Где учитывать программное обеспечение 1с в казенном учреждении в 2019 году

Казенным учреждением заключен сублицензионный договор на приобретение неисключительных прав использования программы

Обоснование вывода:
Сублицензионный договор заключается в порядке ст. 1238 ГК РФ, его срок не может превышать срока лицензионного договора, а также к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.
Согласно п. 4 ст. 1235 ГК РФ право на использование результата интеллектуальной деятельности, в том числе программы для ЭВМ (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ) в рамках лицензионного договора предоставляется лицензиату на определенный срок, который не должен превышать срока действия исключительного права на данный результат интеллектуальной деятельности. При этом следует отметить, что для обозначения временного периода, в течение которого лицензиат имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности, гражданское законодательство использует термины «срок действия лицензионного договора» или «срок, на который заключен лицензионный договор» (п. 4 ст. 1235, п. 2 ст. 1237 ГК РФ).
Исходя из буквального прочтения данных норм, можно сделать вывод, что в общем случае срок действия прав лицензиата по использованию программы для ЭВМ совпадает со сроком действия лицензионного договора*(1).
В рассматриваемой ситуации срок действия лицензии не совпадает со сроком действия сублицензионного договора. Такая ситуация, будучи нестандартной, на нормативном уровне не урегулирована ни положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), ни положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. Поэтому порядок принятия к забалансовому учету на счет 01 «Имущество, полученное в пользование» неисключительных прав пользования на программу, а также отнесения затрат на расходы будущих периодов с их последующим отнесением на финансовый результат текущего года определяется положениями учетной политики казенного учреждения (п. 6 Инструкции N 157н).
В то же время относительно рассматриваемой ситуации отметим следующее.
Объекты учитываются на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) (абзац 2 п. 333 Инструкции N 157н). Выбытие объекта с забалансового учета осуществляется, в частности, при прекращении права пользования (абзац 5 п. 333 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 18.03.2016 N 02-07-10/15362). Следовательно, учитывая, что лицензия на программу предоставляется с 03.04.2019 по 02.04.2019, право на ее использование учитывается на забалансовом счете 01 начиная с 03.04.2019, а списание осуществляется 02.04.2019.
Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации (абзац 1 п. 66 Инструкции N 157н).
В то же время предметом лицензионного договора, заключенного в отношении программы для ЭВМ, являются отношения между правообладателем и лицензиатом, связанные с предоставлением последнему права использовать данную программу (п. 1 ст. 1233, п. 1 и п. 6 ст. 1235 ГК РФ). А в рассматриваемой ситуации программа предоставляется в течение 12 месяцев с 03.04.2019, поэтому логично отнести затраты на ее приобретение в состав расходов будущих периодов с 03.04.2019 и затем ежемесячно относить расходы на финансовый результат текущего года в течение срока действия лицензии.
Однако в данной ситуации акт был подписан 12.02.2019, фактически до предоставления услуги по предоставлению неисключительного права пользования программой. Поэтому в учреждении может быть принято решение об отнесении на финансовый результат будущих периодов затрат на приобретение программы датой акта — 12.02.2019. Однако в таком случае учреждению следует определить период, в течение которого расходы будут относиться на финансовый результат текущего года: в течение срока действия договора или до окончания срока действия лицензии.
Подводя итог изложенному, по нашему мнению, учреждение вправе принять на забалансовый счет 01 неисключительные права пользования на программу 03.04.2019. Учитывая несоответствие срока действия договора со сроком действия лицензии, отнести на финансовый результат будущих отчетных периодов затраты на приобретение программы целесообразно с даты действия лицензии, указанной в сублицензионном договоре, то есть также с 03.04.2019.
Обратите внимание! Наличие в договоре взаимоисключающих условий о сроке его действия и о сроке действия предоставленных по нему прав может привести к возникновению спора. В этом случае суд при его разрешении будет руководствоваться общими правилами толкования договоров, изложенными в ст. 431 ГК РФ, согласно которым во внимание принимается буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а при их неясности производится сопоставление спорного условия с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же данные способы не позволят определить содержание договора, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора. При этом во внимание будут приниматься все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок, в том числе и дата принятия на забалансовый счет 01 неисключительных прав пользования на программу, отнесения на финансовый результат будущих отчетных периодов затрат на ее приобретение, а также ежемесячного отнесения расходов будущих периодов на затраты текущего года, определяется положениями учетной политики казенного учреждения.

