Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г

Поводом к рассмотрению дела явились запросы трех групп депутатов Государственной Думы, запросы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Думы Чукотского автономного округа, а также жалобы граждан В.И.Белоусова, С.Л.Бембеевой, Т.И.Бобарыкиной, В.В.Буданова, В.П.Васюнина, В.Е.Великанова и И.И.Ляленко, О.А.Герасимовой, И.Н.Горбань, В.К.Дроздовской, Э.А.Заворуева и В.П.Целуевского, А.С.Капустина и Е.В.Капустиной, Ф.С.Каримова, Н.Ф.Клименко и Г.Н.Полетаева, М.В.Кольцовой, Л.А.Кондратенко, А.В.Косицына, В.И.Куландина, А.А.Лелика, В.И.Лисохмары, Л.С.Майоровой, М.А.Медведевой, С.К.Мокану, З.А.Никифоровой, М.П.Никифоровой, В.Я.Педина, Р.П.Пивоварова, Л.И.Рябикиной, В.С.Сидорова, В.Ф.Скидана, Н.Ф.Старченко, А.Е.Степанова, В.Д.Ступина, Н.Г.Тимофеевой, А.А.Тихонова, Л.Т.Чернышовой, А.М.Ширинской, М.И.Ягомоста. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Российской Федерации оспариваемые в указанных обращениях положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2002 года).
1. Признать содержащуюся в Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норму в той части, в какой она во взаимосвязи с данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Российской Федерации. Данная норма — по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм — не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина , судей М.В. Баглая , Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой , Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова , А.Л. Кононова, В.О. Лучина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова , О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева , В.Г. Ярославцева,
Поскольку непосредственно из Конституции Российской Федерации право лиц, проходивших военную службу, на такого рода льготу не вытекает, именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не в календарном, а в льготном исчислении.

Конституция РФ

с участием представителей групп депутатов Государственной Думы — депутатов Государственной Думы В.Н. Басыгысова, В.В. Лунцевича, В.Н. Пивненко, С.А. Попова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) — Председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с Федеральным Собранием и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации З.А. Корниловой, представителя Думы Чукотского автономного округа — Председателя Думы Чукотского автономного округа В.Н. Назаренко, граждан В.Е. Великанова, О.А. Герасимовой, В.К. Дроздовской, А.С. Капустина, Е.В. Капустиной, М.В. Кольцовой, В.И. Куландина, В.Я. Педина, В.Ф. Скидана, В.П. Целуевского, Л.Т. Чернышовой, представителя Совета Федерации — доктора юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
3. Конституционно-правовой смысл оспариваемых положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выявляется, исходя не только из их буквального смысла и смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, но и из их места в системе правового регулирования пенсионных отношений, в том числе порядка назначения и исчисления трудовых пенсий, которые представляют собой, как следует из статьи 2 названного Федерального закона, ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода.

Обратите внимание =>  Закон О Молодой Семье 2019

Исчисление стажа для установления трудовой пенсии с учетом решений Конституционного Суда РФ

Во-вторых, это иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В эти периоды уплата страховых взносов (и иных выплат, к ним приравненных) в Пенсионный фонд не производилась, тем не менее в силу закона они засчитываются в страховой стаж при определенных условиях.
В данной статье не будем подробно разбирать указанные решения Конституционного Суда, пусть читатели сами с ними при необходимости ознакомятся. Кроме того, не будем разбирать все возможные случаи исчисления стажа работы с учетом этих решений. Покажем только общие принципы исчисления стажа, которые могут сейчас применяться при определении права на пенсию и размера пенсии.

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

Конституция РФ

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, объяснения сторон и их представителей, заключение эксперта — доктора юридических наук Э.Г. Тучковой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства труда и социального развития Российской Федерации — Ю.В. Воронина, от Пенсионного фонда Российской Федерации — Л.И. Чижик, от Министерства юстиции Российской Федерации — И.В. Пахомова, от Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации — Е.С. Финогеновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого — предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель — исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития — должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

Судом установлено, что истец является гражданином России и пенсионером по старости с 19 октября 1994 года на основании статьи 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон), вступившем в силу с 01 января 2002 года. Данное обстоятельство подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Дела граждан, разрешенные на основании части 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Обратите внимание =>  Можно ли купить на сайте ржд льготный билет

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

При этом правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, равно как и изменение размеров надбавки за выслугу лет, входящей в состав такого довольствия, не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, – сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения гарантируется частью 1 статьи 5 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
По мнению заявителя, получающего пенсию по инвалидности, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 7, 15, 18, 19 (части 1 и 2), 33, 39 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку изменяют правила определения денежного довольствия для исчисления пенсий и размеры надбавки за выслугу лет, чем нарушают его право на пенсионное обеспечение в полном объеме. П.А.Никитину, как установлено решением суда общей юрисдикции, с 1 января 2012 года пенсия исчисляется в соответствии с о статьей 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ.

