Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее
Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].
Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия
Для военнослужащих порядок увольнение по причине утраты доверия имеет определённые особенности. Это связано с тем, что по ст. 51 увольнение по данному основанию считается взысканием за коррупционные правонарушения и выполняется с учетом положений, определяющих использование названых взысканий.
Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1. Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании. Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.
Увольнение в связи с утратой доверия
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Положения ст 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ устанавливают, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Обратите внимание! Согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Так, уволить кассира, виновного в недостаче денежных средств в кассе, выявленной по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, можно не позднее двух лет со дня выявления недостачи.
Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия
В случае если госслужащий заподозрен в нарушениях, установленных ст. 59.2 ФЗ-79, решением специальной комиссии госорганов по вопросам госслужбы назначается служебная проверка. Основанием для проведения проверки также может выступать письменное заявление госслужащего.
Акт о результатах служебной проверки передается нанимателю госслужащего – должностному лицу, уполномоченного на принятие решение в части принятие сотрудников на госслужбу и их увольнение. Как правило, таким должностным лицом является руководитель госоргана, в котором служит проверяемое лицо.
Утрата гражданским служащим доверия является основанием для увольнения с занимаемой должности
Причинами утраты доверия могут быть действия, связанные с оборотом материальных ценностей, в том числе их хищение, необоснованные растраты, но опять же это нужно все обстоятельно доказать, перед тем как принимать меры, в противном случае может все обернуться против работодателя.
При нарушении работником законодательства он автоматически попадает под статью об утрате доверия. Действия работодателя по отношению к этому сотруднику — не просто прекращение договорных обязательств, а проведение расследования с последующим обращением в судебные инстанции.
Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия
Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия. Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое. Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества. Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.
Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.
Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее
Расторжение трудовых правоотношений в связи с утратой доверия длительный и сложный процесс, однако, является эффективным в разрешении вопросов, связанных с избавлением от недобросовестного труженика, позволяющего себе действовать вопреки интересам работодателя, а зачастую и приносящего вред предприятию, в котором он оформлен.
- работодатель располагает неоспоримыми доказательствами совершения работником противоправных действий, что стало причиной утраты к нему доверия. Рекомендуется ознакомиться с положениями п. 7.1 статьи 81 ТК РФ. Примером таких действий может быть:
- хищение;
- кража;
- сокрытие или намеренное предоставление ложной информации о наличии проблем с законом, в связи с противоправным финансовым прошлым;
- халатное отношение к вверенным товарно-денежным ценностям.
- увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к лицам, которым документально вверено обслуживание и работа с товарно-денежными средствами. Материальная ответственность такого работника может быть прописана в условиях трудового или коллективного договора;
- если работодатель счел действия работника при выполнении своих обязанностей таковыми, что подпадают под основание утраты доверия, то к такому работнику должно быть применено дисциплинарное взыскание с дальнейшей соблюдением процессуальной процедуры увольнения.
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
- Необходимо оповестить сотрудника о своих намерениях. Для этого специалист из отдела кадров должен направить работнику письменное уведомление.
- После того, как сотрудник оповещен, работодатель может составить приказ об увольнении. Основанием для него станут собранные ранее бумаги.
- Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении с соответствующей случаю статьей.
При получении уведомления, работник должен подписать его в знак получения. В случае нежелания сотрудника расписываться, необходимо зафиксировать данный факт в акте в присутствии двух свидетелей. Тот же документ составляется в том случае, если сотрудник расписался за получение, но за двое суток так и не предоставил требуемого объяснения.
Гражданский служащий не может быть уволен в связи с утратой доверия позднее
В целях противодействия коррупции в Трудовом кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других законах закреплены нормы, устанавливающие для государственных, муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов и отдельных категорий работников дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.
вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
Порядок увольнения в связи с утратой доверия
Однако, работник подал иск в суд и выиграл, поскольку он не относился к лицам, которые имели ли бы прямое отношение к материальным ценностям, так как этого не было указано ни в договоре, ни в инструкции, по которой работал начальник цеха. В итоге, работодателя обязали восстановить сотрудника в должности.
К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению. Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.
Увольнение в связи с утратой доверия
- неурегулирования либо не предотвращения имеющегося столкновения интересов с его участием. Эта норма также распространяется на представителя работодателя, который зная о намечающемся или возникшем конфликте, ничего не предпринял;
- непредоставления данных о доходах-расходах, имеющемся имуществе и обязательствах (например, кредитный договор). Аналогично – если сведения заведомо подложные или неполные;
- занятости в сфере предпринимательства;
- нарушения законодательства о наличии счетов за границей. Пункты 2 и 5 касаются супруга (-и) и не достигших 18-летия детей служащего.
Если проступок совершил некомпетентный или замещающий сотрудник, то говорить о применении данной статьи не стоит. Во-первых, со стороны работника это вполне может быть оплошность (ошибка), совершенная по причине неопытности или некомпетентности. Во-вторых, работа с ценностями должна носить для данного работника регулярный характер. Разовые обязанности учитываться не должны.
24 Дек 2018 marketur 459