Компенсация бюджетных средств недополученных в результате предоставления налоговых льгот

Компенсация из бюджета льгот, предоставляемых населению: новый взгляд и решение старых проблем

Законодательством РФ, в частности Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» , «О ветеранах» , предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан льгот и субсидий, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом организациям ЖКХ производится возмещение затрат в части предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, то есть указанные льготы и субсидии представляют собой разницу между установленной государством ценой (тарифом) на жилищно-коммунальные услуги и стоимостью жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых гражданами.
Попытки специалистов бухгалтерских служб провести параллель между налоговым и бухгалтерским законодательством тщетны. Организация, запрос которой лежит в основе Письма N 03-03-01-04/1-150, в подтверждение своей правоты руководствовалась п. 12 ПБУ 9/99 , согласно которому выручка признается в бухгалтерском учете при соблюдении нескольких условий. Одним из них является уверенность организации в том, что в результате конкретной операции увеличатся ее экономические выгоды. Такая уверенность может быть:

О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов

В настоящее время существует несколько способов реализации государственного регулирования цен, однако нас интересует лишь один из них — установление льгот для отдельных категорий потребителей. В такой ситуации у предприятия, реализующего услуги по заниженным тарифам (ценам), зачастую не покрываются затраты на производство и поставку услуг. В результате чего образуются так называемые выпадающие доходы, которые компенсирует государство (в лице субъектов РФ или муниципалитетов). Кстати, действующим законодательством прямо не установлена безусловная обязанность государства по возмещению предприятиям выпадающих доходов в полном объеме. В арбитражной практике есть немало решений, из которых следует, что споры возникают не только из-за размера возмещаемых сумм, но и из-за самой обязанности компенсировать выпадающие расходы (см. постановления ФАС УО от 13.12.2013 N Ф09-12420/13, ФАС МО от 08.11.2013 N А40-155306/12-55-1420, ФАС ВВО от 16.12.2013 N А29-3869/2011).
Учет поступления субсидий, получаемых в целях возмещения выпадающих доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен, осуществляется в общеустановленном порядке. То есть доходы, связанные с оказанием услуг, должны отражаться автотранспортным предприятием по правилам, установленным ПБУ 9/99 «Доходы организации» .

Об оценке бюджетной социальной эффективности налоговой льготы по земельному налогу

В качестве эффекта от предоставления налоговых льгот, используемого при расчете бюджетной эффективности, рассматривается прирост налоговых поступлений в бюджет сельского поселения, связанный с предоставлением налоговой льготы, экономия средств бюджета сельского поселения.
5.6.2. если получателями налоговых льгот выступают организации (индивидуальные предприниматели), получающие субсидии за счет средств бюджета сельского поселения, то эффект от предоставления налоговых льгот исчисляется как разница между необходимыми и фактически выделенными суммами финансирования данных организаций (индивидуальных предпринимателей) или определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета сельского поселения в случае не предоставления налоговых льгот этим организациям, которые могут выражаться:

Обратите внимание =>  Льгота по подоходному налогу чернобыльцев

Учет бюджетных субсидий за перевозку льготников

Как известно, выручка, полученная от оказания услуг, признается в момент оказания такой услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ) в сумме, определенной в соответствии с заключенным с заказчиком договором, но с учетом всех поступлений, связанных с расчетами за услуги (ст. 249 НК РФ). Таким образом, доходы, полученные от продажи проездных билетов по сниженным ценам, транспортное предприятие однозначно должно учесть в составе выручки, полученной от реализации. В свою очередь, бюджетные средства, выделяемые в целях возмещения недополученной платы в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей, в гл. 25 НК РФ прямо не названы. Как следствие, возникали разногласия между налогоплательщиками и контролерами, которые в конечном итоге были разрешены на уровне Президиума ВАС. В настоящее время перевозчику следует лишь воспользоваться наработанной практикой.

  • на постановления Пленума ВС РФ;
  • на сохранившие силу постановления Пленума ВАС по вопросам судебной практики (согласно ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ);
  • на постановления Президиума ВС РФ;
  • на сохранившие силу постановления Президиума ВАС. В законодательстве отсутствует специальное указание на порядок утраты силы данными документами. Представляется, что можно действовать по аналогии с вышеописанным порядком: пока не принято постановление Президиума ВС РФ по определенному вопросу, арбитры могут руководствоваться правовой позицией Президиума ВАС. По крайней мере ВС РФ сам ссылается на такие судебные акты[1].