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

Требование: О признании решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии недействительным в части, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии.
Обстоятельства: По мнению истца, отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа является незаконным.
Решение: Дело в части обязания включить периоды в специальный стаж направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод суда о том, что истец, работая в должности фельдшера, осуществлял лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, противоречит положениям действующего законодательства, согласно которым к обязанностям фельдшера по приему и передаче вызовов относится осуществление информационного взаимодействия с населением.
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацугина Николая Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Пенсионные споры: Позиция Верховного Суда по отказам органов Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии

В соответствии с п. закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях Федерации» (далее – Закон право трудовую пенсию имеют более граждан. Условно объединить основные группы:
требуемый период условиями труда;
педагогическую деятельность учреждениях для детей;
лечебную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения;
другие лица.
Нередко исключение некоторых периодов стажа бывает неправомерным. Отказ органов Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) досрочной трудовой пенсии окончательным быть обжалован Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.
Повышение квалификации работников направлено уровня собой обновление теоретических знаний, условиях, числе аналогичных тем, осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Учреждения ПФ РФ возражениях требования граждан зачастую ссылаются что деятельность граждан прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) мере работе условиях, дающей право назначение пенсии. Однако по смыслу ч. кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (далее – ТК РФ) работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников специальных нормативных актов повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы.
О включении периода нахождения повышения квалификации говорится судебной практики ВС РФ за п. исчисления периодов работы, дающей право назначение трудовой пенсии по старости со ст. закона «О трудовых пенсиях Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N от 26.05.2009; далее – Правила ИПР), работы, дающей право назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно полного рабочего дня, если иное данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты периоды страховых взносов
Согласно ст. РФ направления работника для повышения квалификации сохраняются место работы (должность) заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения повышения квалификации является периодом работы средней заработной платы, работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Однако специальные законодательные нормы включения (невключения) стаж периодов учебных отпусков заработной платы отсутствуют.
Согласно п. ИПР периоды получения пособия по государственному социальному страхованию временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного оплачиваемых отпусков включаются стаж, отпуска заработной платы ИПР
Пунктом исчисления стажа для назначения пенсий лет работникам просвещения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратило силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) был закреплен порядок зачета стаж работы периодов времени обучения специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала следовала педагогическая или лечебная деятельность. судебной практики ВС РФ за указано: «С учетом положений ч. 6, ч. 15, ч. 17, ст. 18, ч. РФ периоды нахождения отпусках подлежат включению стаж работы, дающий право назначение пенсии по старости, независимо обращения пенсии права назначение пенсии по старости».
Кроме того, с п. Международной организации труда от 24.06.1974 N оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться фактической работы установления прав пособия вытекающих отношений прав национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике. случае суды должны основываться Конституции РФ что общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. РФ).

Обратите внимание =>  Трудовой договор характер работы разъездной характер работы

Верховный суд против Конституционного, очередные отписки или виноват законодатель

Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, четко указано, что «…наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». То есть организационно-правовая форма медицинской организации не является критерием, по которому те или иные медицинские учреждения были отнесены к льготным Спискам. Поэтому в Списках и нет указаний ни на ООО, ни на ЗАО, ни на государственную принадлежность тех или иных организаций системы здравоохранения. Клинический профильглавный критерий включения медицинских организаций в Списки. Например, поликлиники всех наименований (п. 9 Списков).
вот здесь про то, что отказные определения ВС РФ не обладают правовой позицией — https://zakon.ru/blog/2015/10/19/vs_rf_pravovaya_poziciya_vyrazhennaya_v_otkaznom_opredelenii_vas_rf_ne_imeet_nikakogo_znacheniya
деваться некуда. пытаться обжаловать саму норму.опять же в КС.

Конституционный суд рф о пенсии в льготном исчислении

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.
Распространенный случай – Вас отправляют «домой», даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.