Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

Статья по коррекционной педагогике на тему: «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» 1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 1.6.7 обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Внешние условия интеграции: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином дет- ежом коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С. Выгоцкий обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

Обратите внимание =>  Если пенсионер работает положена ему субсидия за жкх

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.
Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.
Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Учитель — «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Ключевой проблемой является профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с инвалидностью в обычный класс. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Наблюдения показывают, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Для этого Его необходимо подготовить к такой практике, обеспечить необходимым методическим и программными материалами.

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
  • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
  • адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Обратите внимание =>  Жена До Развода Вывезла Все Совместно Нажитое Имущество Что Делать

Инклюзивное образование

Образовательные стандарты. С учетом новой парадигмы и концептуальных основ специального образования возникла необходимость создания стандарта для обучения разных категорий детей с ОВЗ. Создание государственных образовательных стандартов имеет большое значение для внедрения инклюзивного образования, что соответствует общеевропейской тенденции повышения качества образовательных систем. Образовательные стандарты в школе — это, безусловно, инновация, поскольку в них наблюдается четкий переход от учебных планов к компетенциям, от конкретного содержания занятий к основным умениям и навыкам. Они изменяют парадигму в контроле: от ориентации образовательного учреждения на начальные условия педагогического процесса к фокусированию на его результаты.
Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему у ребенка со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т.д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят найти ее решение. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

В процессе инклюзивного образования предметом оценки выступают как сами достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Выбор формы текущего оценивания определяется общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации. «Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс, т. е. степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе».
Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Обратите внимание =>  Положен ли соцработник инвалиду 1 группы

Что такое инклюзивное образование

Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

  • Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.

Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?
«Первая цель внедрения такого образования — ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование», — говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг.

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ДЕТИ С РАЗЛИЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ + РОДИТЕЛИ Предварительное взаимное знакомство между детьми и родителями Проживание в одном микрорайоне Обязательное согласие детей и родителей на обучение в инклюзивном классе Совместное участие родителей и детей во внеклассных и учебных мероприятиях, что позволяет создать некую общность. Малая наполняемость класса Регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для родителей,
Результаты эксперимента в Республике Азербайджан Большинство здоровых детей положительно оценивает совместное обучение. Родители здоровых детей отнеслись по разному. Было негативное отношение родителей которые ни когда не сталкивались с детьми, имеющими нарушения развития. Дети с ограниченными возможностями заметно прогрессировали в социальном развитии