Проект Постановления Правительства Российской Федерации — Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — (подготовлен Минфином России )

Отдельные налоговые льготы (налоговые расходы) могут соответствовать нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным государственным (муниципальным) программам. В этом случае они относятся к нераспределенным налоговым льготам (налоговым расходам).
Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев свидетельствует о недостаточной эффективности рассматриваемых налоговых льгот (налоговых расходов). В этом случае куратору надлежит рекомендовать рассматриваемую налоговую льготу (налоговый расход) к отмене либо сформулировать предложения по совершенствованию механизма ее действия.

Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска

Источником информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот служат данные администратора налоговых доходов МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре и сведения, представленные льготной категорией налогоплательщиков – юридическими лицами (налоговые декларации по земельному налогу).
Льготы по налогу предоставлялись девяти социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности. Льготой воспользовалось 15 878 налогоплательщиков, что на 1 835 налогоплательщиков больше, чем в прошлом периоде.

Обратите внимание =>  Электронный ключ подписи для налоговой для физических лиц

Влияние налоговых льгот на доходы бюджетов разного уровня стало темой обсуждения на «круглом столе» в Совете Федерации

Виталий
Шуба
отметил,
что о важности обсуждаемой темы свидетельствуют следующие цифры: доходы
федерального бюджета составляют 13,7 триллиона рублей, консолидированный бюджет
субъектов РФ – 9,7 триллионов рублей, налоги, которые администрирует
Федеральная налоговая служба, — примерно 16,5 триллионов рублей. При этом объем
льгот для налогоплательщика, что одновременно является бюджетными расходами для
регионов, составляет порядка семи триллионов рублей.
По информации
Минфина России, в 2016 году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного
учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому
направлению.

Об оценке бюджетной социальной эффективности налоговой льготы по земельному налогу

2. Настоящий Порядок определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по земельному налогу, условия предоставления налоговых льгот, последовательность действий при проведении оценки эффективности предоставления налоговых льгот, требования к применению полученных результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории муниципального образования п. Добрятино (сельское поселение).
5.3.2. по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного финансового года — со дня предоставления на основании запроса администрации сельского поселения налоговыми органами необходимой для проведения оценки информации, но не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.

Департамент общего аудита по вопросу учета субсидий из федерального бюджета

Основы государственного регулирования цен изложены в Указе Президента РФ от 28.02.95 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому Правительству РФ предоставлено право определять с учетом норм, установленных законодательными актами РФ, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ
В связи с этим, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, существует риск того, что налоговый орган будет настаивать на том, что регулируемыми признаются тарифы, установленные органами исполнительной власти субъекта РФ на основании Постановления № 239. В свою очередь, тарифы, установленные Правительством РФ (но не основанные на Постановлении № 239) к таковым не относятся.

Компенсация бюджетных средств недополученных в результате предоставления налоговых льгот

Налоговый расход – такая налоговая льгота, которая может быть заменена другим бюджетным расходом, объясняет директор НИФИ Владимир Назаров, это может быть и налоговый вычет, и налоговый кредит. Классический пример налогового расхода – льготная 10%-ная ставка по НДС: взимается с основных продуктов питания, кроме деликатесов, товаров для детей, книг, учебников и лекарств.
Дороже всего бюджету обходятся льготы, направленные на поддержку экономики, следует из материалов Минфина: 2 трлн руб. в 2019 г., или 85% потерь. Доля здравоохранения и социальной политики – 12 и 3% соответственно. Среди налогов лидер по льготам – НДС (1,2 трлн руб. в 2019 г.), среди отраслей – нефтянка: 550 млрд руб.

Обратите внимание =>  Алгоритм действий при получении сообщений о мошенничестве

Порядок предоставления субсидий из бюджета на возмещение недополученных доходов

  1. заверенная печатью копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  2. заверенная печатью копия договора на управление многоквартирным домом;
  3. справки налогового органа и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  4. документы, подтверждающие выплату получателем ежемесячной заработной платы работникам в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Калужской области для трудоспособного населения, в сроки, установленные действующим законодательством;
  5. документы, подтверждающие, что управляющая организация не находится в процессе банкротства;
  6. расчет объема субсидии, подписанный получателем субсидии (далее — расчет субсидий).

1.2. Порядок разработан в целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств и регламентирует предоставление из бюджета муниципального образования «Город Калуга» средств, предусмотренных в виде субсидий, на возмещение организации, осуществляющей управление многоквартирным домом (далее — управляющая организация), недополученных доходов в части платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений за нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения о размере платы за жилое помещение.

Методика оценки эффективности налоговых льгот

1.6. Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования единых подходов к оценке эффективности налоговых льгот осуществляет проверку информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, и размещает ее на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 августа текущего финансового года в целях сверки исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период (далее – исходные данные).
При определении объема налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков, получателей налоговой льготы учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу.