На какую сумму суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2010 г

Постановлением об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника от 14.12.2009 (в редакции постановления от 30.12.2009) обращено взыскание на денежные средства на счете-вкладе 4070281071300004206 в филиале «Т.» г.Красноярска, принадлежащем открытому акционерному обществу «Е.», в сумме 79 382 552,38 рублей.
Постановлением о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника от 08.06.2007 должнику — открытому акционерному обществу «Е.» запрещено совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, а именно: скважины N 24 Юрубченской площади, расположенной по адресу: Россия, Эвенкийский автономный округ, Байкитский район, в 150 км. к Юго-Западу от села Б. (номер объекта 88/02/120000); скважины N 7 Юрубченской площади, расположенной по адресу: Россия, Эвенкийский автономный округ, Байкитский район, (номер объекта 88/02/120000); скважины N 5 Юрубченской площади, расположенной по адресу: Россия, Эвенкийский автономный округ, Байкитский район, в 150 км. к Юго-Западу от села Б. (номер объекта 88/02/120000:01).

Можно ли уменьшить исполнительский сбор, наложенный приставом

Таким образом, если судебный пристав-исполнитель не принял во внимание те обстоятельства, на которые ссылался должник в обоснование отсутствия его вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, то должнику имеет смысл обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно положениям пунктов 7-9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законодательством РФ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Может ли пристав-исполнит снизить сумму сбора

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исполнительный сбор: уменьшение, освобождение, отмена

  • об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, если считает, что постановление вынесено незаконно;
  • об освобождении от исполнительского сбора, если имеются соответствующие основания для освобождения;
  • об уменьшении размера исполнительского сбора, если имеются предусмотренные законом основания для уменьшения;
  • о признании незаконным соответствующего постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении его размера;
  • об оспаривании постановления о взыскании сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
  1. если исполнительный документ был возвращен взыскателю по основаниям, указанным в законе;
  2. если должник-организация ликвидируется и исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию;
  3. если должник-организация признана банкротом и исполнительный документ направлен конкурсному управляющему;
  4. если прекращено основное исполнительное производство по причине отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  5. если был отменен или признан недействительным исполнительный документ, на основании которого возбуждено производство.

Уменьшение исполнительского сбора: порядок действий

3) Постановление КС РФ от 30.07.2001 № 13-П предусматривает, что при сокращении подлежащей к уплате суммы ИС суд оценивает характер правонарушения, размер и последствия причиненного вреда, степень вины должника, его имущественное положение, а также иные обстоятельства, которые суд сочтет существенными для дела.
Хозяйственное общество обратилось в суд с просьбой снизить сумму исполнительского сбора (далее – ИС) по исполнительному производству. Сбор был начислен за нарушение графика платежей Росприроднадзору по Кемеровской области на основании решения Арбитражного суда Кемеровской области.

Обратите внимание =>  Когда обновляются документы для предоставления льготы на подоходный

Как уменьшить или отменить исполнительский сбор

  • если был отменен судебный акт, на основании которого возбудили исполнительное производство;
  • если отменен исполнительный документ;
  • если отменено постановление пристава о взыскании исполнительского сбора;
  • если суд уменьшил размер исполнительского сбора, приставы возвращают должнику излишне уплаченную сумму.

Как должник, вы можете предоставить приставу доказательства того, что не могли исполнить его требования вовремя по причине непреодолимой силы. Имеются в виду чрезвычайные обстоятельства, которые в данном случае никак нельзя было предотвратить. Открытого перечня или примера этих обстоятельств в законе нет. Предоставление таких доказательств должником в силу части 2 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве препятствует установлению исполнительского сбора. Находились на лечении в стационаре, уезжали в длительную служебную командировку или в отпуск за границу? Попробуйте принести приставу подтверждающие документы, чтобы избежать выставления исполнительского сбора еще на начальной стадии. Конечно, при этом надо все-таки постараться погасить долг в кратчайшие сроки.

