Законы ману общественный строй брахманы

Принимая во внимание периоды развития индийского общества и анализируя отрывочные сведения различных письменных источников, можно утверждать, что процесс возникновения государства на территории Индии происходил на протяжении длительного времени путем разложения родоплеменной организации сначала у коренного населения (дравидов), а затем и у завоевателей (ариев).

Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древней Индии

Процессуальное право по Законам Ману. В отличие от других отраслей права, нормы которых содержатся во многих главах Законов Ману, нормы процессуального права более упорядочены и содержатся исключительно в VIII главе, в которой первых более 120 статей касались состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств, а ст.ст. 252–263 регламентировали рассмотрение межевых споров (о границе смежных участков земли).

Государственный строй Древней Индии. Его особенности

В процессуальном праве Древней Индии закреплялся по Законам Ману принцип коллегиальности, который должен был неукоснительно соблюдаться даже царем. При рассмотрении дел в суде соблюдался установленный законом определенный ритуал (ст.ст. 79–88 главы VIII), и дела должны были рассматриваться в определенной последовательности. Поскольку законодатель не делал различий между уголовным и гражданским правонарушением, то и процесс являлся, как правило, единым. Правда, иногда при рассмотрении уголовных дел допускались отступления от общих правил, например, «во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом или действием не надо проверять свидетелей слишком тщательно (ст. 72).

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени.

Обратите внимание =>  Кому положены льготы на питание в школах в 2019 году

В гимнах Ригведы появление варн описывается с позиций религии. К дваждырожденным варнам отнесены брахманы, кшатрии, вайшьи. Лица, принадлежащие к ним, проходили инициации, могли изучать тексты религиозных сочинений, знать их предписания и ритуалы. Позднее появилась угнетенная варна — шудры, единождырожденные. Поступки членов варн, их поведение от рождения до смерти регламентировалось религиозными правилами, имевшими силу узаконенного обычая. Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии — законах Ману (II в. до н. э.).

Регулирование общественных отношений по законам Ману

Общественная практика, по мере смягчения нравов, требовала сочувствия к рабам. Артхашастра резко осудила продажу в рабство детей даже в случае крайней нужды, она дозволяла невольникам приобретать имущество, иметь побочные заработки. Рабов благородного происхождения нельзя было принуждать к исполнению унизительных обязанностей. Хозяин, подвергший насилию рабыню, обяяан отпустить ее на волю и выплатить ей компенсацию, а если у нее рождается ребенок от хозяина, пусть даже прижитый с ее согласия, то оба — и мать, и ребенок — должны быть отпущены на свободу. По мнению А. Бэшема, эти предписания Артхашастры, вероятно, единственные в своем роде в истории древних цивилизаций.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

Оглавление

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах : посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление ,затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний.

Файлы: 1 файл

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Обратите внимание =>  Виды ответствннности за неисполнение обязательств

Некоторые разъяснения необходимо дать в связи, с понятием «древняя Индия». Сами древние индийцы общепринятого наименования для всей страны не имели. В дошедших до нас литературных источниках (сравнительно поздних) встречается слово «Бхаратаварша», «Страна бхаратов» — по имени одного из древнейших индийских племён, но оно относилось, по-видимому, только к северной части страны или даже лишь к долине Ганга. Для обозначения Индостанского субконтинента в мифологии применялось иногда наименование Джамбудвипа, но широкого распространения оно не получило.

1. «Законы Ману». /Пер. С.Д.Эльмановича. – М.: Ладомир, 1992г.

Договор купли-продажи. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты. Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

[1] «Законы Ману». /Пер. С.Д.Эльмановича. – М.: Ладомир, 1992г. – с. 165

Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Усиление имущественной дифференциации с течением времени все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Общая характеристика Законов Ману. Виды договоров, способы наследования отцовского имущества, наказание за его порчу или кражу. Кастовый строй по Законам Ману: правовое положение брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр. Регулирование государственного строя.

Ману Шастра гласит: «Для шудры ничего не может быть почетнее, чем служение брахману; ничем другим он не может заслужить награду». Шудра никогда не должен приобретать собственность, даже если у него есть такая возможность, потому что, делая это, он причиняет боль брахманам. Шудра, который оскорбляет человека высшей касты, должен быть лишен той части тела, с помощью которой было нанесено оскорбление. Если шудра сядет на то же место, что и «дважды рожденный «царь должен приказать, чтобы его ягодицы были заклеймлены раскаленным железом, и изгнать его из страны. Если шудра коснется или обругает брахмана, его язык должен быть вырван с корнем. Если он заявит, что он может учить брахмана, ему в горло должно быть влито кипящее масло. Возмещение за убийство собаки, кошки, лягушки, ящерицы, вороны, совы и шудры одинаково».