Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].

Обратите внимание =>  2 ндфл справка при приеме на работу

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Для военнослужащих порядок увольнение по причине утраты доверия имеет определённые особенности. Это связано с тем, что по ст. 51 увольнение по данному основанию считается взысканием за коррупционные правонарушения и выполняется с учетом положений, определяющих использование названых взысканий.
Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1. Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании. Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.

Увольнение в связи с утратой доверия

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Положения ст 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ устанавливают, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Так, уволить кассира, виновного в недостаче денежных средств в кассе, выявленной по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, можно не позднее двух лет со дня выявления недостачи.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

В случае если госслужащий заподозрен в нарушениях, установленных ст. 59.2 ФЗ-79, решением специальной комиссии госорганов по вопросам госслужбы назначается служебная проверка. Основанием для проведения проверки также может выступать письменное заявление госслужащего.
Акт о результатах служебной проверки передается нанимателю госслужащего – должностному лицу, уполномоченного на принятие решение в части принятие сотрудников на госслужбу и их увольнение. Как правило, таким должностным лицом является руководитель госоргана, в котором служит проверяемое лицо.

Обратите внимание =>  Защита прав работников при увольнении куда обратиться

Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности

Причинами утраты доверия могут быть действия, связанные с оборотом материальных ценностей, в том числе их хищение, необоснованные растраты, но опять же это нужно все обстоятельно доказать, перед тем как принимать меры, в противном случае может все обернуться против работодателя.
При нарушении работником законодательства он автоматически попадает под статью об утрате доверия. Действия работодателя по отношению к этому сотруднику — не просто прекращение договорных обязательств, а проведение расследования с последующим обращением в судебные инстанции.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия. Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое. Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества. Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.
Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее

Расторжение трудовых правоотношений в связи с утратой доверия длительный и сложный процесс, однако, является эффективным в разрешении вопросов, связанных с избавлением от недобросовестного труженика, позволяющего себе действовать вопреки интересам работодателя, а зачастую и приносящего вред предприятию, в котором он оформлен.

  • работодатель располагает неоспоримыми доказательствами совершения работником противоправных действий, что стало причиной утраты к нему доверия. Рекомендуется ознакомиться с положениями п. 7.1 статьи 81 ТК РФ. Примером таких действий может быть:
  • хищение;
  • кража;
  • сокрытие или намеренное предоставление ложной информации о наличии проблем с законом, в связи с противоправным финансовым прошлым;
  • халатное отношение к вверенным товарно-денежным ценностям.
  • увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к лицам, которым документально вверено обслуживание и работа с товарно-денежными средствами. Материальная ответственность такого работника может быть прописана в условиях трудового или коллективного договора;
  • если работодатель счел действия работника при выполнении своих обязанностей таковыми, что подпадают под основание утраты доверия, то к такому работнику должно быть применено дисциплинарное взыскание с дальнейшей соблюдением процессуальной процедуры увольнения.
Обратите внимание =>  Непрерывный стаж 2019

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

  1. Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
  2. После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
  3. Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.

При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.

Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее

В целях противодействия коррупции в Трудовом кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других законах закреплены нормы, устанавливающие для государственных, муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов и отдельных категорий работников дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.
вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

Однако, работник подал иск в суд и выиграл, поскольку он не относился к лицам, которые имели ли бы прямое отношение к материальным ценностям, так как этого не было указано ни в договоре, ни в инструкции, по которой работал начальник цеха. В итоге, работодателя обязали восстановить сотрудника в должности.
К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению. Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.

Увольнение в связи с утратой доверия

  • неурегулирования либо не предотвращения имеющегося столкновения интересов с его участием. Эта норма также распространяется на представителя работодателя, который зная о намечающемся или возникшем конфликте, ничего не предпринял;
  • непредоставления данных о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах (например, кредитный договор). Аналогично – если сведения заведомо подложные или неполные;
  • занятости в сфере предпринимательства;
  • нарушения законодательства о наличии счетов за границей. Пункты 2 и 5 касаются супруга (-и) и не достигших 18-летия детей служащего.

Если проступок совершил некомпетентный или замещающий сотрудник, то говорить о применении данной статьи не стоит. Во-первых, со стороны работника это вполне может быть оплошность (ошибка), совершенная по причине неопытности или некомпетентности. Во-вторых, работа с ценностями должна носить для данного работника регулярный характер. Разовые обязанности учитываться не должны.