Образец искового заявления об уменьшении исполнительского сбора

Исковое заявление должно быть направлено в арбитражный суд по месту нахождения отдела службы судебных приставов в течение десяти дней с момента получения извещения об исполнительском сборе. Однако просрочка не является основанием для отказа в принятии иска арбитражным судом.
Если же физическое лицо не исполняет своей обязанности по исполнительному документу, имеющему неимущественный характер, сбор будет составлять 5000 рублей. Юридическое лицо, являясь должником по неимущественному исполнительному документу, должно будет заплатить 50000 рублей.

Исполнительский сбор судебных приставов: размер и взыскание

Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, которые исключали возможность заплатить. Например, наводнение. Человек живет в особых климатических условиях, в которых высока вероятность затопления. Дороги размыты, люди в плену у стихии. В этом случае данное обстоятельство будет попадать под понятие «непреодолимая сила». Не стоит забывать о важности доказывания обстоятельств, которые являются уважительными. Существуют отдельные случаи, когда субъект полностью освобожден от данной уплаты. Разберем их далее.
На добровольное исполнение отводится 5 дней. За это время должник может выполнить требования суда и избежать дополнительных затрат. Выходные и праздничные не учитываются. Также нужно знать, что должника обязаны надлежащим образом уведомить об исполнительном листе одним из следующих способов:

Снижение размера исполнительского сбора и его пределы

Не вдаваясь в обсуждение дискуссионного вопроса о правовой природе исполнительского сбора, можно отметить, что данная мера, очевидно, имеет одну цель — под страхом ее применения побудить должника к скорейшему исполнению исполнительного документа. Иными словами, исполнительский сбор — мера стимулирующего характера.
Не менее очевидно, однако, и то, что эта цель может быть достигнута тогда, когда у должника имеется потенциальная возможность добровольно исполнить исполнительный документ. Закон разрешает суду в случае отсутствия вины должника в неисполнении исполнительного документа освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Между тем отсутствие у должника необходимых денежных средств для исполнения исполнительного документа справедливо не признается обстоятельством, самим по себе свидетельствующим об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа. При таких обстоятельствах угроза взыскания исполнительского сбора не способна подвигнуть должника к добровольному исполнению. Поэтому в подобных случаях исполнительский сбор носит исключительно штрафной характер.
Однако штрафной характер исполнительского сбора всегда имеет второстепенное, подчиненное основной цели значение, поскольку он не обеспечивает главного — исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, а также актов других исполнительных документов. Нельзя забывать, что принудительное исполнение исполнительных документов осуществляется исключительно по инициативе и в интересах взыскателя и органы принудительного исполнения оказывают именно содействие в исполнении, не имея в этом никакого самостоятельного материального интереса. Поэтому исполнительский сбор не может выполнять лишь функцию штрафного характера.
Действительно, само по себе взыскание исполнительского сбора как штрафа не нужно никому:
ни взыскателю, т.к. должник все равно не исполняет исполнительный документ, и реализовавшаяся угроза взыскания исполнительского сбора исполнению не способствует, притом что взыскиваемая сумма идет в федеральный бюджет, а не взыскателю;
ни должнику, т.к. для должника наложенный исполнительский сбор — это дополнительное обременение, и если и без оного должник не мог исполнить исполнительный документ, то вряд ли уже наложенный исполнительский сбор поможет должнику это сделать;
ни государству, поскольку взысканием исполнительского сбора не обеспечивается цель принудительного исполнения исполнительных документов, ради которой и существует механизм исполнительного производства.
Соответственно, взыскание исполнительского сбора осуществляется только как реализация угрозы за неисполнение в добровольном порядке исполнительных документов, поскольку в ином случае никто бы не боялся этой угрозы, и исполнительский сбор утратил бы свою стимулирующую функцию. Именно подчиненное положение штрафной функции исполнительского сбора открывает возможность для корреляции размера взыскиваемого исполнительского сбора с характером вины должника в неисполнении в добровольном порядке исполнительных документов, поскольку только при таком подходе исполнительский сбор не становится штрафом, имеющим самодовлеющее значение. Указанная корреляция проявляется в выяснении причин того, каким образом объясняется то, что угроза взыскания исполнительского сбора не достигла своей цели, что, в свою очередь, раскрывает взаимосвязь стимулирующей и штрафной функций исполнительского сбора.
Напротив, отсутствие возможности для такой корреляции ведет к тому, что исполнительский сбор превращается в формальное наказание, оторванное от конкретных обстоятельств неисполнения исполнительного документа, т.е. по существу связанное с ним только порядком расчета исполнительского сбора. Это приводит к тому, что взыскание исполнительского сбора начинает составлять самостоятельный материальный интерес государства, никак не связанный с удовлетворением интереса взыскателя. И вместо того, чтобы стимулировать должника к исполнению исполнительных документов, исполнительский сбор превращается для должника в обыкновенное дополнительное денежное обременение.
Между тем подобное обременение является как раз тем инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерным ограничением свободы предпринимательства и права собственности, о необходимости с точки зрения Конституции искоренения которых указывал Конституционный Суд РФ в упомянутом выше Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П. Европейский суд по правам человека отмечал, что в принципе не является неправомерной угроза применения к должнику санкций, стимулирующих добровольное исполнение судебных решений, но такая мера должна именно стимулировать к добровольному исполнению, а не оказывать серьезное влияние на положение должника .
———————————
Постановление ЕСПЧ от 20.09.2011 «Дело «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» (OAO Neftyanaya Kompaniya «YUKOS») против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04) // Российская хроника Европейского суда. Приложение к «Бюллетеню Европейского суда по правам человека». Специальный выпуск. 2012. N 3. С. 48 — 150.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей. При этом Закон допускает возможность для суда при определенных условиях отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).
Ранее вопрос о возможности уменьшения размера взыскиваемого исполнительского сбора становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Обращаясь в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П к анализу положений ст. 81 ранее действующего Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» , не предусматривающих возможности уменьшения размера исполнительского сбора ни при каких обстоятельствах, Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

