Льгота по ндс в случае выполнения ниокр собственными средствами

Обсуждаем льготы по НДС для НИОКР

  • разработку конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработку новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Как видно из Постановления ФАС МО от 12.09.2008 N КА-А40/8498-08, инспекция настаивала на том, что ОАО не подтвердило статус научной организации, поэтому не имеет права на льготу. Однако арбитры отметили, что согласно уставу ОАО основными видами деятельности являются проведение НИОКР по созданию новых образцов самолетов и прочей авиационной техники. Среди видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком, есть деятельность, относимая по коду 73.10 — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Налоговые льготы при выполнении НИОКР

Согласно ст.3 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации подлежат обложению этим налогом в общеустановленном порядке. Исключением являются товары (работы, услуги), перечисленные в п.1 ст.5 этого Закона, реализация которых осуществляется в льготном налоговом режиме.
В приведенном примере образовательное учреждение будет производить возврат указанных бюджетных средств за счет денежных средств, полученных от хозяйственной деятельности. Будет ли в этом случае данное образовательное учреждение оплачивать выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ с учетом НДС или без учета этого налога? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто будет являться исполнителем работ.

Порядок применения льготы по НДС в отношении НИОКР

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «КИБ «Компас» в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и ВНИЭРХ, выполняло в качестве соисполнителя научно-исследовательские работы по разработке научно-методического и информационного обеспечения развития рынков рыбных товаров по Северному и Западному регионам; формированию прогноза ресурсного обеспечения функционирования рыбохозяйственных комплексов Северного и Западного рыбопромышленных бассейнов в долгосрочной перспективе до 2015 года и так далее. В названных договорах указано, что работы финансируются из средств бюджета. Более того, в материалах дела имеется письмо Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (лист дела 106), в котором указано, что финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам, заключенным Комитетом с ВНИЭРХом, осуществлялось за счет средств целевого бюджетного финансирования.
По мнению заявителя, право на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет бюджетных средств, предоставляется налогоплательщику независимо от наличия у него свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, Общество считает, что представило в налоговый орган достаточные доказательства того, что спорные работы оплачивались за счет средств бюджета.

Распространенные ошибки при выполнении НИОКР по государственному контракту

Расходы, связанные с выполнением работ, должны отвечать условиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, т.е. должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Расходы, отвечающие таким критериям, организация признает в порядке, установленном статьями 272, 318, 319 НК РФ (пункт 4 статьи 262 НК РФ). К таким расходам могут быть отнесены, в частности, расходы на оплату услуг привлеченных соисполнителей, амортизационные начисления по основным средствам, заработная плата сотрудников и пр. Указанный подход подтверждается позицией Минфина РФ изложенной в Письме от 22 июня 2009 № 03-03-06/1/416. Не смотря на то, что в письме идет речь об исполнителе -унитарном предприятии, считаем, что данная позиция применима и к рассматриваемой ситуации, т.к. унитарное предприятие является коммерческой организацией (статья 113 ГК РФ).
Часто на практике возникает следующий вопрос: можно ли на основании статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывать в составе доходов денежные средства, полученные от заказчика, как целевые поступления по государственному контракту. Проанализируем данный вопрос.

Когда разработки освобождаются от НДС

  • осуществляются за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • выполняются учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.
Обратите внимание =>  Взыскание коммунальки с наследников

Таким образом, эта льгота применяется в зависимости от источника финансирования НИОКР. То есть, если работы выполняются за счет средств бюджетов либо вышеуказанных фондов, освобождение от обложения НДС применяется как их исполнителями, так и соисполнителями, при условии что оплата таких работ производится за счет средств бюджетов или средств Российского фонда фундаментальных исследований.
Второе основание- льгота по НДС, установленная подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Данная норма предусматривает возможность использования льготного режима налогообложения организациями, выполняющими НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, получила из федерального бюджета субсидию на осуществление НИОКР — создание основного средства (здания)

