРМ» Полина Завьялова. На подходы к структурированию владения и финансирования российских активов влияют налоговые инициативы. О них рассказала партнер департамента корпоративной практики и M&A FTL Advisers Ltd, к. ю. н., LL.M. Мария Кукла. Это в первую очередь обязанность раскрывать информацию о бенефициарах российскими организациями, обмен информацией по запросам в налоговые органы иностранных государств и автоматический обмен налоговой информацией.

Локализация промышленного производства иностранных компаний в России

Государственная поддержка в части создания благоприятных условий для деятельности (снижение налоговых ставок, таможенных пошлин и т. п.) стимулирует приход на российский рынок многих международных компаний не только в качестве поставщиков, но и производителей. Во многом это достигается с помощью локализации бизнеса (производства). Поговорим о некоторых преимуществах и недостатках таких способов локализации, как контрактное производство, собственное производство, совместное предприятие.
Это позволяет, с одной стороны, компании-заказчику экономить на содержании производственных мощностей, содержании штата рабочих и т. д., что неизбежно утяжеляет собственное производство. А это, в свою очередь, дает возможность напрямую уменьшить долю прямых затрат при формировании стоимости продукта для конечного потребителя.

Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело режим промышленной сборки, в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.
Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены, ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Концерны попросили Минпромторг не создавать новых автомобильных производств

Крупнейшие участники российского автомобильного рынка направили в Минпромторг коллективное письмо с предложениями о новом инвестиционном режиме в автопроме. Текст в адрес замминистра промышленности и торговли Александра Морозова подписали представители «АвтоВАЗа», «КАМАЗа», ГАЗа, «Соллерса», Renault, Nissan, Mitsubishi и Daimler AG.
Однако компании отметили, что к новому режиму следует допустить лишь действующие предприятия, готовые развивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. По их мнению, создание новых автопроизводств в России должно быть прекращено. Действующие мощности автозаводов в РФ позволяют выпускать в сумме 3 млн автомобилей в год, при этом в 2019 году они были загружены всего на 44%.

Обратите внимание =>  Запись об увольнении в трудовой книжке совместителя

Что будет с автопромом после отмены льгот на ввоз комплектующих

Россия недавно отменила льготы на импорт автокомпонентов, несмотря на то, что у ряда автоконцернов действие соглашений о «промсборке» еще не закончилось. Подтолкнет ли это производителей иномарок к расширению закупок у местных поставщиков или, напротив, сделает более выгодным ввоз автомобилей из-за рубежа?
Впрочем, сроки действующих соглашений о промышленной сборке истекают только в 2019-2020 годах, и до этого времени автопроизводителям обещаны компенсации до 90% затрат, возникающих с 1 июля 2019 года при повышении таможенных пошлин на автокомпоненты. Согласно проекту обновленных правил предоставления госсубсидий автопроизводителям, гарантией получения компенсаций является выполнение обязательств по соглашениям о «промсборке». В случае их нарушения субсидия возвращается в федеральный бюджет в полном объеме. В настоящее время соответствующий проект постановления проходит стадию общественного обсуждения, и когда он может быть принят правительством, пока неизвестно.

Локализация производства автомобилей в россии и льготы при производстве

В самый тяжелый период 2014-2016 гг. на госпрограммы обновления парка, льготного кредитования, автолизинга и закупки техники за счет бюджета было потрачено 113 млрд рублей. Стратегия предусматривает сохранение объемов господдержки на уровне 2019 г. на весь период, однако к 2020 г. государство прекратит поддерживать сам рынок и направит субсидии только на создание новых продуктов, в том числе электромобилей, систем автономного вождения, газомоторной техники, а также организацию инфраструктуры для их обслуживания. Поддержка внутреннего спроса, отмечается в документе, в нынешней ситуации не окажет существенного воздействия на рынок.
К 2025 г. объем экспорта автомобилей должен достигнуть 240 тыс. машин на сумму около 3,3 млрд. долларов плюс автокомпоненты на 1,6 млрд. долларов. В более оптимистичном вариант общие объемы экспорта могут достигнуть 7,8 млрд. долларов и 400 тыс. автомобилей в год.

Стобалльники: какие автоконцерны смогут претендовать на господдержку в России

По мнению Минпромторга, чтобы машины могли считаться российскими, производителям нужно локализовать производство двигателей и электрооборудования. В ведомстве предложили вести расчёт локализации автомобилей по балльной системе. Так, производство двигателя и коробки передач даёт компаниям по 20 баллов, при этом всего производителям необходимо набрать не менее 100 баллов для доступа к господдержке. В дальнейшем требуемое число баллов и операций будут меняться.
На сегодняшний день СПИК уже есть у Daimler, причём для немецкого концерна будут действовать нормы, описанные в 719-м постановлении в версии 2019 года. Компания в рамках этого соглашения строит автомобильный завод в Подмосковье, где будет налажен выпуск легковых автомобилей марки Mercedes-Benz. Серийное производство стартует в 2019 году.

