Внесение изменений в договор управления мкд с момента перехода на прямые договоры поскольку после перехода на прямые договоры часть обязанностей управляющей организации из договора управления прекращается

Вопрос: Несколько собственников квартир в МКД сочли, что им «удобнее», если услугу ХВС им будет оказывать не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация. Эти собственники обратились в РСО с заявлением о заключении договора о предоставлении лично им коммунальной услуги холодного водоснабжения. РСО подписала эти договоры. Никакого ОСС о переходе собственников помещений в МКД на «прямые договоры» не проводилось, УК не имеет задолженности перед РСО; по мнению РСО, общее собрание нужно только в случае, если на «прямые договоры» хочет перейти весь МКД целиком, а в индивидуальном порядке это можно сделать в любой момент; у РСО нет никаких оснований отказать собственнику в заключении этого договора, если он обратился, поскольку нигде в законодательстве не закреплена принцип «один МКД-один исполнитель коммунальных услуг».

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 марта 2020 г. N 6760-ОГ/06 О принятии решения собственниками о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Обзор документа

Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) был дополнен статьей 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме в установленных ЖК РФ случаях предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Сведения о квартирах, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги на дату предоставления информации, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления.

Обратите внимание =>  Надо ли пенсионеру платить налог на землю

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 были внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациям. Основные изменения были внесены в Правила 354.

Форма представления информации

  1. фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. А если собственник юридическое лицо, то наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон.

Если инициатором собрания был собственник, то он в течение 10 дней передаёт подлинник протокола в УО, а управляющая компания с момента получения этого протокола в пятидневный срок направляет его в ГЖИ. Если инициатор – сама управляющая компания, то она в течение 5 дней отдаёт оригинал протокола в инспекцию.

И ещё один вопрос – внесение изменений в договор управления МКД с момента перехода на прямые договоры, поскольку после перехода на прямые договоры часть обязанностей управляющей организации из договора управления прекращается.

Узнайте организационные моменты

Но в ст. 157.2 ЖК РФ ничего нет про договор управления, там написано, что коммунальные ресурсы теперь предоставляются по прямому договору с РСО. Так как письма Минстроя РФ не являются нормативными актами, Роспотребнадзор штрафует УО за нарушение прав потребителей.

Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)

Кто и как будет считать, оплачивать общедомовые нужды при переходе на прямые договора

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Понятия: коммунальная услуга и коммунальный ресурс

Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2016 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

Управляющие организации и ТСЖ, не сделавшие этого, после перехода на прямые договоры столкнулись с тем, что весь неучтённый объём потребления перешёл в сверхнорматив КР на СОИ. А коммунальный ресурс, который используется в доме на содержание общего имущества собственников, оплачивают УО/ТСЖ.

Обратите внимание =>  Когда проходить техосмотр на новом автомобиле 2019

Почему УО хотят расторгнуть прямые договоры

  1. Прекращение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией, заключённого на основании принятого решения общего собрания собственников помещений в МКД.
  2. Внесение изменений в договор управления: включить в него условия об обязанности УО предоставлять ту коммунальную услугу, которая предоставлялась ресурсоснабжающей организацией напрямую.

Расторжение прямого договора относится к компетенции общего собрания собственников

В ст. 546 ГК РФ законодатели допускают односторонний отказ потребителя от договора энергоснабжения, а по ст. 548 ГК РФ правила договора энергоснабжения применяются к другим договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть.

5) В обязанность лица, осуществляющего управление МКД, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление РСО информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний лицу, осуществляющему управление МКД) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД.

1) Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри МКД в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как РСО отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

Письмо Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04

2) Для расторжения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ (задолженность управляющей организации перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате) юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, не является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

  • подписавших договор управления в виде отдельного документа;
  • не подписавших договор, но голосовавших за его условия на общем собрании (они в силу прямого указания закона образуют множество лиц на стороне заказчика);
  • не голосовавших и не подписавших (они также вправе требовать исполнения условий договора и сами обязаны подчиняться им).
Обратите внимание =>  Жалоба в министерство здравоохранения новосибирской области пример

Варианты подписания договора и (или) изменений в договор управления МКД

3. Преамбулу договора управления МКД предлагаем изложить в следующей редакции: ___ (ОГРН ___, ИНН ___), именуемое в дальнейшем «Управляющая организация», в лице ___, действующего на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № ___ от «_» ___ ___г. и Устава, с одной стороны, и Собственники помещений МКД по адресу: ___, в лице Председателя совета многоквартирного дома ___, ___ (ФИО), действующего на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД № ___ от «_» ___ ___г., собственник жилого (или нежилого) помещения № ___ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ___ (далее — МКД). Сведения о документе, подтверждающем право собственности на помещение ___ от «_» ___ ___г., именуемые в дальнейшем «Собственники», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Рекомендации для управляющей компании

Если проследить судебную практику за последний год, можно отметить, что суды все более детально рассматривают вопросы о возможности уполномочить собственника помещения в этом доме подписать от имени собственников помещений МКД договор управления с управляющей организацией.

В третьих, управляющие организации будут обязаны контролировать качество коммунальных ресурсов на входе в дом (на границе, где заканчиваются коммунальные сети поставщиков ресурсов и начинаются общедомовые инженерные сети).

Ну а жители новостроек, с момента ввода их домов в эксплуатацию, будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям и операторам по обращению с ТКО. И платить за коммунальные услуги через управляющую организацию они смогут только в том случае, если сами выберут себе управляющую организацию. При этом у ресурсоснабжающих организаций все равно остается право отказать управляющей организации в заключении договоров ресурсоснабжения.

Изменится ли порядок оплаты за ресурсы если мы поменяем управляющую организацию?

— Случай, когда собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (теперь это право дано им пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ). В этом случае исполнителем соответствующей коммунальной услуги становится соответствующая ресурсоснабжающая организация (пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ);