Варновый строй браки

Варновый строй было принято считать одним из самых важных божественных установлений, из-за чего он освящался религией. По мнению жителей Древней Индии, которое сформировалось к середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилось в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрый и плохих поступков, которые были совершены им в предыдущей земной жизни. После кончины человека душа, которая обладает вечностью, начинает жить в ином теле, принимает другой облик согласно карме (деяниям, заслугам).

Виды варн в Древней Индии

Завоеватели, которые остановились в Северной Индии с начала первого тысячелетия нашей эры, также стали причислять себя к новым кастам. Все новые этнические общности боролись за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне социума, вне закона и могли надеяться лишь на статус рабов. Планомерно деление на касты проникло в варны кшатриев и брахманов.

Учение о карме

Помимо того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, культивировали в молодёжи элементы повседневной культуры, которые были уместны в данной социальной группе.

  1. Самая высшая варна – брахманы (жрецы). Они получили свое название потому, что были сотворены богом Брахманом из его уст. Это означало, что их главное предназначение в жизни заключается в том, чтобы изучать древние священные тексты, познавать религиозные истины и вещать перед Богом от имени всех людей. Когда еще не было письменности, тексты передавались от брахмана к брахману устно.

Расшифровка термина

Варны – это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей. Согласно этим представлениям, Брахма (божественное начало) из частей своего тела создал четыре варны, представители которых имеют свое предназначение в жизни и выполняют свою роль. Из статьи вы узнаете, что такое варны, каким образом они сформировались и как их можно охарактеризовать.

Какие существовали варны?

Особенно тяжелой была судьба «неприкасаемых» (чандал) – тех, кто не относился ни к одной из варн. Их презирали, не допускали к другим сословиям, не касались и даже опасались услышать их голос. Любые контакты с ними могли осквернить представителя высших сословий.

Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах — сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Обратите внимание =>  Льгота для участников боевых действий в ульяновской обл

Варновое деление древнеиндийского общества. Право собственности и обязательное право. Брак и семья. Преступление и наказание по законам Ману. Судебный процесс. Связь права Древней Индии с религией и религиозной моралью. Кастовая структура общества.

Социально-экономическая история и культура, социальная стратификация Древней Индии. Общая характеристика законов Ману. Касты как основа формирования и расслоения общества. Структура древнеиндийского общества. Правовое положение высших и низших каст.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории «чистого права».

Хуже, чем быть рожденным неприкасаемым, являлось лишь родиться парией — еще одна каста людей, которые полностью были вычеркнуты из социальной жизни. Ими являются рожденные от париев или во время межкастового брака, но было время, когда лишь случайное касание пария могло сделать человека таким же по классу.

Касте далитов нельзя было находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, торговых лавках, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с остальными людьми, но и наступать на их тень. А браманов оскорбляло уже лишь присутствие этого человека в поле видимости.

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.

Брахманам приписывалась магическая сила воздействия на мир. Их сверхъестественные способности поддерживались посредством соблюдения разнообразных обетов воздержания и аскетизма. Вполне вероятно, что среди них практиковалась своего рода шаманская практика, и одно из обозначений брахманов (випра) происходит от глагола вип — «трястись, впадать в транс».

Впервые эта схема фигурирует в одном из самых известных (и самых поздних) гимнов Ригведы — в Пурушасукте. Четыре варны здесь изображены как части единого космического тела — Пуруши. Брахманы соответствуют его рту, ибо им принадлежит сакральное слово, кшатрии — мышцам, вайшьи — туловищу, а шудры — ступням ног. Варновая теория стала излюбленной темой рассуждений в брахманической прозе. Как основная модель ведийского общества, она использовалась в качестве того образа, следуя которому можно было рассматривать и целую Вселенную.

Брахманы и их клиенты

Связи брахмана с его клиентами не рассматривались как отношения найма. Древнеиндийские источники с негодованием отзываются о наемных жрецах и учителях. Правда, в конце периода обучения наставник-гуру получал от семьи своего воспитанника дар (обычно корову), но размер этого «дара» с ним не обсуждался. Считалось, что без подобного вознаграждения становилось бесплодным и само обучение. Точно так же после совершения жертвоприношения брахманы получали вознаграждение-дакшину. Однако последнее не считалось платой за выполненную работу. Достаточно сказать, что дакшину получали не только совершавшие обряды, но и те брахманы, которые только присутствовали при ритуальных действиях. Полагают, что первоначально дакшина представляла собой всеобщее распределение имущества среди общинного коллектива и лишь впоследствии раздачи были ограничены кругом брахманов.