Обратите внимание =>  Заявление в школу на бесплатный обед

Локализация производства — это

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

Локализация, экспорт и льготы: что будет с российским автопромом

Документ также говорит о необходимости сохранить программы господдержки автопрома. Однако к 2020 году предлагается направлять субсидии целенаправленно на создание новых продуктов. Речь идет об электрокарах, газомоторной техники, автономных ТС, а также на организацию и строительство инфраструктуры для них.
Авторы документа обращают внимание на то, что простые сборочные производства из-за сильной зависимости от импортных комплектующих и оборудования не помогают развитию отрасли. Поэтому надо развивать местный выпуск запчастей. Ожидается, что средний уровень локализации к 2025 г. вырастет до 75%. Сейчас он составляет в среднем 40%.

Названы лидеры по локализации среди выпускающихся в России автомобилей

Сайт Wroom.ru составил рейтинг выпускающихся в России автомобилей по уровню локализации. Эта цифра показывает, какая часть комплектующих для конкретной модели производится в стране, а не импортируется из-за рубежа. При подготовке рейтинга использованы данные автопроизводителей.
О степени локализации можно говорить и применительно к «отечественным» моделям, в производстве которых также используются импортные комплектующие. Например, внедорожник Chevrolet Niva, несмотря на иностранную марку, состоит из отечественных деталей на 95%, «Лада Калина» — на 85%, а универсал «Лада Ларгус» и тольяттинские «Датсуны» — примерно на 70%.

Локализация производства автомобилей оказалась фикцией

Как сообщает газета «Коммерсант», в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром. Другими словами, готовят автопроизводителям «третью промсборку». Напомним, что «первая» действовала начиная с 2005 года, и по ее условиям автоконцернам необходимо было довести локализацию производства до 30% и выпускать не менее 25 000 машин в год. «Вторая» была введена в 2011 году; она подразумевала локализацию уже в 60%, создание мощностей для изготовления 300 000 автомобилей и инвестиции в научные и опытно-конструкторские разработки.
С другой стороны, государство также откровенно продемонстрировало, чьи проблемы ему ближе всего. Точнее, на чьи проблемы ему наплевать. Конечно же, бедными родственниками оказалось простые люди, столкнувшиеся благодаря действиям чиновников с катастрофическим падением своих доходов. Покупательская способность населения оказалась помноженной на ноль. Тут автопроизводители с удивлением обнаружили, что покупать их дорогущие изделия некому. Новые заводы, построенные в тучные времена на территории России, недозагружены: при их потенциале в 3,44 млн автомобилей в год, за 2015-й они произвели всего 40% от этого количества.

Обратите внимание =>  Сбербанк для открытия расчетного счета для ип

Что будет с автопромом после отмены льгот на ввоз комплектующих

По требованию ВТО Россия с 1 июля 2019 года отменила льготы на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, который впервые был введен в 2005 году. Напомним, автопроизводители, заключившие с Минэконоразвития соглашения о «промсборке», могли ввозить компоненты беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5-15%). Изначально льготы предоставлялись при условии локализации 30% автокомпонентов, однако действие таких соглашений уже истекло. В рамках так называемого второго режима «промсборки», действующего до сих пор, требования были ужесточены: его участники, в частности, должны создать мощности по выпуску до 350 тысяч автомобилей в год и локализовать не менее 60% комплектующих, в том числе за счет двигателей или коробок передач. Несмотря на вступление России в ВТО, противоречащие правилам этой организации льготы, согласно достигнутым договоренностям, были сохранены на переходный период до 1 июля 2019 года. За это время, как планировалось, подавляющее большинство участников «промсборки» должны выйти на полную окупаемость инвестиционных проектов и начать получать чистую прибыль на вложенные средства.
«Для нивелирования рисков, связанных с возможным увеличением таможенных пошлин на импортные компоненты в будущем, требуется грамотная стратегия государства, направленная на развитие локальных поставщиков, что в свою очередь позволит увеличить ассортимент и качество локально произведенных компонентов, а также может существенным образом повлиять на ситуацию с конкурентоспособностью произведенных в России автомобилей. Для успешной реализации такой стратегии, в первую очередь важен объем локального рынка, рост которого позволил бы сохранить инвестиционную привлекательность России для локализации компонентного производства. Государственные программы, направленные на увеличение объема внутреннего рынка России, позволили бы сохранить производство локальных автомобилей на конкурентоспособном уровне и существенно помочь с развитием локальной автокомпонентой отрасли», – заявили в пресс-службе Nissan.