Льгота для управляющих компаний по ндс

Управляющие компании в жилых домах имеют право как выставлять НДС в платежках, так и не выставлять

Минфин России разъяснил, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемые управляющей организацией, освобождены от налогообложения НДС. При этом, компании, занимающиеся данной деятельностью, имеют право не применять льготу по уплате НДС и включать налог в стоимость своих услуг (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. № 03-07-14/66213).
Напомним, что от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Данные компании отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Льгота по уплате налога действует при условии приобретения таких работ у организаций и ИП, непосредственным образом выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (подп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса). Исходя из логики данной нормы, без НДС могут продаваться только услуги управляющей компании, которая перед этим оплатила ресурсы для оказания таких услуг, но никак не произвела эти ресурсы сама. Если управляющая компания в ходе налоговой проверки не сможет представить документы, подтверждающие, что потребителям предъявлена стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц, то налоговики посчитают, что льгота была применена не обоснованно и доначислят НДС (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2011 г. № 03-07-14/89 «О применении управляющими компаниями НДС при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»).

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М

Вместе с тем Минфин сообщает, что налогообложение работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями собственными силами, осуществляется в общем порядке, особо выделяя при этом услугу по управлению МКД. Данный подход является неоднозначным, поскольку в законе и подзаконных актах отсутствуют предпосылки для отделения услуг по управлению МКД от основной массы мероприятий, осуществляемых в процессе содержания и ремонта общего имущества. Следовательно, обособлять их исключительно в целях налогообложения некорректно. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 12.12.2013 N А26-1411/2013 арбитры указали, что услуга по управлению МКД подлежит льготному налогообложению в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, если, конечно, УК оказывает таковую собственникам помещений посредством привлечения сторонней организации. В данном случае УК заключила с единым информационно-расчетным центром договор на оказание услуг по управлению МКД, а именно на абонентское, бухгалтерское, юридическое, инжиниринговое обслуживание. Стоимость этой услуги УК не облагала НДС в силу пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в чем, собственно, ее и поддержали арбитры.
Если же услуга по управлению МКД действительно оказывается УК самостоятельно, операции по ее оказанию потребителям облагаются НДС в обычном порядке с применением вычетов НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для ведения данной деятельности (см. Постановление ФАС ЦО от 27.02.2014 по делу N А35-2317/2013).
Мы продолжаем разговор о практическом применении управляющими организациями налоговых льгот, начатый в статье М.О. Денисовой «Применение льготы по НДС», N 11, 2013 (где были обозначены основные сложности использования льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), и продолженный в N 1, 2014 (относительно налогообложения коммунальных услуг).

Обратите внимание =>  Допустимая разница в объёмах земельных работ

Льготы по НДС для управляющей компании

В такой ситуации финансовое ведомство (смотрите, например, письма Минфина России от 26.08.2014 № 03-07-11/42608, от 17.03.2011 № 03-07-11/52) на основании п. 1 ст. 11 НК РФ рекомендует руководствоваться п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила), которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества.
При создании организации в учредительных документах было указано несколько видов экономической деятельности. Десять лет организация работает по одному и тому же виду экономической деятельности из этого списка. В 2015 году документы в территориальный орган ФСС, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были поданы чуть позже положенного срока. В результате проверки, проведенной территориальным органом ФСС в июне, выяснилось, что организации установили вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности.

Льготы по ндс для управляющих компаний

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».
Фактически новые льготы по НДС повышают ликвидность компаний, выполняющих, по сути, посреднические функции (хоть и по договорам поставки, подряда и оказания услуг)1. Поэтому не следует рассчитывать на снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг для потребителей, поскольку налоговая нагрузка непосредственных производителей коммунальных ресурсов и подрядных организаций осталась прежней. Заметим, что к рассмотрению законопроекта № 164297-5 во втором чтении были подготовлены поправки, предусматривающие освобождение от обложения НДС также и деятельности организаций коммунального комплекса плюс управляющих организаций и ТСЖ в целом, однако они были отклонены.

Льгота по НДС для управляющих организаций

Следующий новый пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ посвящен освобождению от налогообложения реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными выше налогоплательщиками, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Организации, в управлении которой находятся многоквартирные дома, остается определиться с составом облагаемых и необлагаемых операций, а также с перечнем товаров, работ, услуг по целям использования. Формулировки новых пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагают, что для реализации коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества эти самые услуги и работы должны быть закуплены у третьих лиц (РСО и подрядчиков, исполнителей). Фактически это означает, что приобретенные коммунальные услуги и услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества используются исключительно для реализации соответствующих работ и услуг самим налогоплательщиком. Поэтому «входной» НДС, предъявленный РСО и подрядчиками, включается в стоимость работ и услуг.

Обратите внимание =>  Льгота на детей по вычету подоходного налога с наемных работников в 2019г

Льгота по НДС для управляющих организаций

Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие‑либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке. Так, реализация услуг и работ по ремонту частного внутриквартирного имущества, даже переданных на аутсорсинг, облагается НДС.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

Льгота для управляющих компаний по ндс

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.
3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

НДС и коммунальные платежи

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.
Обратите внимание =>  Договор оказания услуг кейтеринга юр лиц

Управляющие компании освобождены от уплаты НДС

Согласно поправкам в гл. 21 НК РФ все сказанное выше одинаковым образом распространяется на управляющие организации и ТСЖ. Однако существующая правоприменительная практика отрицает наличие у товариществ обязанностей плательщика НДС. Напомним, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Пленум ВАС избрал именно такой способ выражения своей позиции, но не указал на отсутствие реализации работ, услуг в деятельности ТСЖ.
Следующий новый пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ посвящен освобождению от налогообложения реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными выше налогоплательщиками, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Налоговые льготы управляющих организаций

Льгота по НДС предоставляется не только УО, но и ТСЖ. То­варищество, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (МКД), а также трудовые до­говоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов. ТСЖ не пред­ставляют соответствующие налоговые декларации и не исчисля­ют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и услугами по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества МКД (постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57).
На основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учи­тываемым при определении налоговой базы, относятся доходы в виде средств собственников помещений МКД, которые посту­пают на счета осуществляющих управление МКД ТСЖ, ЖСК, СПК, УО для финансирования ремонта, капитального ремонта МКД.

Льгота для управляющих компаний по ндс

В указанном постановлении арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг, необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. В том случае, если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа. В том случае, если тариф уже включает в себя НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг.
Особо обращаем Ваше внимание на то, что льгота, установленная подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ, распространяется лишь на реализацию жилья в рамках договора купли-продажи, поэтому воспользоваться данной льготой при совершении операций по передаче имущественных прав на жилые помещения (долей в них) нельзя. На это указывают налоговики столицы в письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 22 февраля 2007 года № 19-11/017221. Такие же разъяснения содержатся и в более раннем документе фискалов – в письме от 9 декабря 2004 года № 03-1-08/2467/17@.