Компенсация издержек перевозчикам по перевозке льготников судебная практика

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г

В то же время при отсутствии методики расчета компенсации затрат транспортных организаций при перевозке льготных категорий граждан судам следовало руководствоваться пунктами 29 — 51 Указаний по заполнению формы федеральных статистических наблюдений за деятельностью организаций автомобильного транспорта приказа Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2012 N 480 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи» (в редакции, действовавшей в спорный период).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав представителя муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление», просившего оставить обжалуемые судебные акты без изменения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2014 по делу N А17-7461/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.10.2014 по тому же делу
Затраты предпринимателя на перевозку льготных категорий граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены комитетом частично, с учетом срока действия договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иваново до 25.07.2012.

Учет бюджетных субсидий за перевозку льготников

Большое количество судебных споров с участием транспортных компаний вызвано исками о взыскании с публично-правовых образований убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда на пассажирском авто- и электротранспорте. Почему возникают такие споры? Каким образом определяется размер компенсации за счет средств бюджетов? Как организовать бухгалтерский учет субсидий? Какие налоговые обязательства возникают у перевозчика при получении бюджетных средств?
Если же субсидии выделяются на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с оказанием услуг по ценам, регулируемым органами власти, они подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 или 26.2 НК РФ (Письмо от 11.12.2012 № 03‑11‑09/98). Это объясняет сделанный в Письме Минфина РФ от 30.06.2010 № 03‑11‑06/3/96 вывод: денежные средства в виде субсидий, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения.

Государственное субсидирование пассажирских перевозок

  • ? субсидий:
    • — на компенсацию части затрат по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу;
    • — на погашение убытков прошлых лет государственным предприятиям;
    • — на компенсацию выпадающих доходов от реализации льготных проездных билетов отдельным социально-значимым категориям населения;
    • — на компенсацию отдельных видов расходов перевозчика.
  • ? бюджетных инвестиций в объекты, используемые государственными перевозчиками.
  • ? предоставления налоговых льгот предприятиям отдельных видов городского пассажирского транспорта.
Обратите внимание =>  Иск пфр к пенсионеру о неосновательном обогащении судебная практика

«Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Закон № 44-ФЗ п. 21.2. ст. 22). Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта (в дальнейшем НМЦК) должна формироваться с учетом требований Закона № 220-ФЗ. В Законе № 44-ФЗ предполагается также возможность для региональных властей устанавливать свои методические рекомендации по расчету НМЦК.

Верховный суд РФ изменил подход к компенсации убытков от перевозки льготников в общественном транспорте

Однако АС Пензенской области встал на сторону перевозчика. Татьяна Лапшина посчитала претензии обоснованными, так как обеспечение движения общественного транспорта отнесено к совместному ведению РФ и регионов. Последние должны гарантировать доступность транспорта для населения. Если область не получает достаточного финансирования, разницу следует взыскать с федерального бюджета. Обоснованием позиции стало содержание постановления ВАС РФ № 2992/09 от 23.06.2009 года.
Защитник перевозчика Сергей Новиков не усмотрел нарушений в решениях нижестоящих судов. По его словам, Россия обязана отвечать по принятым публичным обязательствам. Если регион принял на себя часть расходов по перевозкам льготников, это не освобождает государство от необходимости выделять деньги.

Компенсация издержек перевозчикам по перевозке льготников

«Статья 14. Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов по бесплатному проезду по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, а также по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения
2. Меры социальной поддержки ветеранов по бесплатному проезду по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, а также по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения предоставляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров на соответствующей территории.

Компенсация судебных расходов: о чем говорит практика

Так, в одном деле суд взыскал в пользу корпорации за счет налоговой инспекции расходы на оплату юридических услуг компании около 3 000 000 руб. Суд, изучив расчеты произведенных издержек и сравнительный анализ расценок, пришел к выводу, что данные затраты связаны с конкретными стадиями рассмотрения спора и соразмерны стоимости таких же услуг, оказываемых другими юридическими компаниями такого же уровня по критериям известности, открытости, качества услуг.
Уменьшение судебных расходов на оплату услуг представителя не может быть произвольным, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. В отсутствие доказательств чрезмерности судебных расходов суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь в том случае, если заявленные требования явно превышают разумные пределы.

Обратите внимание =>  Можно ли потратить материнский капитал на машину

Дело № 305-ЭС15-4042

В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом № 122-ФЗ были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Компенсация выпадающих доходов перевозчику из средств бюджета

В процессе исполнения поставщиками государственных и муниципальных контрактов социальной направленности, а именно на перевозку пассажиров общественным транспортом и другие подобные услуги, у поставщиков формируются определенные расходы, не входящие в стоимость контракта, но необходимые для его исполнения. Таковыми являются расходы, так называемые выпадающие доходы, на перевозку льготных категорий граждан (пенсионеров, студентов и пр.), которые прикладывают к валидатору (устройству, считывающему информацию с электронного проездного билета) соответствующий проездной документ (социальную карту и т. п.).
Трудности, возникающие у поставщиков в процессе получения оплаты за фактически понесенные расходы, заключаются в наличии множества бюрократических проволочек: необходимо сдать большое количество подтверждающих документов и расчеты, причем все это сдается, как правило, не заказчику, а в удостоверяющий центр, затем документы попадают к заказчику, заказчик резервирует средства из бюджета, и только потом происходит оплата. Весь этот процесс занимает длительное время, вплоть до целого года.

Обратите внимание =>  Что должен пройти работник при устройстве на работу нянечкой в детский сад

Постановление ФАС Уральского округа от N Ф09-7814

В силу ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“, ст. 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежали компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Согласно перечисленным нормативным документам социальные проездные документы каждого вида (федеральный, региональный, муниципальный) изготавливались и распространялись Пермским областным фондом социальной поддержки населения. Денежные средства, вырученные от реализации каждого вида социальных проездных документов, распределялись Пермским областным фондом социальной поддержки населения между операторами.

Компенсация за перевозки льготников

Компания понесла убытки от предоставления льгот по оплате проезда по городским и пригородным маршрутам, что и попыталась доказать в суде.
Суд согласился с тем, что объем переданных транспортной компании средств не покрыл расходы Предприятия по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских маршрутах, финансирование которых отнесено к полномочиям РФ и субъекта. Размер затрат также нашел подтверждение при разрешении спора.
Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

Кто заплатит за перевозку «льготников»

А вот Министерство финансов РФ сочло, что Федерация не обязана возмещать убытки и переложила ответственность на субъект, и посчитало, что оба суда неправильно применили Федеральный закон № , в котором в частности говорится: «Право предоставления таких льгот отнесено исключительно к компетенции субъектов РФ, которые своими силами должны финансировать исполнение требований соответствующих законов субъектов РФ и предоставлять субвенции муниципальным образованиям для возмещения расходов».
Областной же департамент финансов настаивал, что суды неправильно применили статью 1069 Гражданского кодекса РФ и не учли положения Постановления № 150/430 о применении коэффициента 0,5 при расчёте суммы недополученных доходов от осуществления пассажирских перевозок на городских маршрутах.
Многие не раз слышали, что в общественном транспорте не вежливо обходятся с пассажирами льготных категорий граждан — кондукторы часто ворчат, выказывают недовольство, а порой и вовсе позволяют себе грубости, мол «ездите за полцены, а за вас нам вообще не платят».
Немногие понимают все механизмы возмещения средств за проезд льготников, а проблема здесь действительно существует. Столкнулось с ней АТП.