Обратите внимание =>  Влияние потоварного налога дотации на благосостояние производителей и потребителей товара

Таким образом, Законы Ману- это своеобразный свод этико-религиозных и правовых предписаний, философских правил, фиксированных традиций. Нет сомнения, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знавшие религиозные догматы и юриспуденцию. Таковыми могли быть только учёные- брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

Описание работы

Как правило, преимущество имели браки, заключаемые между лицами одной и той же варны, но допускались и смешанные браки, которые законодателем осуждались путём установления негативных последствий. Ст. 12 главы ІІІ гласит: «При первом браке дважды рождённому рекомендуется жена его варны, но у поступающих по любви могут быть жёны согласно порядку варн». Принцип неравенства в брачно-семейном праве закреплён в ст. 13 главы ІІІ, устанавливающей, что «для шудры предписана жена шудрянка, для вайшья (шудрянка) и своей варны, для кшатрия те обе и своей варны, для брахмана те три, а также своей варны». Но если брахман женится на шудрянке, которая родит ему сына, , то он лишается брахманства (ст. 17, главы ІІІ). Как мы видим, мужчинам в исключительных случаях разрешалось вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьёзным грехом считалась женитьба шудры на брахманке [6, стр. 42]. Устанавливая негативные последствия на подобные браки, законодатель с помощью правовых норм стремился сохранить «чистоту» варнового строя. Более того, дети от смешанных браков не принадлежали к той варне, что и отец, т. к. закон устанавливал, что всегда «от брахмана и вайшийки рождается (сын) по названию амбаштха, шудрянки- нишада (ст. 8 гл. Х), а от кшатрия и шудрянки рождается «существо- угра» (ст. 9 гл.Х). По ст. 15 главы ІІІ, «дваждырождённые, берущие по глупости в жёны низкорождённых женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Тем самым законодатель с помощью правовых норм пытался сохранить «правильные» браки. Это даёт основания предполагать, что в то время смешанные браки были частым явлением, а это создавало угрозу для существования традиционного для древней индии варнового строя, т. к. количество представителей четырёх варн увеличивалось более медленными темпами, чем количество представителей каст.

Файлы: 1 файл

Вторая глава — «Семейная жизнь» описывает положение женщины и мужчины в браке, их взаимные права и обязанности (надо заметить, что последних у женщины их было больше), условия развода (только муж имел это право, он также мог иметь несколько жён ). Женщина трактовалась как собственность мужа, но в то же время она имела незначительные права. Отметим, что некоторые предписания в «Законах Ману» содержат печати матриархата. Обо всём этом в данной главе.

Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации. К сожалению, до настоящего времени история Индии не изучена основательно, так как учеными не обнаружены письменные источники, которые бы позволили установить общественно-политические процессы, происходившие на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. И только археологические раскопки, осуществленные в Северо-Западной Индии, свидетельствуют, что уже в это время существовали крупные центры Харапп и Махенджо-Даро, вокруг которых сосредотачивались ремесленное производство, орошаемое земледелие и торговля. Можно предположить, что это были своеобразные города-протогосударства, между которыми велась постоянная борьба за первенство. Данный период можно назвать Древним периодом (IV – первая половина II тысячелетия до н.э.).

Обратите внимание =>  Закон О Тишине И Проведении Строительных Работ Уфа

Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древней Индии

Таким образом, более высокая степень развития гражданского права в Древней Индии, чем в Древнем Вавилоне, подтверждается не только общим большим количеством статей, посвященных гражданско-правовым отношениям, но и более полным отражением основных институтов, понятий и терминов в области гражданского права.

Государственный строй Древней Индии. Его особенности

Исходя из нормы ст. 345 главы VIII, можно утверждать, что законодатель по степени общественной опасности уголовные правонарушения делит на две группы независимо от их вида: на тяжкие преступления, под которыми понимается любое совершенное с насилием деяние, и все другие, т.е. совершенные без применения насилия. К тяжким преступлениям относились убийство, грабеж, изнасилование и др.

В этом сословии были и другие категории. Брахманы послеведийского периода разделялись на экзогамные кланы (готры), и эта система явилась образцом для других варн и дожила до нашего времени. Позднее брахманское сословие образовало множество каст, которые были связаны между собой эндогамией и общими обычаями. Последующим подразделением была шакха, т. е. «ответвление», опирающееся на ту или иную редакцию ведийских текстов, которую данный брахманский род считал канонической.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

Система варн в Древней Индии

Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах — сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.