Льгота по сбору на вылов биоресурсов

Размышления на тему налогов, сборов и квот рыбохозяйственного комплекса

Кроме того, для этих организаций установлены условия по численности, по доходности и по принадлежности использования рыбопромыслового флота: численность работников не должна превышать 300 человек. В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за налоговый период должна составлять не менее 70%. Рыболовство должно осуществляться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
В настоящее время все сельхозпроизводители, в т. ч. рыбохозяйственные комплексы, работающие на режиме ЕСХН, в соответствии со ст. 346.1 НК РФ освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, а также не признаются налогоплательщиками НДС. В соответствии с законом от 27 ноября 2019 года №335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 145 НК РФ внесены судьбоносные поправки, которые серьезно изменят налоговую нагрузку организаций и ИП, работающих на режиме ЕСХН. В частности, сельхозпроизводители, работающие на режиме ЕСХН, в настоящее время не признаются налогоплательщиками НДС. Начиная с 01 января 2019 года для этих организаций и ИП установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 млн рублей за 2019 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год, 70 млн рублей за 2021 год, 60 млн рублей за 2022 год и последующие годы. При этом лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ, должны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее заявление, подтверждающее право на такое освобождение.

О льготной ставке сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов

Из текста данной нормы следует, что при определении доли дохода от реализации добытых (выловленных) уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов учитываются только объемы водных биоресурсов, добытые (выловленные) организацией самостоятельно.
В соответствии с п. 7 ст. 333.3 гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса» рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов.

Обратите внимание =>  Образец договора аренды для регистрации в росреестре

Сбор за пользование объектами водных биоресурсов

Право на применение льготной ставки имеют не все рыбохозяйственные организации, а только те, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Об этом сказано в п.7 ст.333.3 НК РФ. В настоящее время этот Перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 03.09.2004 N 452 «О Перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов».
Сбор в виде регулярных взносов уплачивается отдельно по каждому виду объектов биоресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа в течение разрешенного срока промысла данного объекта биоресурсов (п.2 ст.333.5 НК РФ). Иными словами, если разрешение выдано на 12 месяцев, то 90% сбора уплачивается в течение 12 месяцев. Если разрешение выдано на полгода — регулярные взносы уплачиваются равными долями в течение шести месяцев.

Ставки и порядок исчисления сборов за пользование объектами животного мира, объектами водных биологических ресурсов

Перечень народов и районов, на которые распространяется указанная льгота, приведен в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 11 января 1993 года №22 «О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера». Данная льгота распространяется также и на лица, не относящихся к коренным малочисленным жителям, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство является основой их существования.
Для подтверждения льготы (пункт 2 статьи 333.2 НК РФ), суть которой заключается в полном выведении из-под обложения сборов отдельных видов объектов животного мира нужен специальный перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые используют объекты животного мира для удовлетворения личных нужд, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Сборы за пользование объектами животного мира

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Обратите внимание =>  Правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля

Льготой по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов могут пользоваться «добытчики» рыбы

Общество «АЯН» и налоговики в рамках судебного заседания выясняли, как рабохозяйственным организациям трактовать правила п. 7 ст. 333.3 НК РФ. Норма предусматривает возможность применения ставки по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в меньшем размере (15% от общепризнанной).
Суды сказали, что применение льготы не зависит от того, поступает ли доход в размере 70% от всей выручки от реализации собственной или закупаемой рыбной продукции. В компании вели расчёт из собственного улова (на основании разрешения) и купленной у других компаний рыбы. Инспекция обратилась в ВАС РФ, и не зря. Там сказали, что все нормы главы 25.1 НК РФ «пронизаны» другим смыслом.

Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая: Как рыбаки использовали налоговую льготу

В 2010 году расчётная величина поступлений от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов составляла 7 460,5 млн рублей, фактические поступления – 2 070 млн рублей. Таким образом, дополнительные финансовые ресурсы после введения налоговой льготы составили в 2010 году в целом по отрасли 5 390,5 млн рублей.
При оценке влияния этой налоговой льготы на общую налоговую нагрузку в отрасли необходимо учитывать следующее. После внесения изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” с 1 января 2009 года все добываемые в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации водные биологические ресурсы и производимая из них продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Изменение порядка доставки водных биологических ресурсов внесло изменения в порядок таможенного оформления водных биологических ресурсов, установив отсутствовавшую ранее при доставке непосредственно из исключительной экономической зоны Российской Федерации водных биоресурсов обязанность по уплате таможенных пошлин. В связи с изменением законодательства произошло значительное увеличение поступлений таможенных пошлин при экспорте водных биологических ресурсов и произведённой из них продукции: 2008 год – 478 млн рублей, 2009 год – 1 952 млн рублей, 2010 год – 2 522 млн рублей, 2011 год – 2 685 млн рублей.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

  • промышленного и прибрежного рыболовства;
  • рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях;
  • рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
  • организации любительского и спортивного рыболовства;
  • в иных случаях (ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ).
  • о полученных разрешениях, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов – не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения;
  • о количестве объектов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения – не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Статья 96

В 2001 г. была введена аукционная система продажи квот на вылов водных биологических ресурсов, и поступления в бюджет за пользование данным видом природных ресурсов обеспечивались за счет двух источников: доходов от проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов и доходов от реализации квот на вылов водных биологических ресурсов по межправительственным соглашениям.
1) в ходе традиционного природопользования представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования;

Обратите внимание =>  Договор переуступки прав пользования гаражом

Сборы за право пользования водными биологическими ресурсами: налогооблагаемая база, льготы, ставки

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Как рассчитать сбор за пользование водными ресурсами

Сумма выплаты зависит от индивидуальных особенностей, в которых работает физическое или юридическое лицо. Поэтому в разных условиях сбор будет соответственно разным. Для его вычисления в современном законодательстве существует специальная форму, позволяющая без труда самостоятельно вычислить свой личный сбор. Эта формула выглядит следующим образом:

  1. Данные для расчетов. Промысел ведется в Баренцевом море в отношении трески, объем добычи составляет 200 тонн, а прилова — 100 тонн, ставка тонны добычи составляет 5000 рублей, а 1 тонны прилова — 20 рублей. Продолжительность действия разрешения составляет 9 месяцев.
  2. Сумма сбора составит 1 000 000 рублей (5000 рублей * 200 тонн добычи трески).
  3. Разовый сбор составит 1 000 000 * 10% = 100 000 рублей.
  4. Регулярные платежи осуществляются каждый месяц и составляют 1 000 000 — 100 000 (разовый сбор) = 900 000 рублей; 900 000 / 9 (месяцы действия разрешения) = 100 000 рублей ежемесячный взнос. Единовременный сбор = 20 * 100 = 2000.

Новости рыбной отрасли — НОВОСТИ ОТРАСЛИ — Бесплатные — Новые ставки ВБР нуждаются в существенной доработке (инфографика)

Как результат, рыболовство, по данным Федеральной налоговой службы, в настоящее время во много раз превосходит все отрасли экономики как по уровню рентабельности, так и по отношению рентабельность / налоговая нагрузка. По данным ФНС России, рентабельность в рыбной отрасли в 2019 году составила 50 %, что в разы превышает аналогичные средние показатели отраслей экономики страны, налоговая нагрузка составляет всего 8 % (одна из самых низких в экономике России).
4. Производство и/или реализация рыбной продукции как на таможенной территории Таможенного союза Евразийского экономического союза, так и на экспорт на вновь построенных на территории Российской Федерации рыболовных судах за исключением построенных с получением квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.