Обратите внимание =>  Входит ли в северный стаж период безработицы

Уменьшение исполнительского сбора: порядок действий

Ответственность должна быть соразмерна нарушению. Административная ответственность за нарушения, посягающие на публичные интересы, устанавливается законодательством, в законах фиксируется размер штрафов. Штрафы начисляются путем издания постановления уполномоченным органом или по решению суда. Некоторые штрафные санкции могут быть снижены судом при установлении исключительных обстоятельств. В деле о снижении исполнительского сбора разбирался Арбитражный суд Кемеровской области.
Ввиду непростого финансового положения, а также ввиду того, что на момент рассмотрения заявления о снижении сбора задолженность по исполнительному листу была полностью погашена, суд посчитал, что он вправе снизить сумму сбора в пределах, предусмотренных законом.

Основания для снижения размера исполнительского сбора

На основании ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа , имущественного положения должника , иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора , а также уменьшить его размер , но не более чем на одну четверть от размера , установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке , установленном настоящим Федеральным законом , обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора , с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания , об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На какую сумму суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора

Анализ п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 позволил сделать вывод, что судам предоставлено право изменять размер штрафа как в случае направления требования об оспаривании, так и при предъявлении иска об уменьшении. Это обусловлено тем, что суд фактически не связан основаниями и доводами при подаче требования об оспаривании постановления. Речь именно о праве суда уменьшить размер в случае, если указанного требование не заявлялось.
В части определения минимального значения, на которое может быть уменьшен исполнительский сбор, судебная практика представляется неоднозначной. В частности, в Постановлении КС РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать критерию соразмерности. Вместе с тем законодатель вправе определять как максимальный, так и минимальный размер штрафов за неисполнение законодательства.