Обратите внимание =>  Как стать федеральным пенсионером

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Как учесть расходы на программные продукты

Практически каждое учреждение использует в своей деятельности лицензионные программное обеспечение и базы данных, например, программы для ведения бухгалтерского, кадрового учета, различные информационно-справочные и правовые системы. В материале рассмотрен порядок учета расходов на приобретение неисключительных прав пользования данными нематериальными активами и обновлений к ним.
Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

В настоящее время, пожалуй, ни один бухгалтер не может обойтись без программного обеспечения, с помощью которого производится автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование отчетности учреждения.
Как и любое другое имущество, программное обеспечение (ключи защиты) подлежит учету с целью контроля над его сохранностью и движением. Порядок учета программного обеспечения (ключей защиты) и отражение расходов на их приобретение рассмотрим в данной статье.
1. Если поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) ежемесячно (либо с какой либо другой периодичностью), то учреждение может относить данные расходы на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг).

Обратите внимание =>  Договор гпх с физическим лицом страховые взносы

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении, обновление ПО

Для эффективной работы компании зачастую необходима покупка программного обеспечения. Так, например, для работы компьютера необходима операционная система Windows и пр. При приобретении программного продукта в большинстве случаев компания не получает исключительных прав на такие продукты. Это право закреплено за разработчиком программы.
Казенное учреждение (Инструкция N 162н) Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) Автономное учреждение (Инструкция N 183н) Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Приобретены исключительные права на ПО 1 106 32 320 1 302 32 730 0 106 22 320 0 106 32 320 0 302 32 730 0 106 22 000 0 106 32 000 0 302 32 000 Принят к учету НМА (ПО) 1 102 30 320 1 106 32 320 0 102 20 320 0 102 30 320 0 106 22 320 0 106 32 320 0 102 20 000 0 102 30 000 0 106 22 000 0 106 32 000

Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2019 году

«…в составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета».
В отличие от принятого ранее порядка, по которому аналитические счета расчетов соответствуют кодам КОСГУ, для счетов 302.27, 302.28, 302.29 в Указаниях по применению бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) в редакции, применяемой в 2019 году, далее – Указания, нет соответствующих кодов КОСГУ.

Как осуществляется учет программного обеспечения

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2016 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

Бюджетный учет основных средств в 2019-2019 годах (нюансы)

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Учетная политика казенного учреждения на 2019 год

Для составления учетной политики вашего казенного учреждения с учетом всех актуальных изменений в законодательстве и без ошибок, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы. Сервис поможет составить учетную политику для целей бухучета и налогообложения. В результате вы получите актуальные варианты документа, все необходимые приложения и подборку полезных рекомендаций.
С 18 по 23 позицию указывается синтетический счет, а с 24 по 26 – КОСГУ. Нужно учитывать, что в рабочий план в учетной политике казенного учреждения на 2019 год должны быть включены все счета, которые используются в бухгалтерском учете. Если контролирующий орган обнаружит проводку по не внесенному в план счету, это будет считаться нарушением.

Обратите внимание =>  Можно ли сутки дежурить на рабочем месте и как это оплачивается

НОВОЕ В БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НА 2019 ГОД

В своем недавнем письме от 10.08.2019 № 02-05-11/56735 (далее – Письмо № 02-05-11/56735) Минфин России разъяснил некоторые особенности применения Порядка № 132н, в том числе относительно КВР, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями.
Так, по элементам видов расходов подгруппы 210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества» отражаются бюджетные ассигнования за закупку товаров, работ и услуг, перечень которых определяется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.
Бюджетные ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с положениями главы 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса РФ, независимо от сферы (области, тематики и цели) проведения работ отражаются по КВР 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы».
Бюджетные ассигнования на оказание услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям государственного контракта, независимо от сферы и цели его заключения, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
В целом КВР 244 претерпел значительные изменения по сравнению с 2019 годом.
В данный КВР в 2019 году включены расходы на:
С 1 января 2019 года вступают в силу два новых документа:
1) Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2019 № 132н (далее – Порядок № 132н);
2) Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2019 № 209н (далее – Порядок № 209н).

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении, обновление ПО

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Принят к учету кулер 1 105 36 340 1 302 34 730 3000 Оплачена стоимость кулера поставщику 1 302 34 830 1 304 05 340 3000 Списана с учета стоимость кулера при передаче его для ремонта 1 401 20 272 1 105 36 440 3000
Пример 3. В бюджетном учреждении возникла необходимость произвести работы по модернизации компьютера, входящего в состав ОЦДИ и приобретенного за счет субсидии на выполнение госзадания. Стоимость нового оборудования и работ, выполненных сторонней организацией по модернизации оборудования, составила 11 000 руб. Оплата произведена за счет субсидии на выполнение госзадания.

Виды расходов и соответствующие им КОСГУ с 2019 года: сопоставительная таблица

В части обеспечения мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В части обеспечения мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.