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При приобретении сырья и материалов в целях осуществления НИОКР предъявленный поставщиком НДС организация вправе принять к вычету в случае, если в сумме бюджетной субсидии, предоставленной организации из федерального бюджета, НДС не учтен. В таком случае расходы на НИОКР в части сырья и материалов в учете организации отражаются без НДС.
Если бюджетная субсидия, полученная организацией из федерального бюджета в целях осуществления НИОКР, выделяется с учетом НДС, то суммы НДС, предъявленные поставщиком при приобретении организацией сырья и материалов, к вычету не предъявляются. Соответственно, в учете организации расходы на НИОКР в части приобретенных сырья и материалов учитываются с учетом НДС.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии, в частности, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и/или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом субсидия может быть получена как до, так и после фактического осуществления расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. По общему правилу вычетам подлежат суммы налога при выполнении следующих условий:
— товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету, что должно быть подтверждено соответствующими документами (п. 1 ст. 172 НК РФ);
— товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или предназначаться для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты по НДС не предусмотрено.
Соответственно, возможность применения налоговых вычетов по НДС не ставится в зависимость от источника финансирования приобретения товаров (работ, услуг).
Таким образом, НДС, предъявленный поставщиками при приобретении организацией сырья и материалов, а также товаров (работ, услуг) в целях осуществления НИОКР, принимаются к вычету после отражения расходов на их приобретение при наличии счета-фактуры поставщика.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации следует учитывать следующее.
В п. 3 ст. 170 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда НДС, ранее правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению.
Так, в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.07.2019, суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Следовательно, начиная с 01.07.2019 при получении после указанной даты субсидий из федерального бюджета субъекта РФ (или муниципального бюджета) на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо восстанавливать (смотрите также письма Минфина России от 20.07.2019 N 03-07-11/46139, от 21.06.2019 N 03-07-11/38622, от 14.02.2019 N 03-07-11/8209).
Соответственно, если до 1 июля 2019 года при получении субсидий из бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо было восстанавливать только по тем субсидиям, которые получены из федерального бюджета РФ, то с 1 июля 2019 года указанное требование распространяется и на субсидии, полученные из бюджетов субъектов РФ (или муниципальных бюджетов).
Следует отметить, что понятие «затраты» включает в себя различные издержки предприятия, в том числе и уплаченные суммы НДС (смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2019 N 09АП-10993/17).
В соответствии с абз. 2 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету.
Согласно абз. 3 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
В силу абз. 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При этом на основании пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ субсидии из бюджетной системы РФ являются внереализационными доходами налогоплательщика и датой их получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Также следует учитывать, что необходимость восстановления НДС при получении субсидий из федерального бюджета напрямую связана с тем, учтен ли НДС при ее выделении из бюджета.
Так, в письме Минфина России от 02.10.2015 N 03-07-11/56446 указано, что если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены без учета НДС, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяется и, соответственно, суммы НДС восстановлению не подлежат (смотрите также письма Минфина России от 23.10.2015 N 03-07-11/60945, от 06.12.2011 N 03-07-11/337, ФНС России от 14.04.2016 N СД-4-3/6551@).
При этом в рассматриваемой ситуации бюджетная субсидия получена налогоплательщиком до осуществления затрат на приобретение сырья, материалов, а также товаров (работ, услуг) в целях создания НИОКР.
В таком случае, учитывая вышеприведенные нормы, порядок учета НДС будет зависеть от того, учтен ли НДС при выделении субсидии из федерального бюджета.
Рассматриваемая норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обусловлена исключением возможности получения налогоплательщиками «двойного вычета».
Включение в НК РФ правила об обязанности по восстановлению НДС объясняется тем, что налогоплательщик уже получил «вычет» НДС посредством получения денег из бюджета в форме субсидии.
Такой вывод подтверждается в письме Минфина РФ от 18.11.2016 N 03-07-11/68000: «В случае оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета».
Таким образом, полагаем, что, если в рассматриваемой ситуации налогоплательщик получает субсидию из федерального бюджета с учетом НДС, то при приобретении сырья, материалов, товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в целях осуществления НИОКР, такой НДС, выставленный поставщиком, организация к вычету не принимает, поскольку НДС, учтенный в составе выделенной субсидии, считается уже возмещенным налогоплательщику.
Суммы НДС, предъявленные поставщиком при приобретении сырья, материалов, товаров (работ, услуг) в целях осуществления НИОКР, не принятые к вычету, учитываются в составе фактических расходов на их приобретение, то есть в составе расходов на НИОКР.
Соответственно, если в сумме полученной бюджетной субсидии сумма НДС не учтена, то налогоплательщик при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, вправе предъявить НДС к вычету в установленном порядке.

Обратите внимание =>  В мошенничестве нет потерпевшего

Глава 4

До внесения изменений по НДС льготировались только те НИОКР, что выполнялись за счет средств бюджетов и специализированных фондов, а также учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Изменениям подвергся и п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Согласно новому пп. 16.1 (введен Федеральным законом N 195-ФЗ) с 1 января 2008 г. от НДС освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
— разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
— создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Налоговые льготы по НДС

— реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также «уголовными» мастерскими лечебных исправительных учреждений;
Пунктом 7 ст. 149 Налогового кодекса установлено, что «освобождение от налогообложения. не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Территория Нефтегаз № 10 2014

В соответствии с поручениями Президента России, Правительства РФ и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, крупнейшие производственные компании России разработали и реализуют программы инновационного развития. В рамках своих программ инновационного развития компании взяли на себя обязательства по повышению показателей эфективности производства за счет выполнения проектов НИОКР.
Несмотря на преимущество, существуют и недостатки данной схемы. Развитие инноваций является новым направлением деятельности для многих российских компаний, у которых еще недостаточно полно сформирована материальная база, состав опытных и квалифицированных специалистов, необходимых для реализации НИОКР. Таким образом, себестоимость НИОКР будет складываться как из собственных затрат заказчика или исполнителя, так и из материалов прочих расходов (например, аренда научных лабораторий, привлечение ученых, специалистов), на которые льгота по НДС не распространяется. Далее, если НИОКР будут использованы для перепродажи, то на выручку от реализации будет начисляться НДС. В связи с этим заказчик должен будет восстановить НДС по НИОКР (доначислить НДС).

Обратите внимание =>  П 1 ст 28.1 фз 181 с изменениями

Льгота по ндс в случае выполнения ниокр собственными средствами

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам (Инструкция по применению плана счетов. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).
В соответствии со ст. 171 НК РФ «Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.»

Налоговые льготы при выполнении НИОКР

• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
• выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются такие виды деятельности, как разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; разработка новых технологий производства новой продукции (товаров, работ, услуг); создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам (подп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Какие документы подтверждают освобождение НИОКР от НДС

  • за счет средств всех уровней бюджетов РФ;
  • за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований;
  • за счет средств Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, если такие фонды созданы на основании Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кроме того, этой же нормой НК РФ определено, что на основании хоздоговоров предоставляется освобождение от НДС выполнение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, если эти работы проводились научными организациями и учреждениями образования.